Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 05:24, курсовая работа
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Введение (из истории монополизма)……………...…………………...стр. 3.
Понятие монополии.
Определение монополии………………………………………….стр. 4.
Характерные черты монополии…………………………………...стр. 4.
Барьеры, защищающие монопольный рынок…………………….стр. 5.
Источники монополии……………………………………………..стр. 7.
Спрос на продукт монополиста……………………………………стр. 9.
Монопольное предложение…………………………………….….стр. 10.
Предельный доход монополиста……………………………...…...стр. 10.
Монопольная цена………………………………………………….стр. 10.
Обобщение базовой модели монополии………………………….стр. 11.
Формы и виды монополий.
Формы монополий.
Естественная монополия……………………………………. стр. 14.
Административная монополия………………………………стр. 15.
Государственные монополии………………………………...стр. 16.
Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями ………………………….стр. 16.
Экономическая монополия…………………………………...стр. 16.
Типы монополий…………………………………………………… стр. 17.
Антимонопольное регулирование…………………………………….. стр. 19.
Антимонопольная политика в России…………………………………стр. 23.
Заключение………………………………………………………………стр. 28.
Список используемой литературы…
Поэтому вторжение на внутренний рынок больших партий зарубежных товаров приводит к тому, что отечественные фирмы вообще «теряют рынок» (так произошло, например, с российскими производителями телевизоров и магнитофонов после появления в магазинах больших партий электроники из Юго-Восточной Азии).
Конечно,
появление на рынке более качественных
и относительно более дешевых
товаров выгодно для
В итоге правительству России приходится постоянно действовать по принципу «шаг вперед — два назад»: то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, чтобы усмирить отечественных монополистов, то снова «прикрывать дверь», чтобы не допустить полной гибели отечественной промышленности.
Именно из-за этого, например, в России за последние годы так часто менялись условия ввоза иностранных легковых автомобилей, конкурирующих с отечественными «Жигулями», «Москвичами» и «Волгами». Правительство то повышало государственные пошлины на импорт машин, то снижало их, что соответственно вызывало относительное удорожание или удешевление иномарок по сравнению с продукцией отечественного автомобилестроения.
Проблема монополий в России еще не решена, и быстрого ее решения в короткий срок не предвидится.
Итак, как уже было сказано выше, сейчас в нашей стране предпринимаются все попытки борьбы с монополиями. Как показал выше приведенный пример, монополист устанавливает более высокие цены на свою продукцию. Что в свою очередь оказывает негативное влияние на общество. Методы антимонопольного законодательства неэффективны, они могут лишь препятствовать созданию новых монополий. Но в России проблема монополизации экономики связана с существующими, созданными раннее монополиями. В ведение мы отмечали, что государственный сектор в СССР составлял около 90% всех предприятий.
Одним из методов антимонопольного регулирования является дробление одного крупного предприятия на несколько самостоятельных предприятий меньшего размера. Но этот метод не применим к отечественным монополиям, которые создавались, как единая сеть. Прежде всего, это относится к естественным монополиям. Хотя вопрос регулирования естественных монополии волнует многих экономистов из разных стран мира. Но вернемся к отечественной экономике. Видимо, регулирование естественных монополий в нашей стране не достигло того уровня, когда государство может препятствовать монополисту, устанавливать монопольную цену.
Что же касается, регулирования так называемой временной монополии, то, к примеру, такая мера, как поощрение импорта из зарубежных стран, ослабит не только монополиста, но, главным образом, Малого отечественного производителя, множество которых и должно составлять конкуренцию крупным фирмам.
И, наконец, хотелось бы сказать пару слов, о Российском законодательстве. К сожалению, наша правовая система еще не достигла соответствующего уровня, необходимого для защиты малого бизнеса и борьбы с монопольными образованьями.
Эта еще одна проблема современной России, которую предстоит решить.
Возможно, эти проблемы и трудности, связанные с их решением возникают из-за того, что Россия относительно недавно вступила на путь реформ, большинство из которых, кстати сказать, были неудачными или неэффективными. За одно десятилетие перестроить экономику невозможно. К тому же монополии в нашей стране не результат естественного развития, а преднамеренно созданные образования.
Как видно методы борьбы с монополизмом различны. Наша страна имеет свой, пусть небольшой, по сравнению со странами Западной Европы, не говоря уже о США, опыт антимонопольной политики и связанного непосредственно с ней антимонопольного законодательства.
Используя этот опыт, опираясь на существующее законодательство и принимая новые, действительно работающие законы, направленные на ограничение монопольной власти и препятствующие созданию новых монопольных образований, проводя эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизма.
Россия должна не столько опираться на зарубежный опыт, сколько искать свои способы выхода из сложившийся ситуации, поскольку причины, породившие монополии не те же самые, а отличаются они между собой коренным образом.
Информация о работе Монополия: сущность и виды. Антимонопольное регулирование