Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:40, курсовая работа
В данной работе рассматривается монополизация рынка и влияние монополий на белорусскую экономику. Предприятия-монополисты в Республике Беларусь. Последствия государственного монополизма трансформируемой экономики.
Введение 3
1. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике 4
1.1. Сущность монополии 4
1.2. История возникновения и развития монополий 5
1.3. Формы и основные виды монополий 8
2. Монополизм в белорусских реалиях 11
2.1. Природа и признаки постсоветского монополизма 11
2.2. Предприятия-монополисты в Республике Беларусь 12
2.3. Государственная монополия Белгосстраха на рынке страховых услуг 14
3. Проблемы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь на современном этапе 18
3.1. Особенности и последствия государственного монополизма трансформируемой экономики Республики Беларусь 18
3.2. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь 23
Заключени 30
Список использованных источников 31
Приложение. Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение (республиканский уровень) по состоянию на 01.01.2008 г. 33
Примерами усиления государственной монополистической практики являются: государственная интервенция в акционерные компании – введение в 1997 г. «золотой акции» – особого права государства вмешиваться в деятельность акционерных компаний; принятие декрета о гарантиях вкладов физических лиц в валюте, дискриминирующий отдельные банки; предоставление монопольных нрав на экспорт шерстяных тканей концерну «Беллегпром». Парламент республики узаконил право Совета Министров проводить единую денежно-кредитную политику. Все это дало основание некоторым авторам назвать Беларусь полигоном для антиконкурентных действий правительства.
Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.
Процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике.
Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации управления и финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала.
В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень и развитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались при отсутствии капитана, как правило, путем преобразования (переименования) предприятии в акционерные общества. Настоящие же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции могут свободно продаваться на рынке.
В Беларуси сложилась уникальная сверхмононолизированная экономика, для управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой.
В советской практике были распространены и в настоящее время проявляются производные формы монополизма: так называемый функциональный монополизм отдельных должностных лиц (монополизация ими должностных функций, связанных с исполнением возложенных обязанностей); групповой монополизм отдельных групп людей, ведомств. Общей чертой различных видов монополизма является гарантированность существования субъекта независимо от реальных результатов ого деятельности.
Децентрализация государственной системы распределения и отказ от прямого контроля над ценами стимулировали возникновение региональных и даже районных монополии в сфере торговли и сбыта. Бывшие государственные сбытовые конторы и торговые отделы трансформировались в акционерные объединения и при отсутствии конкуренции диктуют потребителям монопольно высокие цены. В результате возведения региональных барьеров произошла монополизация региональных рынков, возник массовый сговор продавцов на потребительском рынке. На смену ведомственно-отраслевому пришел республиканско-региональный монополизм.
Высокий уровень монополизации экономики характерен для тех ее секторов (более 20 отраслей и подотраслей), производственный потенциал которых сосредоточен на небольшом количестве субъектов хозяйствования, концентрирующих основную массу производимой продукции (работ, услуг).
В промышленности республики функционирует более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная), Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский «Беларуськалий» (калийные удобрения), Минский тракторный завод
(пропашные тракторы), Минский «Атлант» (холодильники и морозильники).
Особенность монополизма в ряде отраслей состоит в том, что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции в них сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большое количество однопрофильных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.
Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными – в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые – даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, незагруженность производственных мощностей (например, в легкой промышленности – от 17-25 до 50%, при необходимых для рентабельного производства 60%), отсутствие оборотных средств, низкая рентабельность – таковы некоторые характеристики отечественных монополистов.
Принудительное разукрупнение рыночных монополий в развитых странах является средством усиления конкуренции, а в трансформируемой экономике
Республики Беларусь сопровождается усилением монополизма, появлением новых монополистов – производителей промежуточной продукции, заготовительных и других. Ликвидация СССР привела к появлению монополизма поставщиков ресурсов для Беларуси, причины искусственного создания которого – командно-административное прикрепление к поставщикам предприятий-потребителей, лимитирование объемов поставок, запрет на реализацию сырья и материалов за пределы определенной территории и т.п.
