Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:53, реферат
На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Предмет данной работы - монополия и монопсония.. Они являются понятиями, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия - это
- рынок со множеством продавцов и лишь одним покупателем.
На рис. 2b кривая спроса поднимается вверх и поворачивается. Кривая нового предельного дохода MR2 пересекает кривую предельных издержек в точке, соответствующей большему объему производства, т.е. Q2 больше Q1. Но смещение кривой спроса таково, что цена остается прежней.
Изменение
спроса обычно вызывает
изменения как
цены, так и объема
выпуска продукции.
Но особые случаи, приведенные
на рис.2, показывают
важное различие между
монопольным и
конкурентным предложением.
Отрасль с конкурирующими
производителями
предлагает определенное
количество продукции
по каждой цене. Такой
взаимосвязи нет для
монополиста, который
в зависимости от того,
как изменится спрос,
может предлагать разное
количество продукции
по одной и той же цене
или одинаковое количество
по разным ценам.
1.4. Воздействие налога
Налог
на объем производства
также влияет на монополиста
иначе, чем на отрасль
с конкурирующими
производителями. Введение
налога на единицу
продукции в отрасли
с конкурирующими
производителями
приводит к увеличению
рыночной цены на величину,
которая несколько меньше
налога, и что бремя
налога несут как производители,
так и потребители. При
монополии, однако, цена
может возрастать на
величину, превышающую
размер налога.
Проанализировать воздействие налога на монополиста несложно. Предпо- ложим, каждая единица продукции облагается определенным налогом в t долл., так что монополист должен платить правительству t долл. за каждую проданную единицу продукции. Следовательно, предельные (и средние) издержки фирмы возросли на величину налога t. Если первоначальные издержки фирмы составляли МС, ее решение по оптимальному объему производства теперь выглядит так:
МК = МС + t.
На графике мы смещаем кривую предельных издержек вверх на величину t и обнаруживаем новую точку пересечения с кривой предельного дохода (рис.3). Здесь Q0 и Р0 - соответственно объем производства и цена до обложения налогом, а Q1 и Р1 - объем выпуска и цена после введения налога.
Смещение кривой предельных издержек вверх приводит к уменьшению объема производства и повышению цены. Иногда цена растет на величину меньше налога, но далеко не всегда (на рис.3 цена поднялась выше размеров налога). Это было бы невозможно на конкурентном рынке, но может случиться на монопольном рынке, так как в последнем случае отношение цены к предельным издержкам зависит от эластичности спроса. Предположим, например, что монополист сталкивается со спросом с постоянной эластичностью -2. Тогда согласно уравнению (2) цена будет равна двойным предельным издержкам. При налоге t предельные издержки увеличиваются до МС + t и цена возрастает до 2 (МС + t) = 2 МС + 2t, т.е. возрастает на удвоенную величину налога.
2.МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Монополия в чистом виде - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Почему же на рынке нескольких фирм каждая из них сталкивается с кривой спроса, имеющей наклон вниз, и тем не менее будет производить продукцию так, чтобы цена превышала предельные издержки?
Предположим,
например, что четыре
фирмы выпускают
зубные щетки, кривая
спроса на которые
показана на рис.4а. В
целом фирмы выпускают 20 000
зубных щеток в
день (5000 в день каждая )
и продают их по
цене 1,5 долл. за штуку.
Заметим, что кривая
спроса относительно
неэластична. Это можно
проверить: при цене 1,5
долл. эластичность
спроса составит - 1,5.
Рис.4в
Рыночный спрос на
зубные щетки в представлении
фирмы А
Теперь предположим, что фирма А решает снизить цену, чтобы увеличить спрос. Чтобы принять такое решение, ей необходимо знать, что произойдет с ее объемом реализации в результате изменения цены. Другими словами, ей нужно составить представление о новой кривой спроса, с которой она столкнется в качестве альтернативы рыночной кривой спроса. Возможная ситуация показана на рис.4b, где кривая спроса фирмы DA значительно эластичнее кривой рыночного спроса (при цене 1,5 долл. за штуку эластичность составит -0,6).
Фирма может предвидеть, что при увеличении цены с 1,5 до 1,6 долл. сбыт снизится с 5000 единиц, скажем, до 3000 единиц, так как потребители будут покупать больше зубных щеток других фирм. (Если бы все фирмы подняли цену до 1,6 долл., сбыт фирмы А снизился бы только до 4500). Но по целому ряду причин сбыт не упадет до нуля, как это было бы на совершенном конкурентном рынке. Во-первых, зубные щетки фирмы А могут немного отличаться от товара конкурентов, и поэтому некоторые потребители заплатят за них несколько больше. Во-вторых, другие фирмы также могут поднять цену на свою продукцию. Аналогичным образом фирма А может предвидеть, что, снижая цену с 1,5 до 1,4 долл., она продаст большее количество зубных щеток (7000 вместо 5000). Но рынком она полностью не завладеет. Ряд потребителей все равно будут предпочитать зубные щетки конкурентов, а конкуренты могут также снизить свои цены.
Итак, кривая спроса фирмы А зависит от того, насколько ее продукция отличается от продукции конкурентов и как будут конкурировать друг с другом четыре фирмы. По-видимому, фирма А сталкивается с кривой спроса, которая более эластична, чем кривая рыночного спроса, но эластична не бесконечно, как кривая спроса фирмы на совершенном конкурентном рынке.
