Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:40, курсовая работа
В данной работе рассматривается монополизация рынка и влияние монополий на белорусскую экономику. Предприятия-монополисты в Республике Беларусь. Последствия государственного монополизма трансформируемой экономики.
Введение 3
1. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике 4
1.1. Сущность монополии 4
1.2. История возникновения и развития монополий 5
1.3. Формы и основные виды монополий 8
2. Монополизм в белорусских реалиях 11
2.1. Природа и признаки постсоветского монополизма 11
2.2. Предприятия-монополисты в Республике Беларусь 12
2.3. Государственная монополия Белгосстраха на рынке страховых услуг 14
3. Проблемы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь на современном этапе 18
3.1. Особенности и последствия государственного монополизма трансформируемой экономики Республики Беларусь 18
3.2. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь 23
Заключени 30
Список использованных источников 31
Приложение. Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение (республиканский уровень) по состоянию на 01.01.2008 г. 33
Закон «О противодействии монополистической деятельности» по своим целям и методу правового регулирования содержит элементы как европейской модели антимонопольного законодательства (основополагающий принцип — контроль за злоупотреблениями рыночной властью), так и американской системы антитрестового законодательства (принцип запрета монополий). Так, в статье 9 данного Закона установлено, что в случае когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким положением [2].
Правовой и экономической базой Закона «О противодействии монополистической деятельности» является структурно-регулятивный принцип. Это означает, что с помощью данного Закона государство предполагает комплексно решать возникающие в этой сфере проблемы: не только противодействовать происходящим противоправным монополистическим проявлениям, но и предотвращать возникновение хозяйствующих субъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику и негативно влияющих на структуру рынка.
Существенной особенностью Закона «О противодействии монополистической деятельности» является его экстерриториальный характер. Это выражается в том, что нормы данного Закона применяются и в тех случаях, когда действия и соглашения, указанные в статье 3 Закона «О противодействии монополистической деятельности», совершаются или заключаются за пределами территории Республики Беларусь. Для того чтобы применить правила Закона «О противодействии монополистической деятельности» к таким соглашениям (действиям), в соответствии с теорией последствий необходимо доказать, что они приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут другие отрицательные последствия на рынках Республики Беларусь.
Деятельность субъектов естественной монополии подвергается регулированию и в соответствии с Законом «О естественных монополиях». В статье 2 этого Закона отмечено, что «регулирование деятельности субъектов естественных монополий, предусмотренное настоящим Законом, не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, если иное не установлено законодательством». Тем более что сферы деятельности субъектов естественных монополий строго очерчены указанным Законом и расширительному толкованию не подлежат. Это – транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением (статья 3) [3].
Нельзя не заметить и такого достоинства Закона «О естественных монополиях», как установление судебного разрешения конфликтов между антимонопольным государственным органом и субъектами естественных монополий.
С одной стороны, он устанавливает возможность принудительного исполнения решения антимонопольного государственного органа в судебном порядке. «В случае неисполнения субъектом естественной монополии решения органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, этот орган вправе предъявить в суд иск о понуждении субъекта естественной монополии исполнить решение, если иной порядок исполнения решений не установлен законодательством» (часть 2 статьи 19). С другой стороны – возможность обжалования в судебном порядке решений этого органа. «Решения, иные действия (бездействие) органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий могут быть обжалованы субъектами естественных монополий, республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, потребителями, общественными организациями (объединениями) потребителей, иными юридическими и физическими лицами в судебном порядке [3].
Среди других актов антимонопольного законодательства нужно назвать следующие:
Положение о государственном реестре субъектов естественных монополий, утвержденное постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 29 апреля 2003 года № 984;
Инструкцию по выявлению монопольных цен, утвержденную постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций от 28 апреля 2000 года № 10 (в редакции постановления Минэкономики от 4 декабря 2002 года № 262);
Инструкцию по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах, утвержденную постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций от 28 апреля 2000 года № 9 (в редакции постановления Минэкономики от 5 июня 2000 года № 116);
Инструкцию по организации и проведению проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках, утвержденную постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций от 31 июня 2000 года № 14 (в редакции постановления Минэкономики от 4 декабря 2002 года № 261);
Правила проведения государственного антимонопольного контроля за соблюдением требований статьи 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», утвержденные постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций от 15 января 2001 года № 1 (в редакции постановления Минэкономики от 4 декабря 2002 года № 263);
Положение о порядке согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества, утвержденное постановлением Минэкономики от 25 июля 2002 годя № 161;
Положение о Департаменте антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, утвержденное постановлением Минэкономики от 16 августа 2002 года № 194;
Инструкцию по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденную постановлением Минэкономики от 17 октября 2002 года № 229 и другие.
Все это говорит о том, что антимонопольное законодательство в Республике Беларусь систематизировано, во многом соответствует международным стандартам и при дальнейшем его совершенствовании позволит эффективно регулировать соответствующие правоотношения.
В данной работе рассмотрены основные вопросы, связанные с проблемами монополизации: само понятие монополии, формы и виды монополий, а также особенности реформирования монополий и антимонопольной политики нашего государства.
Подводя итоги, моно сказать, что монополизация имеет скорее пагубные последствия, но в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, и, безусловно, за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Антимонопольная служба Республики Беларусь достаточно молода, но ею предпринимаются меры по контролю за монополизацией. Однако возникает проблема: текущая ситуация на монопольном рынке, которая образовывалась многие года, не может быть преобразована в рынок чистой конкуренции. Антимонопольное законодательство должно быть усовершенствовано, обращаясь к зарубежному опыту, к экономически более развитым странам
Монополии в рыночной экономике – это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.
С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них – практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной «данью» в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
В целом система антимонопольного регулирования в Республики Беларусь находится пока в стадии становления и требует дальнейшего совершенствования.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999. – 512 с.
2. Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 года № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (в редакции Законов Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 364-З, от 2 декабря 2002 г. № 154-З)
3. Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года № 162-З «О естественных монополиях»
4. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 29 апреля 2003 года № 98 «Об утверждении Положения о государственном реестре субъектов естественных монополий»
5. Базылев Н. И., Базылева М. Н. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 608 с.
6. Журавлева Г. П. Экономика: Учебник – М.: Юристъ, 2001. – 440 с.
7. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 423 с.
8. Киселева Е. А., Чепурин М. Н. Курс экономической теории: Учебник для ВУЗов. 5-е изд. – Киров: Аса, 2006. – 832 с.
9. Кураков Л. П., Яковлев Г. Е. Курс экономической теории: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Гелиос, 2005. – 516 с.
10. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под. ред. А. В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 890 с.
11. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2003. – 572 с.
12. Плотницкий М. И. Курс экономической теории. Учебник для ВУЗов. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 496 с.
13. Плотницкий М. И. Микро- и макроэкономика: Учебное пособие для вузов. – Мн.: Мисанта, 2004. – 224 с.
14. Самуэльсон П. Э., Нордхаус В. Д. Экономика. – М.: Вильямс, 2007. – 1358 с.
15. Сафрончук М. В. Микроэкономика: Конспект лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: Эксмо, 2006. – 256 с.
16. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 375 с.
17. Хейне П., Боуттке П. Д., Причитко Д. Л. Экономический образ мышления. – М.: Вильямс, 2005. – 530 с.
18. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ,2003. – 590 с.
19. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 650 с.
20. Ганакова Е. Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение // «Главный бухгалтер. Ценообразование», 2008, № 3. С. 52-65.
21. Каменков В., Бухарова Н. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь // «Вестник Высшего Хозяйственного суда», 2004, № 19. С. 24-30.
22. http://www.belstat.gov.by официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь
23. http://www.infobank.by Все о финансах Беларуси
24. http://www.minfin.gov.by официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь
25. http://www.economy.gov.by официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь
№ п/п | Наименование хозяйствующего субъекта | Наименование товара, по которому хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынке | Юридический адрес хозяйствующего субъекта | Дата и номер приказа о включении хозяйствующего субъекта в Госреестр |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Черная металлургия | ||||
1 | Республиканское унитарное предприятие "Белорусский металлургический завод" | Проволока латунированная стальная для бортовых колец Металлокорд для шин | 247210, Гомельская обл., г. Жлобин, ул. Промышленная, 37 | 07.10.1994 приказ № 98 |
2 | Республиканское унитарное предприятие "Молодечненский завод порошковой металлургии" | Изделия из металлических порошков | 222310, Минская обл., г. Молодечно, ул. Я. Купалы, 130 | 18.09.1995 решение № 38 |
3 | ОАО "Завод горного воска" | Модельные составы | 222823, Минская обл., Пуховичский р-н, г.п. Свислочь | 07.10.1994 приказ № 98 |
4 | ОАО "Минский завод отопительного оборудования" | Радиаторы отопительные | 220073, г. Минск, ул. Тимирязева, 29 | 15.04.1998 решение № 65 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | ||||
1 | ОАО "Белшина" | Шины для легковых автомобилей Шины для грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин (кроме крупногабаритных и сверх крупногабаритных) | 213824, Могилевская обл., г. Бобруйск, Минское шоссе, 5-й км | 07.10.1994 приказ № 98
|
|
| Покрышки для грузовых и легковых автомобилей, восстановленные методом наложения нового протектора |
| 12.03.2001 решение № 01 |
2 | ОАО "Шиноремонт" | Покрышки для грузовых и легковых автомобилей, восстановленные методом наложения нового протектора | 213824, Могилевская обл., г. Бобруйск, ул. Минская, 102 | 06.09.2007 приказ № 13-2007(д) |
3 | ОАО "Беларусьрезинотехника" | Ленты конвейерные Рукава Крошка резиновая Изолента | 213829, Могилевская обл., г. Бобруйск, Минское шоссе, 102 | 07.10.1994 приказ № 98 |
4 | ОАО "Нафтан" | Бензин автомобильный Дизельное топливо | 214440, Витебская обл., г. Новополоцк-1 | 17.06.2004 приказ № 10-2004 |
5 | ОАО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод" | Бензин автомобильный Дизельное топливо | 247760, Гомельская обл., г. Мозырь-11 | 17.06.2004 приказ № 10-2004 |
6 | ОАО "Гомельский химический завод" | Криолит свежий Кислота фосфорная экстракционная Фосфорные удобрения* | 246026, г. Гомель, п/я 26, ул. Химзаводская, 5 | 07.10.1994 приказ № 98 |
7 | ОАО "Гродно Азот" | Аммиак жидкий Кислота азотная Олеум Капролактам Азотные удобрения* | 230013, г. Гродно, пер. Космонавтов, 100 | 07.02.2003 приказ № 08 07.10.1994 приказ № 98 |
8 | Республиканское унитарное предприятие "ПО" Беларуськалий" | Минеральные удобрения* | 223710, Минская обл., г. Солигорск, ул. Коржа, 5 | 18.09.1997 решение № 58 |
9 | ОАО "Доломит" | Мука доломитовая* | 211321, г. Витебск, п.г.т. Руба, ул. Центральная, 23 | 08.10.1997 решение № 59 |
10 | ОАО "Крион" | Продукты разделения воздуха | 220024, г. Минск, ул. Серова, 8 | 07.10.1994 приказ № 98 |
11 | ОАО "Могилевхимволокно" | Нити полиэфирные текстильные (товарные) Полиэфирное волокно и жгут Нить полиэфирная техническая | 212035, г. Могилев-35, пр. Шмидта, 300 | 01.04.2005 приказ № 07-2005 |
Информация о работе Монополия: современные модификации и экономические последствия