Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:46, курсовая работа
Цель работы – раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики.
Объектом исследования является экономика страны.
Введение…………………………………………………………………….... .4
1 Монополистические тенденции и монополии……………………………..5
1.1 Причины возникновения, суть и основные формы монополий……… ..5
1.2 Входные барьеры монополий……………………………………………11
1.3 Источники монополий …………………………………………...………13
1.4 Показатели монополий…………………………………………………...15
2 Монополии в Республике Беларусь………………………………………..16
3 Экономические последствия монополий и антимонопольная политика в Республике Беларусь……………………………………………………….…19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованных источников………………………………………...24
Рисунок 1.2 – Сравнение средних затрат конкурентных фирм и естественных монополий[2,с.251].
Естественные монополии опираются либо на уникальные природные ресурсы, либо на уникальную сложную технологию. Одновременно, это «дойная корова» для иных монополий. Удержание государством низких цен на услуги и товары естественных монополий позволяет частным монополиям повышать цены на свои товары и получать сверхприбыль.
Искусственная монополия не является результатом стихийного экономического развития. на- результат сговора крупных фирм, стремящихся получить монопольную прибыль .При всеобщем стремлении к максимизации прибыли ее получают главным образом те, кто имеет для этого основания. В качестве такого основания становится индустриальный потенциал предприятия. Для этой формы монополии характерно то, что в течение некоторого времени одна фирма может быть единственным поставщиком товара, но не иметь специальной защиты от конкуренции.
Доминантные и чистые монополии:
Доминантной монополией можно считать крупнейшие предприятия отрасли, которым противостоит множество мелких предприятий – ценоискателей.
Чистыми монополиями называют те,
которые возникают при
Дискриминационные монополии используют систему цен, различие которых не обосновано уровнями издержек ,например, подписка на печать при разной цене для библиотек, индивидов и студентов. Дискриминационная монополия проводит ценовую дискриминацию – устанавливает различные цены на разные единицы одного и того же товара, не оправданные никакими различиями в издержках. В результате она заставляет платить некоторых потребителей «резервную цену» и присваивает «ренту потребителя».Каждую единицу товара продают тому покупателю, который оценивает ее выше всех, по той максимальной цене, которую он готов за нее заплатить.
Простая монополия продает товары по одной и той же цене всем покупателям.
В отличие от совершенной конкуренции, которая характеризуется неспособностью отдельных продавцов повлиять на цену товара, продаваемого каждым из них, на монопольном рынке продавец может влиять на цену, контролируя объем производимого товара. Следовательно, функция спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с функцией спроса в целом для отрасли, т. к. монополист один представляет всю отрасль в целом. На решения монополиста воздействуют спрос на ее продукт, эластичность спроса по цене, предельный доход и предельные издержки производства товара. Везде предполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль.
Кривые спроса, предельных издержек и предельного дохода для фирмы монополиста выглядят следующим образом:
Рисунок 1.3 – Сочетание спроса, издержек и дохода в условиях монополизации рынка[5,с.130].
Монополист максимизирует прибыль при объеме производства Q1 , соответствующем равенству предельного дохода и предельных издержек. В условиях совершенной конкуренции было бы произведено больше продукции(Q2).Соответственно, цена продукции монополиста Р1 выше цены совершенного конкурента Р2.
Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары. Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.
1.2 Входные барьеры монополий
Захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.
Барьер для
входа в отрасль –
Существует 2 вида входных барьеров:
1)естественные, которые возникли по экономическим причинам;
2) искусственные, которые создаются институциональным путем.
Основные виды естественных барьеров:
- экономия от масштабов производства. Этот барьер означает преимущество в издержках производства у очень крупных фирм, что дает при необходимости возможность понижать цену до уровня, который и будет барьером для входа в отрасль других фирм с более высокими средними издержками. Таким образом возникает естественная монополия. Естественная монополия – это фирма, способная обеспечить рыночный спрос на какой-либо товар с минимальными средними издержками в долговременном периоде.
- размер рынка. Иногда условия спроса таковы, что позволяют удержаться в отрасли лишь одной фирме. Например, ресторан в небольшом населенном пункте.
- контроль над ключевыми ресурсами производства на основе владения или пользования. Например, одна скважина, в которой добывается нефть. Уникальные способности или знания также могут создавать монополию.
Искусственные барьеры :
- патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции на определенное время. Смысл патента или авторских прав – стимулирование творческой активности.