Сколько следует выпускать продукции фирме А, если она располагает информацией о формировании спроса на свою продукцию? Здесь применимо то же правило: максимизирующий прибыль объем производства достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам. На рис. 4b объем производства составляет 5000 единиц, а соответствующая цена равна 1,5 долл., что превышает предельные издержки. Итак, хотя фирма А не является чистым монополистом, она обладает монопольной властью - она может назначить цену выше, чем предельные издержки, и получить дополнительную прибыль. Конечно же, ее монопольная власть меньше, чем если бы она вытесняла конкурентов и монополизировала рынок, но все-таки она весьма существенна.
В
связи с этим возникают
два вопроса. Во-первых,
как мы можем измерить
монопольную власть,
чтобы можно было сравнить
одну фирму с другой?
Во-вторых, каковы источники
монопольной власти
и почему у ряда фирм
монопольная власть
больше, чем у других?
2.1. Показатели монопольной власти
Вспомним важное различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.
В частности, мы может использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками, который мы ввели ранее как часть правила "большого пальца" при ценообразовании. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:
L = (P - MC)/P.
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем польше L, тем больше монопольная власть.
Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма. По уравнению (1) мы знаем, что
Однако, Еd теперь означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса. В примере с зубными щетками эластичность спроса для фирмы А составляет -6,0, а степень монопольной власти равна 1/6 = 0,167.
Заметим,
что значительная
монопольная власть
не гарантирует высокие
прибыли. Прибыль зависит
от отношения средних
издержек к цене. Фирма
А может обладать большей
монопольной властью,
чем фирма В, но получать
меньшую прибыль, если
у нее значительно выше
средние издержки.
2.2. Правило "большого пальца" при ценообразовании
В предыдущем разделе мы видели, как взаимосвязь цены, предельных издержек и эластичности спроса может использоваться монополистом как правило "большого пальца" при ценообразовании. С помощью уравнения (2) можно рассчитать цену как простую накидку над предельными издержками:
Р= MC/(1+[1/Ed]).
Данное уравнение представляет собой универсальное правило ценообразования для любой фирмы с монопольной властью, если учитывать, что Еd является коэффициентом эластичности спроса для фирмы, а не рыночного спроса.
Труднее определить эластичность спроса для фирмы, чем для рынка, потому что фирма должна принять в расчет реакцию своих конкурентов на изменение цены. В основном руководитель должен рассчитать процентное изменение в сбыте продукции фирмы, которое, вероятно, произойдет от изменения фирмой цены на 1%. Этот расчет может основываться на математической модели или же на интуиции и опыте руководителя.
Рассчитав
эластичность спроса
для фирмы, руководитель
может определить
соответствующую накидку.
Если эластичность спроса
для фирмы велика, данная
накидка будет минимальной (и
мы можем сказать, что
у фирмы небольшая монопольная
власть). Если эластичность
спроса для фирмы невелика,
данная накидка будет
большой (фирма обладает
значительной монопольной
властью). Рис.5а и
5b иллюстрируют эти
два крайних случая.
3. ИСТОЧНИКИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Уравнение (3) показывает, что чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производитель одежды с наклейкой фирменного дизайна) - с менее эластичной кривой спроса.
Три
фактора определяют
эластичность спроса
для фирмы. Первый
заключается в эластичности
рыночного спроса. .
Собственный спрос фирмы
будет по крайней мере
столь же эластичен,
как и рыночный спрос,
и поэтому эластичность
рыночного спроса ограничивает
потенциал монопольной
власти. Второй фактор -
число фирм на рынке.
Если на нем много фирм,
маловероятно, что одна
из фирм будет способна
существенно повлиять
на цену. Третий фактор
заключается во взаимодействии
между фирмами . Даже
если на рынке имеются
лишь две или три фирмы,
ни одна из них не
сможет увеличить
цену во много раз, если
соперничество между
ними носит агрессивный
характер,когда каждая
фирма старается захватить
львиную долю рынка.
Рассмотрим каждый из
этих трех факторов,
определяющих монопольную
власть.
3.1. Эластичность рыночного спроса
Если имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы. Вспомним пример с производителями зубных щеток, показанный на рис. 4. Рыночный спрос на зубные щетки мог бы быть не очень эластичным, но спрос каждой фирмы будет более эластичным. Насколько - это зависит от того, как фирмы конкурируют друг с другом (на рис. 4 эластичность рыночного спроса составляет - 1,5, а эластичность для каждой фирмы - 6). Но независимо от того, как конкурируют фирмы, эластичность спроса для каждой из них никогда не будет менее - 1,5.
Спрос
на нефть весьма неэластичен,
по крайней мере в
краткосрочный период,
вот почему ОПЕК смог
поднять цены на нефть
значительно выше
предельных издержек
на ее добычу в 70-е
годы - начале 80-х
годов. Спрос на такие
товары, как кофе, какао,
медь и олово, значительно
эластичнее, и именно
поэтому попытки производителей
картелизировать эти
рынки и поднять цены
почти ни к чему не привели.
В каждом случае эластичность
рыночного спроса ограничивает
потенциальную монопольную
власть отдельных производителей.
3.2. Число фирм на рынке
Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.