Монополия и антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:22, реферат

Описание работы

Российская экономика получила в наследство от экономики СССР достаточно концентрированную структуру, в которой часто можно было наблюдать ситуацию, когда небольшим числом предприятий производится вся или практически вся продукция отрасли.
Кроме того, общепризнанным является тот факт, что объективно существуют отрасли, в которых производство продукции настолько капиталоемко, что создание альтернативного варианта производства сопряжено с запретительно высокими издержками, что обусловливает появление естественного монопольного положения некоторых экономических агентов.

Содержание

Введение
Традиционные и современные подходы к классификации монополий
Проблемы монополизма в современной России
Основные направления антимонопольного регулирования в РФ
Мировой опыт в области антимонопольного регулирования
Антимонопольное законодательство РФ
Заключение

Работа содержит 1 файл

Монополия и антимонопольное регулирование.doc.docx

— 42.35 Кб (Скачать)

   Упрощенные  схемы государственного регулирования  естественных монополий, основанные на индексировании тарифов (цен) и не сопровождаемые тщательной проверкой обоснованности издержек и инвестиционной деятельности, позволяли монополистам легко обходить ограничения, которые ставили на их пути органы регулирования (департамент цен Минэкономики, Федеральная энергетическая комиссия).

   Важнейшими  причинами создавшегося положения  являлись: отсутствие необходимой законодательной  базы; неопределенность статуса регулирующих органов, их зависимость как от правительства  и министерств, так и от регулируемых субъектов; недостаток финансовых средств  и квалифицированных кадров.

   В настоящее время идет рассмотрение проекта Федерального закона “О защите конкуренции” 

   7.Заключение

   В области проведения государственной  политики развития конкуренции на товарных рынках функции и полномочия ФАС  России определены Законом Российской Федерации “О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках” (принят в 1991 г., изменения  и дополнения внесены - в 1995, 1998, 2000, 2001 и 2002 гг.).

   В области проведения государственной  политики развития конкуренции на финансовых рынках функции и полномочия ФАС  России определены Федеральным законом  “О защите конкуренции на рынке  финансовых услуг” (принят в 1999г., изменения  внесены в 2001 г.).

   Работа  ФАС России в сфере контроля над  деятельностью естественных монополий  направлена на обеспечение равного  доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также  на развитие конкуренции в тех  сегментах, где она возможна. Антимонопольная  служба стремится к повышению  прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия  для роста объемов товаров  и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС  России тесно координирует с Федеральной  службой по тарифам. Представитель  антимонопольной службы входит в  состав Правления ФСТ.

   Предшественник  Федеральной антимонопольной службы – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур образован в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года “О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР”.

   В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 “О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур” в целях обеспечения  развития рыночных отношений и конкуренции  в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках”  и “О защите прав потребителей”  утверждены новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены новые задачи и функции).

   В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных  органов исполнительной власти в  соответствие с требованиями экономических  преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 “О совершенствовании  структуры федеральных органов  исполнительной власти” Государственный  комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

   22 сентября 1998 года Указом Президента  Российской Федерации от №  1142 “О структуре федеральных  органов исполнительной власти”  были упразднены Государственный  антимонопольный комитет Российской  Федерации (Председатель Фонарева  Н.Е.), Государственный комитет Российской  Федерации по поддержке и развитию  малого предпринимательства (Председатель  Хакамада И.М.), Федеральная служба  Российской Федерации по регулированию  естественных монополий на транспорте (Руководитель Будько В.И.) и Федеральная  служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (Руководитель Горячев В.М.). На их месте образовано Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев.

   В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года.

   4 сентября 2001 г. Указом Президента  Российской Федерации от №  1091 “О внесении изменения в  Указ Президента Российской Федерации  от 29 ноября 1995 г. № 1194 ”О Федеральной  энергетической комиссии Российской  Федерации“ утратил силу абзац  второй пункта 3 Указа Президента  Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 ”О структуре федеральных  органов исполнительной власти“  в части, касающейся передачи  МАП России функций упраздненной Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте.

   9 марта 2004 г. Министерство было  упразднено, а его полномочия  переданы другим ведомствам. Принадлежавшие  МАП России функции федерального  антимонопольного органа, контроля  над деятельностью естественных  монополий и над соблюдением  законодательства о рекламе перешли  к вновь образованной Федеральной  антимонопольной службе, руководителем  которой стал Игорь Юрьевич  Артемьев. Положение о Федеральной  антимонопольной службе принято  Правительством России 29 июля 2004 г. 
 

Список  литературы

  1. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  2. Лисин В.С., Узяков М. Н. Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования. – М.: ТЕИС, 2002.
  3. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. – 2000.
  4. Скрыпник В.И. Энергетика России: естественная монополия на свободе // Общество и экономика. 1999.
  5. Макарова Г.Н. Командно-административный монополизм и его модификация в условиях постсоциалистической экономики / ИГЭА: - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1999.
  6. Сайт Федеральной Антимонопольной Службы России http://fas.gov.ru/

Информация о работе Монополия и антимонопольное регулирование