В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм денежного капитала и банковских структур, а также информационный монополизм.
В республике отсутствует рыночная конкуренция в сфере материального производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями [19, с. 230].
Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем.
Демонополизация в Беларуси предшествовала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начала акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.
Понятие «демонополизация» в западной экономической литературе почти не используется (применяют «антимонопольное, или антитрестовское, регулирование»), а в постсоветской – оно вошло в оборот после 1990 г. и трактуется как политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на снижение (ограничение) степени его монополизации, создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Эта политика носит многоплановый характер и рассматривается как путь к экономической свободе путем устранения монополии государства на производство продукции и услуг (разгосударствления и приватизации) с целью формирования конкурентного рынка.
Демонополизация включает меры по преодолению монопольных тенденций: на уровне народного хозяйства – ликвидацию тоталитаризма государственной собственности и власти; на уровне отрасли – устранение монополизма министерств, ведомств и их преемников (ассоциации, концернов и пр.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий – пресечение диктата производителя (продавца).
Беларусь впервые приступила к реализации этих мер после принятия в 1992 г. первого в истории республики антимонопольного Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Антимонопольное законодательство можно определить как систему нормативных правовых актов, содержащую правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной конкуренции, предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции [21, с. 24].
Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из:
Конституции Республики Беларусь (статья 13);
норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК);
Закона от 10 декабря 1992 года № 2034-XII (в редакции Законов Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 364-З, от 2 декабря 2002 года № 154-З) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон «О противодействии монополистической деятельности»);
Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года № 162-З «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях») и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.
Акты антимонопольного законодательства Республики Беларусь действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Беларуси.
Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы раздела I и II Конституции Республики Беларусь. Это наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в Основной Закон государства не могут вноситься частые изменения и дополнения.
Статья 13 Конституции Республики Беларусь гарантирует всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.
Эти гарантии тесным образом связаны с основополагающими конституционными правами и свободами. Государство обязано не только провозгласить их («все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов») (статья 22), но и обеспечить условия для их практической реализации в частноправовых и публичных отношениях.
Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (статья 23 Конституции) [21, с. 25].
Таким образом, Конституция Республики Беларусь ориентирует законодателя, что законом может быть запрещена социально опасная деятельность, в том числе экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Но этот общий конституционный принцип здесь не конкретизирован.
Другое законодательство Республики Беларусь содержит запрет конкретной экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В частности, указанный запрет материализован в части 2 пункта 1 статьи 9 ГК, которая не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления своим доминирующим положением на рынке.
Однако диапазон действия запрета, закрепленного в статье 9 ГК, ограничен. Во-первых, он распространяется только на участников гражданского оборота (граждан и юридических лиц) и применяется к отношениям с участием иностранных лиц (иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и иностранных юридических лиц), если иное не предусмотрено ГК и международным договором. Во-вторых, запрет распространяется на товарные рынки, где конкуренция по объективным причинам отсутствует: это рынки естественных, государственных и временных монополий. В-третьих, по субъектному составу запрет распространяется на тех лиц, которые обладают доминирующим положением на рынке. Названный в ГК запрет не применяется к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой. Но и в этой сфере иное может быть предусмотрено законодательством [1].
Следующими в иерархии нашего национального антимонопольного законодательства стоят названные выше законы (Закон «О противодействии монополистической деятельности» и Закон «О естественных монополиях»).
Ключевое место среди них занимает Закон «О противодействии монополистической деятельности», который является первым белорусским антимонопольным законодательным актом (первая его редакция была принята в декабре 1992 года). В нем содержится понятийный аппарат антимонопольного законодательства, положения о функциях и компетенции антимонопольных органов, характеризуются основные виды монополистической деятельности и признаки составов нарушений антимонопольного законодательства, приводится система предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также положения о принятии, обжаловании и исполнении решений и предписаний антимонопольных органов.
Информация о работе Монополия: современные модификации и экономические последствия