- лицензии правительства на право заниматься каким-либо видом деятельности.
- нечестные целенаправленные действия самих фирм-монополистов (угроза, шантаж и т.д.). Сегодня жесткие меры монополии запрещены.
Не следует преувеличивать силу монопольной власти. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией, т.е. в определенной мере она также ограничена в своих действиях:
- условиями рыночного спроса
- конкуренцией со стороны импорта
- потенциальной конкуренцией в связи с появлением товаров-заменителей в условиях НТР
- конкуренцией за бюджет потребителя со стороны других фирм, каждая из которых стремится занять как можно более существенное место в бюджете потребителя
- антимонопольным законодательством, которое принято во всех развитых странах.
Таким образом, чистая монополия, как и совершенная конкуренция, является крайней формой рыночной структуры. Чистая монополия, возникнувшая на базе рыночной экономики, функционирует по законам рынка.
1.3 Источники монопольной власти
Источники монопольной власти связаны с факторами, определяющими эластичность спроса на продукцию фирмы. К ним относятся:
1. Эластичность рыночного
(отраслевого) спроса на
Напомним, что среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене, выделяют:
- наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (чем больше заменителей, тем выше эластичность; при чистой монополии не существует совершенных заменителей товара, и риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);
- временной фактор (рыночный спрос, как правило, более эластичен в долгосрочном периоде и менее эластичен в краткосрочном. Это связано с временным лагом реакции потребителя на изменение цены и большой вероятностью появления со временем товаров-заменителей);
- долю расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем выше эластичность спроса по цене);
- степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, то эластичность будет скорее низкой, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса, т.е. рынок будет эластичным);
- разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает, а сокращение цены расширяет сферу экономически оправданного применения данного товара. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);
- важность товара для потребителя (товары первой необходимости (зубная паста, мыло, услуги парикмахера) обычно неэластичны по ценам; товары же, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуются большей эластичностью).
2. Число фирм на рынке. Чем меньше фирм на рынке, тем при прочих равных условиях больше возможность отдельной фирмы влиять на цены. При этом значение имеет не просто общее число фирм, а число наиболее влиятельных, имеющих существенную долю на рынке, так называемых "основных игроков". Поэтому очевидно, что если на две крупные компании приходится 90% объема продаж, а на оставшиеся 20 — 10%, то у двух крупных фирм большая монопольная власть. Такое положение называется концентрацией рынка (производства).
3. Взаимодействие между фирмами.
Предположим, что на рынке действуют четыре фирмы. Как они могут конкурировать друг с другом? Они могут, например, конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.
Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.
Таким образом, фирмы могут взаимодействовать различными способами. Здесь просто надо подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.
Монопольная власть фирмы часто меняется по времени, как и условия ее деятельности (рыночный спрос и издержки). Это приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монопольная власть, следовательно, должна рассматриваться в динамике.
1.4 Показатели монопольной власти
Степень монопольной власти, как это ни странно, можно измерять. Используются следующие показатели монопольной власти:
1. Показатель монопольной власти Лернера:[9,с.161].
Р — монопольная цена;
МС — предельные издержки;
Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. L принимает значения между 0 и 1. Для совершенной конкуренции этот показатель равен 0, т.к. P = MC . Чем больше L , тем больше монопольная власть фирмы.
2. Если мы умножим
числитель и знаменатель показа
, или . Таким образом, высокие прибыли в долгосрочном периоде также рассматриваются как признак монопольной власти.
3. Степень концентрации рынка, или индекс Херфиндаля - Хиршмана: [7].
При его расчете используют данные об удельном весе продукции предприятия в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции предприятия в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. При расчете индекса все предприятия ранжируются по удельному весу от наибольшего до наименьшего:
IHH- индекс Херфиндаля — Хиршмана;
S1 — удельный вес самого крупного предприятия;
S2 — удельный вес следующего по величине предприятия;
Sn- удельный вес наименьшего предприятия.
Если в отрасли функционирует лишь одно предприятие, то S1 = 100 %, а IHH= 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых предприятий, то S = 1 %, а IHH= 100.
Высоко монополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля — Хиршмана превышает 1800.
2 Монополии в Республике Беларусь
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16.12.2002 N 162-З "О естественных монополиях" сферами деятельности субъектов естественных монополий признаются:
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия