Монополия: сущность и виды. Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 05:24, курсовая работа

Описание работы

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Содержание

Введение (из истории монополизма)……………...…………………...стр. 3.
Понятие монополии.
Определение монополии………………………………………….стр. 4.
Характерные черты монополии…………………………………...стр. 4.
Барьеры, защищающие монопольный рынок…………………….стр. 5.
Источники монополии……………………………………………..стр. 7.
Спрос на продукт монополиста……………………………………стр. 9.
Монопольное предложение…………………………………….….стр. 10.
Предельный доход монополиста……………………………...…...стр. 10.
Монопольная цена………………………………………………….стр. 10.
Обобщение базовой модели монополии………………………….стр. 11.
Формы и виды монополий.
Формы монополий.
Естественная монополия……………………………………. стр. 14.
Административная монополия………………………………стр. 15.
Государственные монополии………………………………...стр. 16.
Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями ………………………….стр. 16.
Экономическая монополия…………………………………...стр. 16.
Типы монополий…………………………………………………… стр. 17.
Антимонопольное регулирование…………………………………….. стр. 19.
Антимонопольная политика в России…………………………………стр. 23.
Заключение………………………………………………………………стр. 28.
Список используемой литературы…

Работа содержит 1 файл

wew.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

      Естественная  монополия – отрасль, в которой  производство  товара или оказание услуг сосредотачивается  в одной  фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.

           В зависимости от вида естественной  монополии существуют естественные  барьеры  двух видов:

      а) Когда рождение  монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных  самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

      б) Второй вид естественных барьеров, препятствующих проникновение конкурентов на рынок монополиста, характерен для монополий, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

      Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

      3.  Экономические барьеры. Такие  барьеры возводятся самими  фирмами-монополистами  или являются следствием неблагоприятной  общеэкономической ситуации в  стране.

Также в качестве барьеров для входа в отрасль, контролируемую монополистом, могут служить:

      а). Собственность на все предложение  производственного ресурса.   Монополия также может поддерживаться  в результате владения всеми источниками  конкретного ресурса, необходимого для  производства монополизированного товара.

      б).  Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является  чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.

Источники монополий

      Экономисты  насчитывают четыре фактора, каждый из которых, сочетание некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая фирма становится монополией. Рассмотрим поочередно каждый из этих факторов.

      1. Полный (исключительный) контроль над  вводимыми важными факторами  производства.

      Например, в течение многих лет фирма  «Ксерокс» контролировала процесс  изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более совершенными знаниями в области  технологий, в ряде случаев защищенными  патентами.

      Также, подобное монопольное положение создалось в результате полного контроля фирмы «Де Бирс Даймонд Майнз» над большинством мировой добычи и поставок необработанных алмазов. В обоих случаях у конкурентов по существу не было возможности проникнуть в эту область деятельности.

      Однако, осуществление  исключительного  контроля над ключевыми вводимыми  факторами производства, например, ресурсами, не гарантируют монополии  постоянной власти. Например, предпочтение, отдаваемое настоящим алмазам, основано, главным образом, на том историческом факте, что добытые в копях алмазы действительно когда-то  превосходили по качеству синтетические алмазы. Но, принимая во внимание то, что, в конце концов, синтетические алмазы стало невозможно отличить от настоящих, вскоре не будет никаких оснований для такого предпочтения. В результате фирма «Де Бирс Даймонд Майнз», контролирующая добычу и поставки на рынок настоящих алмазов, перестанет быть монополией, пользующейся неограниченной властью. Для производства существующих видов изделий непрерывно разрабатываются все новые способы, и исключительность вводимых факторов производства, которая генерирует сегодняшнюю монополию, завтра может оказаться устаревшей.

      2. Экономия, обусловленная ростом  масштаба производства (проявляющаяся  в снижении долгосрочных средних издержек  производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).

      Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных ценах  на вводимые ресурсы) представляет собой  нисходящую покатую прямую, то самый  дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной единственной фирмы.

      Рынок, который обслуживается с наименьшими  затратами одной фирмой, носит  название естественной монополии.

      Но  падение кривой долгосрочных средних  издержек возможно даже при отсутствии экономии, обусловленной ростом масштаба производства. Это может случиться, например, если цена на основные вводимые ресурсы значительно падает, а  выпуск промышленной продукции расширяется. Отметим, однако, с осторожностью, что этот случай не принадлежит к числу тех, которые способствуют становлению естественной монополии. Цены на вводимые ресурсы в рассматриваемом случае зависят от уровня выпуска продукции отраслью, а не от уровня выпуска продукции какой-либо одной фирмой.

      Строго  говоря, не наклон кривой долгосрочных средних издержек определяет, имеем  ли мы дело с естественной монополией, а эффект масштаба, то есть экономия, обусловленная ростом масштаба производства. При фиксированных ценах на вводимые ресурсы, конечно, всегда справедливо соотношение один к одному между эффектом  масштаба и наклоном кривой долгосрочных средних издержек. Но когда цены на вводимые ресурсы изменяются с изменением уровня выпуска продукции в отраслевом масштабе, такое производство уже не является монополией.

      3. Патенты.

В большинстве  стран мира изобретения защищены с помощью той или иной патентной  системы. Патент, вообще говоря, обычно предоставляет право исключительного  получения прибыли на всех стадиях производства, где используется данное изобретение. Наряду с прибылью, существуют также издержки, связанные с использованием патентов. Когда речь идет об издержках, связанных с использованием патентов, то соответствующая монополия обычно устанавливает более высокие цены для покупателей. С точки зрения повышения прибылей патент делает возможным осуществление очень большого числа изобретений, которые без патента внедрять было нельзя. Хотя некоторые изобретения совершаются чисто случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий и затраченных на их разработку средств  в солидных исследовательских лабораториях. Если фирме не удалось продать свою продукцию по достаточно высокой цене, чтобы возместить указанные издержки, то у нее нет никакого экономического стимула для проведения дальнейших исследований и разработок. Без применения патентов конкуренция вынудила бы фирму снизить цену до значения, равного приращению издержек, и скорость обновления основных фондов снизилась бы до недопустимых величин. Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов, позволяет фирме возместить затраты на обновление производства.

    Например, только фирма «Полароид», благодаря  имеющимся у нее необходимым  патентам может продавать определенные типы фотопленки и фотокамер.

     4.  Государственные лицензии или  привилегии.

     На  многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии.

     В подобных случаях государственная  лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но государственные лицензии необходимы и на разных других рынках, например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным фактором.

     Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые четко регламентируют, что может гарантировать лицензия, и что - нет. Там, например, где однотипным ресторанам предоставляется государственная лицензия с исключительными правами, в лицензии часто оговаривается, что ресторану разрешается повышать цены не более чем, скажем, на 10% по сравнению с назначенными им ценами в его нерегулируемых торговых точках. В других случаях государство просто устанавливает чрезвычайно высокую плату за лицензию, фактически вынуждая покупателя лицензии устанавливать цены с надбавкой.

    Иногда  государство само ограничивает приток новых фирм в отрасль. Монополии  могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется  исключительное право на продажу некоего блага. Так, по закону местная электрическая компания может поставлять вам электроэнергия. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только  государственные монополии могут продавать табак.  В некоторых странах право на импорт конкретных товаров предоставлено правительством одной-единственной компании. Правительство может пойти создание монополии в области импорта товара по политическим соображениям, или за вознаграждение, полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причинам.

      В конечном счёте, наиболее  ванным из четырех факторов, которые способствуют становлению монополии, является экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Производственные процессы с течением времени изменяются, поэтому исключительный контроль над важными вводимыми факторами производства представляет собой лишь временный фактор, способствующий процветанию монополии. Патенты тоже по своей природе преходящи. Государственные лицензии могут, конечно, действовать в течение длительного времени, но многие из таких лицензий по сути лишь подтверждают первостепенную важность экономии, обусловленной ростом масштаба производства, которая способствует становлению монополии в любом случае.

    Хотя  правительство может предоставить компании монопольное право, например, в том случае, когда имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительна с точки зрения общества. Но правительство может в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем, чтобы ослабить основные явления неэффективности монополизации, уменьшить социальные потери связанные с ограничением выпуска. 

Спрос на продукт монополиста

     Кривая  спрос на  выпуск продукции монопольной  фирмы совпадает с наклоненной вниз кривой рыночного спроса  на продукт, продаваемый монополией. Поэтому монополист  считается с реакцией покупателей на изменение цены, когда устанавливает цену на свой продукт.

     Монополист  может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой определенный период времени. И раз он выбрал цену, то требуемое количество товара определится кривой спроса. Аналогично, если  фирма - монополист выберет в качестве устанавливаемого параметра количество товара поставляемого ею на рынок, то цену, которую потребители заплатят за это количество товара, определит спрос на данный товар.

     Предложение продукции чистой монополией является рыночным предложением.  Спрос на товар монополиста также является рыночным спросом. ( Это объясняет тот факт, что монополист не является получателем цены),

Монопольное предложение

      Монополист, в отличие от конкурентного продавца, не является получателем цены, и  даже наоборот, сам назначает цену на рынке. Монополия может выбрать  цену, которая максимизирует ее прибыль, и предоставить, самим покупателям выбирать, сколько покупать данного товара. Таким образом, невозможно дать определение кривой спроса на продукцию монополии. Фирма решает: сколько товаров производить, основываясь на информации о спросе на ее продукт. Если такая информация существует, то фирма назначает такой выпуск, при котором предельный доход равняется предельным издержкам.

      Кривая  предельных издержек монополиста направлена вверх, но при повышении спроса на товар фирмы монополист не всегда увеличит свой выпуск. Изменение выпуска произойдет только при сдвиге кривой предельного дохода.

Предельный  доход монополиста

      В предыдущем пункте мы уже говорили, что кривая спроса на продукт монополиста  направлена вниз, поэтому при увеличении количества товара он вынужден понижать цену. Предельный доход дополнительных продаж монополиста всегда меньше, чем цена.  

Информация о работе Монополия: сущность и виды. Антимонопольное регулирование