Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа
Задача настоящей работы - показать, что на данном этапе огромное значение имеет:
- понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере;
- создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции.
Введение …………………………….……………...……………………….....3
1. Сущность и общая характеристика монополии…………………………...4
1.1. Понятие и характерные черты монополии……………………….4
1.2. Виды монополии…………..……………………………………….8
2. Особенности современных монополий.………………………………….14
2.1. Становление государственного сектора экономики России…..14
2.2. Проблемы антимонопольной политики...………………..……...25
Заключение……………………………………………………………………30
Список используемой литературы…………………………………….
33
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,
СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
Институт экономики и финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Микроэкономика
На тему: Монополия, её основные характерные черты и виды ( на примере России).
Студентки ___________
код
Научный руководитель ________________ Панасенко Ирина Владимировна
МОСКВА 2010г.
Содержание
стр.
Введение …………………………….……………...……………………….
1. Сущность и общая характеристика монополии…………………………...4
1.1. Понятие и характерные черты монополии……………………….4
1.2. Виды монополии…………..………………………………………
2. Особенности современных монополий.………………………………….14
2.1. Становление государственного сектора экономики России…..14
2.2. Проблемы антимонопольной политики...………………..……...25
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………......
История монополии достигает глубокой древности. Но новейшая история моноползма начинается в последней трети XIX столетия. В экономической истории это время принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений (кризисов и монополий) указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».
В конце XIX столетия рынок, чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития, столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции, этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.
Сегодня проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Итак, целью данной работы является выявление сущности монополии, её характерных черт и видов, а также одной из наиболее значимых линий конфронтации в новейшей истории России - борьбы за статус и роль государства в экономике нашей страны: будет ли государство реальным представителем народа, выразителем интересов страны и её экономики или оно станет инструментом в руках транснациональных корпораций и мировой финансовой олигархии…[1]
Задача настоящей работы - показать, что на данном этапе огромное значение имеет:
- понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере;
- создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции.
1.1. Понятие и характерные черты монополии.
Монополия – (от моно- один, и греч. Poleo – продаю), это исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны[2].
Факторами способствующими возникновению монополий можно назвать:
1. Полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства.
2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).
3. Патенты.
4. Государственные лицензии или привилегии.[3]
Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению высоких прибылей. Некоторые экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, – это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли[4].
Существуют различные типы рыночных структур (табл.1). Одним из них является «крайний случай» несовершенной конкуренции – чистая монополия.
Табл.1.
Виды рыночных структур.
Размеры фирмы
Мелкие
Виды рыночных структур
1. Совершенная конкуренция | 2. Монополистическая конкуренция | 3. Олигополия | 4. Чистая монополия |
Число фирм[5]
Давайте рассмотрим в сравнении характерные черты рынков несовершенной конкуренции (табл.2):
Табл.2.
Характерные черты рынков несовершенной конкуренции.
Характерная черта | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Число фирм | Много | Несколько | Одна |
Контроль над ценами | Небольшой | Ограниченный взаимозависимостью | Полный |
Тип продукта | Дифференцированный | Стандартизированный | Уникальный, близких заменителей нет. |
Условия вступления в отрасль | Сравнительно легко | Трудно | Блокировано |
Типичные отрасли | Розничная торговля, швейная, обувная промышленность | Металлургия, автомобиле и станкостроение, нефтедобыча. | Коммунальное хоз-во (водо-, газо-, электро- снабжение и т.п.) |
Итак, в условиях чистой монополии:
1) монополист является единственным продавцом данного товара;
2) продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет
близких заменителей;
3) проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом
обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в
своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска
производства;
4) степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не
безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую
цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается
с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема
продаж прямо пропорционально росту цен);
5) поскольку близких заменителей нет, то у монополиста нет необходимости рекламировать свои товары.[6]
1.2. Виды монополий.
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия. Естественные монополии возникает вследствие объективных причин.
Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. То есть естественным, для ряда отраслей, становится высокая степень монополизации. Классическими примерами естественных на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть
монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Информация о работе Монополия, её основные характерные черты и виды