Монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 15:14, реферат

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.
Рынки совершенной конкуренции. На таком рынке имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.

Содержание

0 Введение ……….…………………………………………..… 2
1 Монополия ……………………………………………..……. 3
2 Чистая монополия и монопольная власть …..………..….. 4
0 Барьеры для входа в отрасль: как поддерживается монопольная власть …………………………………………….… 6
3 Спрос на продукт монополиста …………………..……… 10
1 Предельный доход монополиста ……………………………… 11
2 Цена, предельный доход и эластичность спроса по цене …... 14
4 Монополистическая конкуренция ……………………..… 16
3 Определение отрасли ……………………………..………….… 18
5 Двусторонняя монополия ……………………………….… 19
4 Заработная плата, определяемая профсоюзами, минимальная заработная плата и занятость на монополистических рынках рабочей силы ……………………………………………………… 22
6 Олигополия ………………………………………………… 24
5 Сознательное соперничество: олигополистические ценовые войны ………………………………………………………….…… 26
6 Стратегия поведения при олигополии и теория игр …….…... 29
7 Сговор и картели …………………………………………... 31
7 Образование картеля ………………………….……………….. 32
8 Реклама при олигополии ………………………………………. 34
8 Другие модели олигополии ……………………………….. 35
9 Твердость цен и ломаная кривая спроса …………………..… 36
10 Лидерство в ценах ……………………………………….……... 38
11 Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль …….….. 38
9 Монопсония ………………………………………………... 39

Работа содержит 1 файл

Монополия.doc

— 25.00 Кб (Скачать)


