Монополизм в российской экономике: исторические корни, механизм преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:34, реферат

Описание работы

Когда рассматривается взаимодействие спроса и предложения, считается обычно, что равновесная цена возникает в точке их пересечения:
Но при этом подразумевается, что конкурируют между собой многие производители, а в реальности на рынке может быть всего несколько фирм или даже одна фирма и тогда приведенная выше картинка уже становится неверной.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
Классификация монополий и их характеристика……………………
История развития монополий в России………………………………
Антимонопольное регулирование……………………………………
Антимонопольная политика в России………………………………..
Заключение……………………………………………………………..

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат Макро.docx

— 49.35 Кб (Скачать)

В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. в России прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом  война увеличила число монополий  и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.Рябушинских. Особенно развивались  монополии связанные с военным  производством. Российский монополистический  капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме  «принудительных объединений» по инициативе и при участии правительства (организации  Ванкова, Ипатьева, Киевская организация  производства колючей проволоки  и др.). Монополии были ликвидированы  в результате октябрьской революции  в ходе национализации промышленности и банков.

Советское государство частично использовало учетные и распределительные  органы монополий при создании органов  управления народным хозяйством.

В ходе перестройки 1985-1991 гг. вопросы антимонопольной поли-тики и механизмов регулирования конкурентных отношений так и не вошли в  число приоритетных направлений  экономических реформ. Од-нако именно монополизм является одним из ведущих  звеньев механиз-ма торможения реформ, препятствием на пути достижения позитивных результатов проводимых мер.

Либерализация российской экономики  была предпринята без сколько-нибудь существенной трансформации экономических основ монопольных структур, при отсутствии налаженной системы антимонопольного регулирования и контроля. Либерализация цен и внешней торговли сняла административные ограничения с монополий, но не смогла обеспечить адекватную развернутую систему антимонопольной защиты рынка, так как не были предусмотрены соответствующие меры по проведению конкурентной политики. Оказалось, что для возникновения конкуренции недостаточно введения свободных цен и формального разгосударствления производства и управления.

Поведение большинства производителей-монополистов в ходе либерализации цен сводилось к их взвинчиванию, что при снижении объемов производства позволяло им добиваться роста прибыли. Более того, в условиях продолжающихся кризиса и роста инфляции российские монополисты находят новые способы для извлечения монопольно высоких прибылей, используя кризис неплатежей. Следует отметить, что подобные действия не находят должного отклика антимонопольных органов.

Кризис российской экономики  осложняет проведение последовательной конкурентной политики. Согласно одной  из точек зрения, спад и высокая  инфляция в сочетании с заработавшими  сбросовыми ограничениями сокращают возможности монопольного диктата, в известной мере ослабляют остроту проблемы. Однако при этом совершенно не учитываются новые возможности для извлечения монопольных выгод и недобросовестной конкуренции.

Таким образом, экономические  реалии сегодняшнего дня усложняют проблему демонополизации и развития конкуренции, ставя ее в контекст выживаемости самой российской экономики, сохранения ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов.

Система антимонопольного регулирования  и стратегия демонополизации не имеют достаточно проработанной концепции, что накладывает свой отпечаток на их действенность и способность обеспечивать формирование конкурентно-рыночных начал в российской экономике. Не решаются старые проблемы, рождаются новые. Переплетаются худшие черты дореформенного советского и пореформенного российского монополизма. Причина тому - присущий российским реформам американоцентризм, недооценка опыта стран Западной Европы и прежде всего ФРГ, а также Японии и стран постсоциалистической Восточной Европы.

 

   Антимонопольное регулирование

 

      История  развития монополий является  одновременно и историей  борьбы  с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это  особенно ощущают широкие слои населения.  Существование  монополистической  структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества,  не  позволяет использовать  все  преимущества  рыночного   механизма.   Вокруг   монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует  государственной защиты потребителей от деятельности монополистов,  ограничения  деятельности

других. Ведь  одной  из  важнейших  функции  государства  является  создание условий для нормального функционирования рынка.

      Накопленный  опыт и  научные  обобщения   помогли  обществу  понять  все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по  отношению  к  ним  определенную политику,  которая  получила  название  монопольной.  Монопольную   политику разрабатывает  и  реализует  государство.  Во  всех   странах   с   рыночной экономикой  существует   антимонопольное   законодательство.   Оно   впервые возникло в Канаде (в 1889 году) и США (в 1890 году).

      Под антимонопольной  политикой понимается система   государственных  мер правового,   экономического,   финансового,   налогового,   психологического характера,  препятствующая   проявлениям   антиконкурентного   поведения   и способствующая    эффективному    функционированию    рыночной    экономики.

Антимонопольная   политика   —   это   основные   направления   деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур.  Она  направлена на содействие развитию товарных рынков  и  конкуренции,  на  предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности  и  недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

      Отношение  государства, общества к проблемам  монополизма и  конкуренции двояко. Эта двойственность исходит из  того,  что  в  условиях  концентрации производства  и  обращения  объективна  тенденция  сокращения  производства, роста цен, злоупотреблений монопольным положением.

      С  другой  стороны,  концентрация  ведет   к   массовому   производству

продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а  в  целом  к экономии основных видов ресурсов.

      Исходя  из этих  двух  тенденций,  государство   строит  антимонопольную

политику.

      Можно выделить три направления антимонопольной политики.

