Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:53, реферат
На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Предмет данной работы - монополия и монопсония.. Они являются понятиями, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия - это
- рынок со множеством продавцов и лишь одним покупателем.
Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, у двух крупных фирм большая монопольная власть. Положение, когда только несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.
Иногда говорят (и в этом есть доля правды), что самый большой страх американского бизнесмена - страх перед конкуренцией. Мы можем уверенно предполагать, что, когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм - условие, которое удерживает от вступления в дело новых конкурентов.
Иногда
для вступления в
дело имеются естественные
препятствия. К примеру,
одна фирма может
иметь патент на технологию,
необходимую для производства
какого-то продукта.
Это делает невозможным
вступление на рынок
других фирм, по меньшей
мере до тех пор, пока
не истечет срок действия
патента. Другие законодательно
установленные права
действуют в том же направлении,
например копирайт (авторское
право) может ограничить
продажу книги, музыкального
произведения, программного
обеспечения для ЭВМ
в рамках деятельности
отдельной компании,
а необходимость обладания
правительственной
лицензией ограничивает
доступ новых фирм на
рынок телефонного обслуживания,
телевизионных передач
или внутренних грузовых
перевозок. Наконец,
эффект масштаба
может ограничить число
фирм, выступающих на
одном рынке. В ряде
случаев положительный
эффект масштаба может
привести к созданию
такой ситуации, когда
наличие на рынке только
одной фирмы будет наиболее
эффективным решением
проблемы. Такая ситуация
называется естественной
монополией.
3.3. Взаимодействие между фирмами
Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рынке действуют четыре фирмы. Как они могут конкурировать друг с другом? Они могут, например, конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.
Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.
Таким образом, фирмы могут взаимодействовать различными способами. Здесь мы просто хотим подчеркнуть,что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.
Монопольная власть фирмы часто меняется по времени, как и условия ее деятельности (рыночный спрос и издержки). Это приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монопольная власть, следовательно, должна рассматриваться в динамике. Например, кривая рыночного спроса может быть неэластична на кратковременном отрезке (такая ситуация сложилась с нефтью, когда ОПЕК имел огромную монопольную власть в краткосрочный период, но значительно меньшую на долговременном этапе). Более того, реальная или потенциальная монопольная власть в краткосрочном периоде усиливает конкуренцию в отрасли на долговременном этапе. Большая краткосрочная прибыль может соблазнить некоторые новые фирмы вступить в дело, сокращая тем самым монопольную власть на долговременном этапе.
4. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом?
Мы
можем ответить на
этот вопрос, сравнивая
излишек потребителей
и производителей
в условиях конкурентного
и монополизированного
рынков (мы предполагаем,
что у производителей
на рынке свободной
конкуренции и
у монополиста
одинаковые кривые издержек).
Рис. 6 показывает кривые
среднего и предельного
доходов и кривую предельных
от
монопольной власти
издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Рm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена Рc и количество продукции Qc должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены Рc и количества Qc к монопольным цене Рm и количеству продукции Qm.
При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm , но купили бы его по цене Рc , также теряют излишек в размере площади треугольника В. Cледовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (Qc - Qm) по цене Рc. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки - это общественные издержки такой неэффективности.
Могут
возникнуть и дополнительные
общественные издержки
монопольной власти,
которые превышают
полные чистые убытки
в треугольниках В и
С. Фирма может затратить
огромные средства с
общественных позиций
непродуктивно, чтобы
получить, удержать
и использовать монопольную
власть. Это может быть
связано с расходами
на рекламу, созданием
своего "лобби"
и юридическими попытками
избежать правительственного
контроля над ценами
и антитрестовского
законодательства. Это
может выражаться также
в создании неиспользуемых
дополнительных производственных
мощностей, с тем чтобы
убедить потенциальных
конкурентов оставить
попытки проникновения
на монопольный рынок.
Экономический стимул
этих издержек непосредственно
связан с прибылью фирмы
в результате получения
монопольной власти (т.е.
прямоугольник А минус
треугольник С). Следовательно,
чем большая часть излишка
переходит от потребителей
к монополисту (прямоугольник
А), тем больше общественные
издержки монополии.
4.1. Регулирование цен
Антитрестовское законодательство предотвращает накопление фирмами избыточной монопольной власти. Рассмотрим еще одно средство, с помощью которого общество может ограничить монопольную власть, - законодательное регулирование цен.
