Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:22, реферат
Российская экономика получила в наследство от экономики СССР достаточно концентрированную структуру, в которой часто можно было наблюдать ситуацию, когда небольшим числом предприятий производится вся или практически вся продукция отрасли.
Кроме того, общепризнанным является тот факт, что объективно существуют отрасли, в которых производство продукции настолько капиталоемко, что создание альтернативного варианта производства сопряжено с запретительно высокими издержками, что обусловливает появление естественного монопольного положения некоторых экономических агентов.
Введение
Традиционные и современные подходы к классификации монополий
Проблемы монополизма в современной России
Основные направления антимонопольного регулирования в РФ
Мировой опыт в области антимонопольного регулирования
Антимонопольное законодательство РФ
Заключение
Осуществляя
нормативно-ориентирующее
Кроме
того, к антимонопольному регулированию
можно отнести и антимонопольны
Уровень монополизации в плановой экономике был очень высоким. В процессе разгосударствления он сократился. Число предприятий-монополистов в России за время проведения рыночных преобразований опять выросло. В 1994 г. в России насчитывалось 582 предприятия-монополиста, в 1996 г. - 2,5 тыс. предприятий. Эти предприятия, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке и нарушающие антимонопольное законодательство, заносились приказами в Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов России. Сейчас этот перечень переименован в “Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на определенном рынке товара более 35%”.
Включение в Реестр означает, что предприятие автоматически попадает под контроль за деятельностью со стороны органов по таким показателям, как объем производства, удовлетворение потребности на рынке сбыта, качество выпускаемой продукции, а также под ценовое регулирование со стороны государства. Предприятия-монополисты обязаны принять к исполнению заказ на поставку продукции для государственных нужд. На них распространяется ряд ограничений в процессе приватизации и т.д.
О регулировании естественных монополий. Основными методами регулирования являются: ценовое регулирование, т.е. прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с российским законодательством. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.
Государственное регулирование цен (тарифов) отраслей естественных монополий включает регулирование тарифов как на электрическую, так и тепловую энергию. В настоящее время в системе тарифного регулирования естественных монополий в России происходят серьезные изменения. Провозглашено создание единого тарифного органа, сокращение перекрестного субсидирования, переход на адресную систему социальных льгот. В то же время у государства отсутствует целостная долгосрочная концепция ценового регулирования естественных монополий.
Концепция реформы естественных монополий с точки зрения ценового регулирования должна предусматривать, прежде всего, введение новых, взаимоувязанных тарифов на их продукцию. Для этого необходимо обоснование общей модели тарифной системы, адекватной для переходных условий экономики России.
Модель
ценового регулирования должна базироваться
на таких общих принципах
На
2003 г. Правительство РФ утвердило
план повышения тарифов в размере
12% для МПС России, 14% - для РАО
“ЕЭС” и 20% - для “Газпром”. Такой
уровень повышения тарифов
Совершенствование
ценового регулирования естественных
монополий оказывает сильное
влияние не только на сам сектор
естественных монополий, но и на экономику
в целом. Важно отметить, что в
России такое регулирование не согласовано
с другими методами государственного
регулирования естественных монополий.
Решения по поводу цен на услуги
естественных монополий зачастую становятся
результатом конъюнктурных
Более перспективным и эффективным направлением в области регулирования естественных монополий является их реструктуризация. Реструктуризация отраслей естественных монополий предполагает создание условий для внедрения элементов конкуренции в этих отраслях, устранение барьеров входа - выхода на монополизированные рынки для других хозяйственных субъектов.
Данный способ регулирования может быть эффективным не только для отдельных монополистов, но, что особенно важно, и для государства в целом, так как позволяет делать прозрачными финансовые потоки в рамках различных посреднических фирм, уводящих финансовые потоки в обход как самой компании, так и бюджета.
5.Мировой опыт в области антимонопольного регулирования
Антимонопольное законодательство, начало которому было положено американским законом Шермана (1890), в 90-х гг. XX в. было принято уже более чем в 40 странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой, а также в странах Восточной Европы, включая Россию. В США в настоящее время действует целый блок дополняющих друг друга законодательных актов: Шермана (1890), Клейтона (1914), о Федеральной торговой комиссии (1914), Робинсона-Пэтмана (1936), а также ряд решений Верховного суда.
В
главных капиталистических
Сегодня
антимонопольные
В
целом регламентация поведения
фирм в антимонопольном
Принцип регламентации состоит в одном из двух правил: либо действия полностью запрещаются как таковые, либо запрещаются в принципе, но разрешаются на основании “принципа рациональности”, т.е. для выполнения определенных задач экономической политики. Например, картели как таковые запрещены в США и ФРГ, но они разрешены в Японии на определенных условиях и на определенный срок. В целом можно выделить два основных типа антимонопольного законодательства - американское и западноевропейское. Американский тип законодательства, начиная с закона Шермана, отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным - в нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка.
Проведение в жизнь антимонопольного законодательства осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. Органы, проводящие антимонопольную политику, действуют, как правило, через судебную систему, поскольку только суд может вынести решение о санкциях на основе доказательства о нарушении антитрестовских законов.
Во
всех странах антимонопольную
Из
антимонопольных законов
Политика защиты конкуренции, опирающаяся на антимонопольный закон - его нередко именуют “экономической конституцией” свободного предпринимательства - отражает уровень понимания современного рыночного хозяйства, и отработанные приемы, и, конечно же, исторические особенности развития экономики каждой конкретной страны.
6.Антимонопольное законодательство РФ
Первый
в России антимонопольный нормативный
акт - Закон "О конкуренции и
ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" был
принят 22 марта 1991 года. Закон явился
основой для формирования в Российской
Федерации антимонопольного законодательства,
подготовки и принятия соответствующих
нормативных документов.
К таким документам следует отнести Правила
рассмотрения дел о нарушении антимонопольного
законодательства (утверждены приказом
ГКАП России от 12 мая 1994 г. № 53), Закон о
дополнении Уголовного кодекса РСФСР
и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Отдельный блок составляют акты о Государственном
Реестре предприятий-монополистов и о
специальном регулировании их деятельности.
Составление и утверждение Государственного
Реестра возложено на ГКАП России.
При составлении реестра использовался
только один из признаков - доля на рынке,
в то время как понятие "доминирующее
положение" требует установления в
каждом конкретном случае наличия некоторых
признаков, характеризующих положение
предприятия как доминирующего.
Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на состояние экономики в целом.
Первый
проект Закона “О естественных монополиях”
был подготовлен сотрудниками Российского
центра приватизации по поручению ГКАП
РФ в начале 1994 г. После этого проект
дорабатывался российскими и
зарубежными экспертами и согласовывался
с отраслевыми министерствами и
компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом,
РАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России”
и др.). Против проекта выступили
многие отраслевые министерства, однако
ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть
их сопротивление. Уже в августе
правительство направило
По Закону “О естественных монополиях”, сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.
Основными методами регулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.
К 1995 г. была сформирована только одна система регулирующих органов, действовавшая вне рамок отраслевых министерств. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992 г. для регулирования тарифов на электро и теплоэнергию. Контроль над другими естественными монополиями осуществлялся соответствующими министерствами (Минэкономики, Минтопэнерго, Министерство путей сообщения, Минсвязи). Так, МПС получило разрешение ежемесячно индексировать тарифы на перевозки с учетом роста цен на основные виды продукции, потребляемые его предприятиями. Минэкономики и Минфин ежеквартально корректировали тарифы с учетом финансового состояния отрасли.
Информация о работе Монополия и антимонопольное регулирование