Монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:59, реферат

Описание работы

Любая экономическая деятельность существует для прибыли. Товарно-денежные отношения, являющиеся фундаментом для всей экономики, зародились именно из-за стремления к прибыли, и только сейчас, при развитых товарно-денежных отношениях, экономическая деятельность может преследовать не только получение прибыли. Но испокон веков экономическая деятельность олицетворяла собой прибыль, а прибыль - благосостояние, поэтому прибыль всегда будет одной из первых целей в экономической деятельности.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить. Прибыль у таких фирм не такая большая как у фирм-монополистов, зато при таких условиях большую власть имеет покупатель, он является основной силой, но при этом сохраняется баланс между покупателями и продавцами.

Работа содержит 1 файл

Монополии Реферат.doc

— 100.00 Кб (Скачать)
p align="justify">1) монополия  отдельного предприятия;

2) монополия  как соглашение;

3) монополия,  основывающаяся на дифференциации  продукта. 

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных  фирм. Он дает возможность быстро создать  ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических  объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат  — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х  годах в США и некоторых  странах капитала появились и  начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих  технического и производственного единства.

Опыт  показывает, что монополии, монополизировав  определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это  тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

Вообще  любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что  данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.

Более лоялен рынок олигополии, которая  может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это  отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами. 
 
 

4. Чистая монополия 

Крайним случаем несовершенной конкуренции является чистая монополия. По степени ограниченности доступа на рынок принято классифицировать монополии как закрытые, естественные и открытые.

Закрытия  монополия характеризуется тем, что монополист обладает контролем  над источником сырья или контролем в области специальных технических знаний, новшеств, защищенных авторскими правами.

Естественная  монополия возникает в отраслях, где издержки минимизируются тогда, когда весь выпуск продукции, услуга осуществляются только одной фирмой. В городе, как правило, одна телефонная сеть, одно метро, один аэропорт. В России сложились группы естественных монополий в энергетике, в нефтегазовой отрасли, в жилищно-коммунальной сфере.

Открытая  монополия характеризуется тем, что фирма выходит на рынок с новой продукцией, не позаботившись о специальных мерах защиты от конкуренции. На больших исторических этапах все монополии принято считать открытыми. 

Для монополии  характерны следующие черты. 

Наличие единственного продавца конкретного  товара (услуги) на рынке.

Производимый  товар в некоторой степени  уникален, т.е. не имеет близкий заменителей (субститутов).

Фирма- монополист, является единственным продавцом  своего товара, осуществляет на рынке  значительный контроль над ценами.

Барьеры (экономические, технические, правовые др.) для вступления в отрасль труднопреодолимы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  5.Части монопольной прибыли.

  Для капиталиста  характерно стремление к получению  помимо обычной еще добавочной прибыли, или сверхприбыли. И "монополия дает такую сверх-прибыль, то есть избыток прибыли сверх нормальной"1. Термин "избыток прибыли" здесь употреблен не в значении добавочной прибыли, прибыль более высокую по сравнению со средней получали некоторые капиталисты и в период свободной конкуренции путем понижения стоимости товара ниже общественной стоимости. Но если раньше добавочную прибыль получали лишь в редких случаях, то во времена, когда появились монополии, самые кпруные из них добиваются добавочной прибыли в течении длительного времени, и добавочная прибыль становится частью сверхприбыли, получаемой монополиями. Сверхприбыль обязана своим существованием использованию достижений научно-технического прогресса, господству монополий в целом, вывозу капитала, экономическому разделению мира между союзами капиталистов.

  Таким образом, прибыли, присваиваемые монополиями, состоят из следующих элементов: средней прибыли, добавочной прибыли и монопольной сверхприбыли, связанной с продажей монополиями товаров по ценам выше их стоимости. Таковы части общей прибыли по теории Маркса. Прибыли монополий играют главную роль в их экономическом господстве.

  Теперь  о необходимости максимизации прибыли, которую рассматривают неоклассические  теории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Максимизация прибыли  

Чтобы показать, при какой цене и объёме выпуска предельный доход монополиста будет минимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся  к числовому примеру. Представим себе, что фирма Х является единственным производителем данной продукции на рынке, и запишем данные продукции на рынке, и запишем данные об её издержках и доходах .