На конкурентном рынке государственное регулирование цен всегда приводит к полным чистым убыткам. Это, однако, не совсем так, когда фирма обладает монопольной властью. Наоборот, регулирование цен может устранить полные чистые убытки, которые проистекают из монопольной власти.
Рис.7
показывает эффект регулирования
цен. Рm и Qm - соответственно
цена и объем производства
на нерегулируемом монопольном
рынке. Теперь предположим,
что государственное
регулирование определяет
максимальную цену Р1 .
Так как фирма
может установить
цену не выше Р1 для объема
производства Q1 ,
ее новая кривая
среднего дохода представляет
собой горизонтальную
линию на уровне Р1 .
Для уровней объема
производства выше,
чем Q1 , новая кривая
среднего дохода совпадает
со старой кривой среднего
дохода, потому что при
этих объемах производства
фирма назначит цену
ниже Р1 и на нее никак
не повлияет регулирование.
Новая кривая предельного дохода фирмы соответствует ее новой кривой среднего дохода, и она показана жирной линией. Для объемов производства до Q1 предельный доход равен среднему доходу. Для объемов производства больше Q1 новая кривая предельного дохода совпадает с прежней. Фирма будет выпускать количество продукции Q1 , потому что именно на этом отрезке кривая
предельного дохода пересекает кривую предельных издержек. Вы можете проверить, что при цене Р1 и количестве продукции Q1 полные чистые убытки от монопольной власти сокращаются.
По мере дальнейшего снижения цены количество производимой продукции продолжает расти, а чистые убытки снижаются. При цене Рc - а именно при этом уровне цены пересекаются кривые среднего дохода и предельных издержек, - объем производства возрастает до уровня, соответствующего условиям конкурентного рынка, и чистые убытки от монопольной власти устраняются. Уменьшая цену еще больше, скажем до Р3, мы приходим к сокращению объема производства. Это аналогично установлению максимальнойй границы цен в конкурентной отрасли. Дефицит растет (Q'3 - Q3), и одновременно растут полные чистые убытки от регулирования цен. При дальнейшем снижении цены объем выпуска продукции продолжает снижаться, а дефицит растет. Наконец, если цена снижается ниже Р4 - ниже минимальных средних издержек, фирма несет финансовые убытки и выходит из дела.
Регулирование
цены зачастую применяется
к таким естественным
монополиям, как компании
коммунальных услуг.
Рис.8 показывает естественную
монополию. Отметим,
что средние издержки
в данном случае всегда
больше предельных издержек.
Без регулирования
цены фирма выпускала
бы количество продукции Qm
по цене Рm . В идеальном
случае установление
максимальной цены направлено
на снижение фирменной
цены до уровня Рc соответствующего
условиям свободной
конкуренции, но тогда
фирма не возместит
своих средних
естественной
монополии
издержек
и выйдет из дела.
Наилучшей альтернативой,
следовательно, является
установление цены на
уровне Рr, при котором
пересекаются кривые
средних издержек
и среднего дохода.
Тогда фирма не получает
монопольной прибыли,
а выпуск остается достаточным,
чтобы фирма оставалась
в деле.
4.2. Регулирование цен на практике
Конкурентная цена (Рc на рис.7) обнаруживается там, где кривые предельных издержек и среднего дохода (спроса) пересекаются. Аналогичным образом для естественной монополии минимальная приемлемая цена (Рr на рис. 8) находится на пересечении средних издержек и спроса. К сожалению, зачастую трудно точно определить эти цены на практике, так как кривые спроса и издержек фирмы могут смещаться по мере эволюции рынка.
В итоге регулирование цен монополии основывается на норме прибыли, получаемой ею на капитал. Учреждение, регулирующее цену, определяет ее допустимый уровень таким образом, чтобы норма прибыли была в определенном смысле "конкурентной" или "справедливой". В этом заключается регулирование нормой прибыли : максимальная допустимая цена основывается на ожидаемой норме прибыли, которую получит фирма.
К сожалению, при регулировании нормой прибыли возникают сложные проблемы (проблемы, которые радуют сердца адвокатов и бухгалтеров). Во-первых, трудно оценить необесцененный акционерный капитал, хотя это ключевой элемент при определении нормы прибыли фирмы. Во-вторых, "справедливая" норма прибыли должна основываться на фактических издержках капитала, но эти издержки в свою очередь зависят от поведения учреждения, регулирующего цену (и от восприятия вкладчиками капитала будущих допустимых норм прибыли).