Монополия на рынке

Автор: a****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:23, доклад

Описание работы

Монополия – тип структуры рынка, который характеризуется следующими чертами:
· на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;
· нет близких заменителей продукта монополиста;
· барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен.

Работа содержит 1 файл

экономика монополия.docx

— 104.55 Кб (Скачать)

  Данный  способ определения монопольной  власти был предложен в 1934 г. экономистом  Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:

            L = ( P – MC ) / P.                                               (7.5)

  Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.

  Однако  монопольная власть не гарантирует  высокие прибыли. Прибыль зависит  от отношения средних издержек к  цене. Фирма В может обладать большей монопольной властью, чем фирма А, но получать меньшую прибыль, если у нее значительно выше средние издержки.

  В качестве примера  можно сравнить универсамы и магазины круглосуточной торговли «24 часа». В  универсамах обычно накидка к затратам составляет 15-20 %, что  гораздо меньше, чем  в круглосуточных магазинах (25-30%), так как, как правило, несколько универсамов обслуживают один район и они боятся потерять своих потребителей. Магазины «24 часа» назначают более высокую цену, чем универсамы, именно потому, что у них менее эластичная кривая спроса. Посетители таких магазинов в целом меньше реагируют на цену.

  Коэффициент Лернера (Р - МС)/Р свидетельствует о том, что у маленьких продовольственных магазинов больше монопольной власти. Но при этом они обычно получают значительно меньшую прибыль, чем крупный универсам, несмотря на более высокую накидку, так как их объем реализации значительно меньше, а средние постоянные издержки больше.

  Итак, фирма-монополист может в коротком периоде как получать экономическую  прибыль, так и терпеть убытки.   

  

  

  Рис. 7.16. Зависимость монопольной цены от эластичности спроса  

Информация о работе Монополия на рынке