       Мы предположили, что одну единицу  своей продукции монополист может  продать по цене 500 руб. В дальнейшем  при расширении сбыта на единицу  он вынужден каждый раз снижать  её цену на 2 руб., предельный доход, поэтому сокращается на 4 руб. при каждом расширении объёма продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, продавая 14 единиц товара. Именно при таком выпуске её предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведёт 15 единиц, то эта дополнительная единица больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

         На конкурентном рынке, когда  цена и предельный доход фирмы  совпадают, было бы произведено  15 единиц продукции, причём цена  этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:

Конкуренция   Монополия

  Оптимальный  объём производства ...........  15              14

  Цена  руб. .....................................................  472           474

        

         Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объём производства, приносящие ей максимальную прибыль будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определённой монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  7.Стратегии получения монопольной прибыли. 

  Стратегия получения прибыли фирмой-монополистом в долговременном интервале в условиях чистой монополии. 

  В краткосрочном  интервале фирма может действовать  с убытками, но после этого, на долгосрочном этапе она компенсирует эти убытки; должно установиться долгосрочное равновесие с эластичным спросом. Долгосрочное равновесие достигается при условии такого выпуска продукции, значение которого должно быть рядом с минимумом кривой долгосрочных средних издержек. Начиная с точки долгосрочного равновесия фирма-монополист может временно увеличивать прибыль, поднимая цены, сокращая выпуск продукции, смещаясь вверх вдоль менее эластичной кривой спроса.

  Потребитель, столкнувшись с повышением цены, уменьшает  спрос до уровня кривой долгосрочного спроса, при еще более высоких ценах прибыль монополиста будет меньше, чем при исходной цене долгосрочного равновесия.

  Сегодня практически нет фирм, которые  действуют в условиях чистой монополии, кроме так называемых "естественных" и закрытых (защищенных патентными, законодательными и т. д. барьерами) монополий, которых очень мало и для которых необходим целый ряд условий. О таких монополиях пойдет речь потом.

  Стратегия получения прибыли фирмой-монополистом в условиях несовершенной конкуренции.

  Наиболее  часто мы видим ситуацию открытой монополии, когда фирма не защищена от конкурентов. Вопрос определения стратегии поведения фирмы в таких условиях намного усложняется. Существует большой выбор стратегий:

  1. Резко поднять цену на товар, получая максимальную кратковременную прибыль, и удерживать эту цену, пока не упадет спрос. Такую стратегию удобно применять, когда имеются мощные фирмы-конкуренты, которые тоже начинают пробиваться на рынок с аналогичным товаром и когда мала дифференциация товаров.
  2. Примириться с возможным появлением конкурентов на данном рынке после вывода фирмой нового товара. Фирма устанавливает высокую стартовую цену на свой изобретенный продукт, а в это время уже разрабатывает новый продукт, который появляется к моменту уменьшения чистой прибыли от прежнего продукта. Такая фирма постоянно внедряет инновации и участвует в гонке научно-технических достижений. Примером может служить нынешний компьютерный рынок.
  3. Фирма идет на значительные затраты, чтобы взломать закрытую монополию. Потом эта фирма получает чистую прибыль, превосходящую издержки производства фирм-конкурентов. Этот вид монопольной прибыли называется рентой.
  4. Фирма устанавливает небольшую цену, не максимизирующую краткосрочную прибыль, чтобы создать барьер для появления конкурентов.
  5. Фирма устанавливает  разные цены на один и тот же продукт для разных групп населения. Эта стратегия направлена на увеличение спроса со стороны той группы населения, где этот спрос наиболее эластичен, так как именно для этой группы населения устанавливаются низкие цены. Такая стратегия извлечения прибыли называется ценовой дискриминацией.
  6. Фирма производит монопольную прибыль вне монополии, путем установления низких цен на сырье и организации производства в странах с низкой стоимостью рабочей силы, то есть в основном за счет уменьшения издержек производства.

Информация о работе Монополии