Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:59, реферат
Любая экономическая деятельность существует для прибыли. Товарно-денежные отношения, являющиеся фундаментом для всей экономики, зародились именно из-за стремления к прибыли, и только сейчас, при развитых товарно-денежных отношениях, экономическая деятельность может преследовать не только получение прибыли. Но испокон веков экономическая деятельность олицетворяла собой прибыль, а прибыль - благосостояние, поэтому прибыль всегда будет одной из первых целей в экономической деятельности.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить. Прибыль у таких фирм не такая большая как у фирм-монополистов, зато при таких условиях большую власть имеет покупатель, он является основной силой, но при этом сохраняется баланс между покупателями и продавцами.
Стратегии 1,4 можно назвать оборонительными, а 2,3,5,6 - наступательными.
Функции монопольной прибыли. Факторы, сопутствующие получению прибыли.
Сейчас я хотел бы подвести итог всей предыдущей главе, в которой я пытался рассмотреть сущность монопольной прибыли.
Основные цели, ради которых получают прибыль, -если бы не было этих целей, не было бы фирм и других коммерческих организаций как таковых (а следовательно, и экономической деятельности)- можно обозначить так: стимуляция производства (расширение производства) и реализация проектов и уменьшение риска банкротства.
Эти цели
в то же время можно считать
и своеобразным источником прибыли,
так как средства, полученные от
прибыли и вложенные в
Заметим, что все это, особенно последняя цель, характерно как для несовершенной конкуренции, так и для чистой монополии, ведь в последнем случае нет конкурентов, но остается другая "противостоящая" монополисту сила - потребители. Также нужно заметить, что фирмы-монополисты гораздо лучше фирм свободной конкуренции могут реализовывать эти цели, в частности уменьшение риска банкротства.
Этим двум
целям соответствуют стимулирую
Условия несовершенной конкуренции.
Все эти функции прибыли объединяет одна из глобальных функций - прибыль как инструмент борьбы с конкурентами. Фактически чистых монополий существует очень мало, в подавляющем большинстве фирмы, получающие монопольную прибыль, действуют в условиях монополистической конкуренции. А фирмы, действующие в условиях чистой монополии, обычно защищены государством (законодательные монополии).
"Захват
монопольной сверхприбыли
Несовершенная конкуренция существует, когда два или более продавцов, каждый из которых обладает некоторым контролем над ценой ,конкурируют за продажи. Такое бывает в двух случаях:
- фирмы продают
не стандартизированную
- когда контроль
над ценой обусловлен рыночной
долей отдельных фирм. На таких
рынках каждый продавец
Обычно соревнуются несколько крупных фирм, которые являются своеобразными центрами экономической деятельности в своих отраслях. Эти монополии могут быть объединением нескольких более мелких фирм. В условиях такой конкуренции обязательно существует такое явление как дифференциация продукции, о которой мы уже упоминали. Дифференциация продукции помогает удерживать состояние монополии. Более того, дифференциация продукции является основой, одним из важнейших условий существования монополистической конкуренции. Вот более подробное описание дифференциации продукции: "При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление - дифференциация продукта, то есть наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п.
Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой"3. И монополисты как раз и борятся за как можно меньше ограниченный контроль над ценой, то есть за большую монополистическую власть. Эта борьба может продолжаться очень долго, представляя собой монополистическую конкуренцию, и может закончиться образованием естественной монополии. Таким образом мы видим, как дифференциация продукции обеспечивает монополистическую конкуренцию, то есть ограниченный контроль над рыночной ценой каждой из фирм.
В условиях чистой монополии фирма может уменьшить объем выпуска продукции, назначить более высокие цены, снизить за счет этого расход ресурсов и максимизировать прибыли. Однако в условиях конкуренции положение осложняется за счет издержек, которые могут увеличиваться или снижаться. При этом используются два подхода - эффект масштаба и понятие «Х-неэффективности».
"Эффект
масштаба. При данной технологии
и издержках производства по-
Х-неэффективность. Обычно при исследовании издержек производства делается допущение, что фирма выбирает из существующих технологий именно ту, которая является наиболее эффективной и которая позволяет фирме добиться минимума средних издержек для каждого уровня выпуска. В реальной действительности каждая фирма, как правило, не использует в полной мере имеющиеся возможности снижения издержек. Для оценки потенциальных возможностей снижения издержек до минимального уровня средних введено понятие «Х-неэффективность». Она имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого объема производства больше, чем минимально возможные издержки. Такое превышение издержек возникает за счет уклонения фирмы от предпринимательского риска, обеспечения работой некомпетентных друзей и родственников, неудовлетворительного стимулирования рабочих фирмы."4
Эффект
масштаба также может ограничить
число фирм, выступающих на одном
рынке. В ряде случаев положительный эффект
масштаба может привести к созданию такой
ситуации, когда наличие на рынке только
одной фирмы будет наиболее эффективным
решением проблемы. Такая ситуация называется
естественной монополией.
Заключение.
Монополия
представляет собой и самую крайнюю форму
несовершенной конкуренции, и наиболее
устойчивую. Многие монополии представляют
собой объединение более мелких фирм,
и чем больше становится таких центров
объединения на каком-то рынке, тем меньше
происходит дальнейшее объединение, так
как на уже существуют достаточно крупные
монополии. И таким образом на рынке образуется
несколько крупных монополий, конкурирующих
между собой. Поэтому большинство существующих
рынков в важнейших аспектах занимают
промежуточное положение между монополией
и конкуренцией.
Список
используемой литературы:
1. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.
2. С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993 год
3. Дж.Вильсон,
В.Цапелик. «Естественные
4. В.Миронов, А.Зимогляд, А.Яковлев «Российский монополизм и приватизация»// Экономист 1995 год № 6.
5. В.Ершов
«О пользе неконкретности
6. Самуэльсон П. “Экономикс”, с. 531
7. Большая советская энциклопедия.
8. Краткий экономический словарь.
9. Чемберлин Е. “Теория монополистической конкуренции” М., 1959 г., с. 163
10. «Экономическая
теория» под.ред Н.В. Сумцовой,
Л.Г. Орловой.,Юнити.,М.2000г.