страница 1
ОГЛАВЛЕНИЕ
0 Введение ……….…………………………………………..… 2
1 Монополия ……………………………………………..……. 3
2 Чистая монополия и монопольная власть …..………..….. 4
0 Барьеры для входа в отрасль: как поддерживается монопольная власть …………………………………………….… 6
3 Спрос на продукт монополиста …………………..……… 10
1 Предельный доход монополиста ……………………………… 11
2 Цена, предельный доход и эластичность спроса по цене …... 14
4 Монополистическая конкуренция ……………………..… 16
3 Определение отрасли ……………………………..………….… 18
5 Двусторонняя монополия ……………………………….… 19
4 Заработная плата, определяемая профсоюзами, минимальная заработная плата и занятость на монополистических рынках рабочей силы ……………………………………………………… 22
6 Олигополия ………………………………………………… 24
5 Сознательное соперничество: олигополистические ценовые войны ………………………………………………………….…… 26
6 Стратегия поведения при олигополии и теория игр …….…... 29
7 Сговор и картели …………………………………………... 31
7 Образование картеля ………………………….……………….. 32
8 Реклама при олигополии ………………………………………. 34
8 Другие модели олигополии ……………………………….. 35
9 Твердость цен и ломаная кривая спроса …………………..… 36
10 Лидерство в ценах ……………………………………….……... 38
11 Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль …….….. 38
9 Монопсония ………………………………………………... 39
12 Предельные издержки на ресурсы для монопсониста …..… 41
13 Принятие решений о найме на монопсонистических рынках факторов производства ………………………………..…..….… 43
14 Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью на рынках готовой продукции …………………………….….… 45
ВВЕДЕНИЕ
Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.
Рынки совершенной конкуренции. На таком рынке имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.
Многие другие рынки достаточно конкурентны, чтобы рассматривать их как рынки совершенной конкуренции. Мировой рынок меди, например, имеет несколько десятков поставщиков. Этого достаточно, чтобы в случае, если один из поставщиков выходит из дела, влияние на цену было бы незначительно. Такая же картина наблюдается на многих рынках минерального и природного сырья - таких, как уголь, железо, олово или пиломатериалы. Ряд рынков с небольшим числом поставщиков рассматривается все-таки как конкурентные в целях анализа. Например, авиационные перевозки в США обслуживаются несколькими десятками компаний, но большая часть авиационных перевозок приходится лишь на нескольких из них. Тем не менее конкуренция между ними (но не всегда) достаточно жесткая, а поэтому в некоторых случаях (но не во всех) рынок рассматривается как конкурентный.
Кроме рынков совершенной конкуренции существуют рынки несовершенной конкуренции, о них, а именно о несовершенной конкуренции, далее и пойдет речь. Такая (несовершенная) конкуренция может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии, а также на рынке дифференцированных продуктов. Эти понятия мы и попробуем раскрыть в главной части нашего реферата (кроме рынка дифференцированных продуктов из-за недостатка бумаги и информации).
МОНОПОЛИЯ
Когда на рынке имеется только один продавец, то этот продавец обладает монополией. На таком рынке продавец может влиять на цену, контролируя наличие товара. Следовательно, кривая спроса для продукта монополиста действительно является рыночной кривой спроса. На решения монополии воздействуют спрос на ее продукт, эластичность этого спроса по цене и предельные издержки производства товара. Удивительно отличается реакция максимизирующей прибыль монополии на налоги, субсидии, введение верхних пределов для цен от реакции на это конкурентной фирмы и отрасли.
Совершенная конкуренция характеризуется неспособностью отдельных продавцов влиять на цену товара, который продает каждый из них. Ни одна отдельная конкурентная фирма не охватывает достаточно большой доли рыночного предложения, чтобы воздейст­вовать на цену. Монополия, с другой стороны, характеризуется концентрацией предложе­ния в руках владельцев одной единственной фирмы. Цель этой главы заключается в том, чтобы понять, каким вероятным образом воздействуют на равновесную рыночную цену влияние монополии на предложение и отсутствие конкурирующих продавцов на рынке. Везде предполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль. Как только определены монопольные цена и выпуск, то их можно сравнить с величинами конкурентных равновесной цены и выпускаемого на рынок количества товара, анализируя последствия поглощения полностью конкурентной отрасли монополией, максимизирую­щей прибыль.
ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ И
МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Чистая монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот един­ственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контр­асте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреб­лять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой моно­полии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.
Понятие чистой монополии является абстракцией. Есть очень немного (если и есть) продуктов, у которых нет заменителей. Местная электрическая компания может быть единственным продавцом электроэнергии в районе, однако, электричество во множестве своих применений имеет заменители. Когда цена электроэнергии увеличивается, его ко­личество, на которое предъявляется спрос для использования в отопительных целях, сни­жается. Печи, работающие на натуральном газе и нефти, являются хорошими замените­лями электрического обогрева. Таким же образом почтовая служба США только на первый взгляд является единственным поставщиком услуг по доставке писем. Ее услуги могут быть заменены службой экспресс-доставок, телекоммуникациями, включая электронную пере­дачу письменных сообщений.
Редко когда на национальном или мировом рынке есть только один продавец. На "De Beers Consolidated Mines, Ltd., of South Africa" приходится около 85% годовых продаж алмазов. Хотя компания не может считаться чистой монополией, она весьма близка к ней. Когда "De Beers" за месяц предложит на продажу больше алмазов, то, при прочих равных условиях, цена на алмазы упадет. Хотя "De Beers" не является чистой монополией, она продает очень большую долю всех покупаемых ежегодно необработанных алмазов и может влиять на цены на алмазы, контролируя их количество, которое предлагает на продажу.
Это довольно необычно, но чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем для общенациональных. Например, если вы посещаете колледж в маленьком городе, то там может оказаться только один продавец учебников для колледжа. У книжного магазина была бы местная монополия на продажу различных учебников. Таким же образом в маленьких городках может быть единственный терапевт или единственный зубной врач, у которых тогда монополия на медицинские и зубоврачебные услуги в этом районе. Вы сталкиваетесь с местными монополиями на услуги ежедневно, потому что в большинстве населенных пунктов существует одна телефонная компания, обеспечивающая местную связь. Сходным образом местные монополии предоставляют такие коммунальные услуги, как электричество, газ, транспорт. Однако деятельность многих из этих предприятий общественного пользования регулируется правительственными агентствами в попытке удержать эти предприятия от использования ими своей монопольной власти во влиянии на цены.
Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Степень, до которой отдельный продавец может ис



Информация о работе Монополия