Автор: a****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:23, доклад
Монополия – тип структуры рынка, который характеризуется следующими чертами:
· на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;
· нет близких заменителей продукта монополиста;
· барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен.
Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:
L = ( P – MC ) / P. (7.5)
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.
Однако монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма В может обладать большей монопольной властью, чем фирма А, но получать меньшую прибыль, если у нее значительно выше средние издержки.
В качестве примера можно сравнить универсамы и магазины круглосуточной торговли «24 часа». В универсамах обычно накидка к затратам составляет 15-20 %, что гораздо меньше, чем в круглосуточных магазинах (25-30%), так как, как правило, несколько универсамов обслуживают один район и они боятся потерять своих потребителей. Магазины «24 часа» назначают более высокую цену, чем универсамы, именно потому, что у них менее эластичная кривая спроса. Посетители таких магазинов в целом меньше реагируют на цену.
Коэффициент Лернера (Р - МС)/Р свидетельствует о том, что у маленьких продовольственных магазинов больше монопольной власти. Но при этом они обычно получают значительно меньшую прибыль, чем крупный универсам, несмотря на более высокую накидку, так как их объем реализации значительно меньше, а средние постоянные издержки больше.
Итак,
фирма-монополист может в коротком
периоде как получать экономическую
прибыль, так и терпеть убытки.
Рис.
7.16. Зависимость монопольной цены от
эластичности спроса