      Во-первых, борьба с монополизацией.  В   США  рынок  отрасли  считается монополизированным, если доля одной фирмы составляет 60% и  выше.  При  этом американское  законодательство  направлено  не   против   крупных   размеров корпораций как таковых, а против последствий  захвата  рынка  монополистами, так как в ряде случаев минимальные средние издержки  могут  быть  достигнуты лишь  при  значительных  выпусках  продукции,   которые   могут   составлять достаточно   большую   долю   отраслевого   объема   производства.   Поэтому дополнительными критериями для  отнесения  компаний  к  монополистам  служат подавление  партнеров  путем  снижения  цен  ниже   издержек   производства, заключение контрактов с другими фирмами,  направленных  против  конкурентов. Компания  не  преследуется,  если  она  производит  «необычные»  товары  или услуги, является новатором, и при многих других обстоятельствах.

      Во-вторых, предотвращение антиконкурентных  слияний фирм.

      В-третьих,  запрет  сговоров  о  ценах,  т.  е.  образования  картелей.

Запрещены соглашения между  фирмами о разделе рынка, групповой  бойкот  других фирм, манипулирование ставками на аукционах.

      К  числу   других  наиболее  широко  применяемых   методов   борьбы   с

монополизацией рынков относятся:

      1) предельное  упрощение процедуры создания  новых фирм;

      2) снятие  всех барьеров во  внешней   торговле  и  открытие  внутренних

рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль  над  рынком  отечественных монополистов;

      3) принудительное  разделение крупнейших фирм-монополистов  на несколько более мелких и независимых друг от друга (как это было проделано некогда  со «Стандарт Ойл»);

      4)  введение  государственного  контроля  за  процедурами  слияния   и

поглощения фирм, а в  некоторых случаях — установление порядка,  при  котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;

      5) введение  в особо  сложных  случаях  (чаще  всего  это  относится   к

естественным монополиям)  прямого  государственного  контроля  за  ценами  и заработной платой. Последнее связано с тем,  что  в  определенных  ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом как  монопольные продавцы на рынке труда;

      6) наказание  фирм за проведение политики  ценовой дискриминации.

      Осуществление   антимонопольных  действий  со  стороны  государства   в

тактическом плане возможно двумя путями.

      Во-первых, антимонополистические  мероприятия   должны  в  значительной части  предшествовать  переходу  к   рыночным   отношениям.   Предварительно необходимо  создание  системы  мер  противодействия   монополиям   (создание антимонопольного  законодательства,  расформирование  крупных   объединений, первичная  демонополизация).  Но  этому  варианту  присущи  недостатки.  Они связаны с тем, что вместо одной формы монополизма возникают другие,  что  не ведет к развитию конкуренции.

      Во-вторых,   антимонополистические   действия  должны   осуществляться одновременно с переходом к рыночным отношениям и в  рамках  этих  отношений. Синхронность этих процессов  в  большей  мере  способствует  демонополизации экономики, развитию конкуренции. В этой связи всей совокупности  мероприятий по    экономической    реформе    необходимо    придавать    антимонопольную направленность. Необходима антимонопольная экспертиза принимаемых решений.

      Антимонопольная  политика во времени видоизменяется. На каком-то  этапе развития приоритетными являются одни направления  антимонопольной  политики, а с изменением ситуации акценты меняются.

      Однако  некоторые формы монополии   современная  экономическая   наука  и законодательство все же считают нормальным явлением и потому не  преследуют. Прежде всего, не  подлежит  наказанию  та  фирма,  которая  сумела  схватить значительную долю рынка за счет:

     - создания уникального товара;

      - эффективного маркетинга;

      - разработки и освоение  новой  технологии,  позволившей  существенно

снизить затраты и на этой основе продавать товары по  более  низким ценам, не лишаясь прибыли.

      Можно   сказать,  что  антимонопольная   политика   и   антимонопольное

законодательство  не  имеют  целью  запрещение  или  ликвидацию  монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия  как  фактор роста  прибыли  не  может  быть   уничтожена.   Поэтому   реальное   задание антимонопольной политики заключается в  том,  чтобы  поставить  деятельность монополии    на     государственный    контроль,    исключить    возможность злоупотребления монопольным положением. К.Маркс  еще  в  середине  прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий  требует  государственного вмешательства. Главная цель этого вмешательства заключается  в  защите  и  сохранении свободной конкуренции, которой  угрожают  монопольные  тенденции.  Конкретно можно  сформулировать  такие  цели:  ограничение  монополий,   поддержка   и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две  основные формы борьбы с монополиями:

     1) предупреждение  создания монополий;

     2) ограничение  использования монопольной власти.

      Демонополизация   осуществляется  путем   либерализации   рынков.   Это

достигается гибким маневрированием  таможенным режимом  (снижение  таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих  поступлению на  внутренний  рынок  иностранной  продукции),  улучшением  инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д.

      Важное  значение  имеют   государственный   контроль   над   процессом

концентрации   капитала,   финансовые    санкции    в    случае    нарушения

антимонопольного законодательства.

      Необходимо  умело  использовать   такой   инструмент   антимонопольной политики, как ведение Реестра  хозяйствующих  субъектов,  имеющих  на  рынке определенного  товара  долю   более   35%.   Включение   в   Реестр   служит предостережением хозяйствующим субъектам, является профилактической мерой  и может  быть  основанием  для  изучения  того  или  иного  субъекта  в  плане установления монополистической деятельности.

      В   качестве   одного   из   инструментов   антимонопольной   политики

используется предварительное  согласие антимонопольных органов  на  создание, реорганизацию, ликвидацию, слияние предприятий, приобретение  акций  (долей) в уставном капитале, на  проведение  операций  на  рынке  банковских  услуг.

Предварительное  согласие  рассматривается  как  важный   элемент   политики создания конкурентной среды.

      Для   проведения   антимонопольной   политики   государство    создает

Информация о работе Монополизм в российской экономике: исторические корни, механизм преодоления