Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:17, курсовая работа
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Введение 3
1. Монополия 5
1.1 Решение монополиста относительно объема производства 6
1.2 Правило “большого пальца” для ценообразования 8
1.3 Смещение спроса 11
1.4 Воздействие налога 12
2. Монопольная власть 14
2.1 Показатели монопольной власти 16
2.2 Правило “большого пальца” при ценообразовании 18
3. Источники монопольной власти 20
3.1 Эластичность рыночного спроса 21
3.2 Число фирм на рынке 22
3.3 Взаимодействие между фирмами 24
4. Общественные издержки монопольной власти 25
5. Антимонопольная политика 27
Заключение 33
Список литературы
Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако, следует помнить, что целью является борьба не с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции .
Система государственного антимонопольного регулирования формируется во всех странах, где экономика строится на рыночных принципах. Кроме административных и экономических мер, осуществляемых с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки, эта система включает и юридические меры.
Антимонопольное регулирование- комплекс экономических, административных и законодательных актов, осуществляемых государством с целью обеспечить условия рыночной конкуренции и ограничить возможности производителей монополизировать рынки.
Антимонопольное регулирование включает регулирование:
Уровня концентрации и монополизации производства;
Стратегии и тактики предприятий;
Внешнеэкономической деятельности;
Ценовое и налоговое.
Опят стран Запада по созданию и использованию антимонопольного законодательства свидетельствуют о необходимости этой формы государственного регулирования рыночных отношений, уровня и масштабов конкуренции, имеющей целью повышение эффективности экономики.[5]
Особый характер монополизма в России обусловил и особенности создаваемого с учетом мирового опыта антимонопольного законодательства. Та, в Российской Федерации Закон от 22 марта 1991 г. № 948-1 « о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в первую очередь, был направлен против монополизма в сфере управления народным хозяйством, что отличает его от подобного законодательства развитых стран, не ставящего этих целей. Закон запрещает следующие действия органов управления:
Принятие актов, ограничивающих самостоятельность предприятий и предпринимателей в области производства и реализации товаров;
Установление дискриминирующих или привилегированных условий для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов ( в том числе ограничение права на продажу, препятствование созданию новых субъектов, выдача указаний о первоочередной поставке определенному покупателю);
Заключение соглашений между органами управления, препятствующих нормальному функционированию рынка (в том числе о повышении, снижении или поддержании цен, разделе рынка по территориальному принципу, ограничении доступа на рынок субъекту и т.д.).
В отношении товаропроизводителей вышеназванный Закон запрещает те действия доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта, которые приводят к ограничению конкуренции:
Изъятие товаров из обращения с целью создания и поддержания дефицита на рынке либо повышения цен;
Навязывание потребителю условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;
Соглашения или согласованные действия конкурентов;
Устранение с рынка субъектов в качестве продавцов или их покупателей;
Соглашения неконкурирующих субъектов, один их которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиков или покупателем, если в результате таких соглашений существенно ограничивается конкуренция.[5]
В соответствии с Законом для проведения государственной политики по развитию конкуренции, ограничению монополистической политики и пресечению недобросовестной конкуренции в составе Правительства РФ образован Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (антимонопольный комитет).
Задачами антимонопольного комитета являются:
Содействие формированию рыночных отношений;
Предупреждение, ограничение монополистической деятельности;
Государственный контроль за соблюдением законодательства.
Основные функции антимонопольного комитета:
Разработка и осуществление мер по демонополизации производства и обращения;
Направление предложений Правительству РФ по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практического его применения, а также документов, касающихся функционирования рынка, развития конкуренции и пресечения недобросовестной конкуренции;
Рекомендации по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;
Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных субъектов;
Контроль крупных продаж и покупок акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйственных субъектов.
Для осуществления контроля над предпринимателями - монополистами в РФ введен Государственный реестр объединений и предприятий – монополистов, действующих на товарных рынках. В него включены предприятия, занимающие доминирующее положение на рынке, доля которых на определенном товарном рынке превышает 35% или величину, ежегодно устанавливаемую антимонопольным комитетом, и действия которых нарушают антимонопольное законодательство. Эти предприятия обязаны предварительно декларировать повышение свободных цен. При злоупотреблении доминирующем положением, выражающимся в необоснованном завышении свободных цен, применяется государственное регулирование цен. На основании исключения из реестра по решению комиссии Совета по демонополизации экономики и развитию конкуренции фактически формируется список «разрешенных монополий».
Успех мероприятий по ограничению монополизма также во многом будет зависеть от формирования рыночной инфраструктуры (торговой сети, аукционов, ярмарок, бирж и т.д.); он тесно связан и с такими процессами, как оздоровление денежно-финансовой системы, формирование новой системы ценообразования и либерализации цен, создание финансового рынка.[5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев данную работу, мы можем сделать несколько выводов о поведении монополии на рынке:
1. Рыночная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара.
2. Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену.
3. Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.
4. Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Власть монополии может быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.
5. Иногда эффект масштаба делает желательным чистую монополию. Но для того чтобы максимизировать социальное благосостояние, правительству нужно устанавливать и регулировать цены.
6. В целом мы полагаемся на антимонопольную политику, чтобы помешать фирмам заполучить избыточную рыночную власть. Для этого также используется прямое и косвенное регулирование цен.
В заключение хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для России в сегодняшний переходный период. Перед Российским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития российских корпораций. Поэтому, как мне кажется, нашему парламенту необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют две-три компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены. Конкуренцию российским компаниям составляют мощнейшие зарубежные, но для защиты российского бизнеса принимаются различные меры, в том числе и законодательные (например, повышение пошлин на ввозимую аудио- видеотехнику, ограничили поставку спиртных напитков). По-моему, тут важно не переусердствовать, так как в таких случаях иногда рынок захватывается одной крупной российской фирмой, и конкуренция государством не стимулируется. Осторожно также следует обращаться с лицензированием и выдачей патентов. Все это требует принятия эффективных законов и разумных действий со стороны государства.
Список используемой литературы
1. Д.Линдсей, Э.Долан. Рынок: микроэкономическая модель. С.-Пб., 1992;
2. К.Макконнелл, С.Брю. Экономикс. М., 1992;
3. П.Хейне. Экономический образ мышления. М.: Дело, 1991;
4. В.Ф.Максимова. Рыночная экономика (учебник) М.: ”Соминтек", 1992;
5. А.А. Кочетков, Основы экономической теории. ,М., 2005
6. Р.Пиндайк, Д.Рубинфельд . Микроэкономика, М., 1992
7. Ф.Кенэ. Избранные экономические произведения, М., 1960;
8. А.Пигу. "Экономическая теория благосостояния" т.2. М.: Прогресс, 1985.
2