Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 16:16, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании монополизма в российской экономике.
Объектом исследования является российская экономика.
Предмет исследования – монополизм.
Задачи:
- изучить и проанализировать литературу по теме, с целью выявления возникновения монополии и определения её сущности;
- установить формы и виды монополии;
- рассмотреть монополию и конкуренцию;
- проследить за современной монополизацией, а так же положительными и отрицательными сторонами;
- раскрыть особенности антимонопольной политики в России.
Введение...........................................................................................................3
Глава 1. История возникновения и сущность монополий...........................6
1.1 Возникновение монополий.......................................................................6
1.2 Формы и виды монополий........................................................................9
1.3 Монополия и конкуренция......................................................................12
Глава 2.Особенности современной монополизации России......................17
2.1 Положительные и отрицательные стороны монополий.......................17
2.2 Особенности антимонопольной политики России................................21
Заключение......................................................................................................26
Библиографический список...........................................................................28
2.2
Особенности антимонопольной
политики России
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране
1См. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 1999г. с 285
антимонопольной
политики. Более того, Россия нуждается
в демонополизации, т.е. радикальном
сокращении числа секторов экономики,
где установилась монополия.
Главной проблемой и одновременно трудностью
при этом является специфика унаследованного
от социалистической эпохи монополизма:
российские монополисты по большей части
не могут быть демонополизированы путем
разукрупнения.
Можно выделить три принципиальных возможности
понижения степени монополизации:
1) прямое разделение монопольных структур;
2) иностранная конкуренция;
3) создание новых предприятий.1
Как уже сказано, возможности первого
пути в российской реальности сильно ограничены.
Единый завод на части не разделишь, а
случаи когда производитель-монополист
состоит из нескольких заводов одного
профиля, почти не встречаются. Тем не
менее, на уровне надфирменных структур
– бывших министерств, главков, а также
областных властей – такая работа отчасти
уже сделана, а отчасти может быть продолжена,
принеся пользу в деле понижения степени
монополизации.
Дело в том, что еще одна специфическая
российская разновидность монополизма
состоит в диктате ведомств и госорганов,
продолжающих и в наше время активно вмешиваться
в деятельность предприятий. Формально-юридических
прав на это они не имеют – предприятия
находятся в частной собственности. Но
реальные рычаги давления у органов власти
есть. Например, не допустить в отрасль
стороннего производителя с помощью частокола
инструкций и распоряжений они вполне
могут.
Серьезное изучение путей и методов
борьбы с монополизмом в нашей
стране началось относительно недавно.
В теоретическом плане
1См.Райзенберга Б.А.: «Курс экономики». Учебник – ИНФРА-М, 2005г. с 432
что демонополизация
производства должна в значительной
мере предшествовать переходу к рынку,
т. е. заблаговременно должны создаваться
предпосылки конкурентного, а не
монопольного рынка.
Второй путь – иностранная конкуренция
– явился, вероятно, самым действенным
и эффективным ударом по отечественному
монополизму. Когда рядом с изделием монополиста
на рынке находится превосходящий его
по качеству и сопоставимый по цене импортный
аналог, все монополистические злоупотребления
становятся невозможными. Монополисту
приходится думать о том, как бы вообще
не оказаться вытесненным с рынка.
Беда в том, что из-за непродуманной валютной
и таможенной политики, импортная конкуренция
в очень многих случаях оказалась избыточно
сильной. Вместо того чтобы ограничить
злоупотребления она фактически уничтожила
целые отрасли промышленности.
Очевидно, что использование столь сильнодействующего
средства должно быть очень осторожно.
Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать
на российском рынке, являясь реальной
угрозой для наших монополистов, но не
должны превращаться в причину массовой
ликвидации отечественных предприятий.
Третий путь – создание новых предприятий,
конкурирующих с монополистами, - предпочтителен
во всех отношениях. Он устраняет монополию,
не уничтожая при этом самого монополиста
как предприятие. К тому же новые предприятия
– это всегда рост производства и новые
рабочие места.
Проблема в том, что в сегодняшних условиях
из-за экономического кризиса в России
находится мало отечественных и иностранных
компаний, готовых вложить деньги в создание
новых предприятий. Тем не менее, определенные
сдвиги в этом отношении даже в кризисных
условиях может дать государственная
поддержка наиболее перспективных инвестиционных
проектов. Не случайно, при всей ужасающей
остроте финансовых проблем в рамках центрального
бюджета в последнее время стали выделять
так называемый бюджет развития, в который
направляются средства на поддержку инвестиций.
В долгосрочной перспективе все три пути
снижения степени монополизации российской
экономики, несомненно, будут использованы.
Описанные огромные трудности продвижения
по ним, однако, заставляют прогнозировать,
что в близком будущем хозяйство нашей
страны сохранит высокомонополизированный
характер. Тем большее значение в этих
условиях приобретает текущее регулирование
деятельности монополий.
Главным органом, осуществляющим антимонопольную
политику в России, является Министерство
по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства. Его права
и возможности достаточно широки,
а статус соответствует положению
аналогичных органов в других
развитых рыночных экономиках. Основными
законами, регулирующими монополии,
являются закон «О конкуренции и
ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» и
закон «О естественных монополиях».
Центр тяжести государственной регулирующей
деятельности в России в первые годы реформ
был сосредоточен на регулировании монополистических
цен. Государство устанавливает цены или
их предельные уровни на газ, электроэнергию,
железнодорожные перевозки, транспортировку
нефти, коммунальные услуги и другие продукты
естественных монополий. Часть из этих
цен определяется централизованно для
всей страны, но в большинстве случаев
решения принимаются региональными комиссиями
для своих областей, краев или республик.
Максимальный уровень цен в большинстве
случаев тяготеет к покрытию издержек
монополиста и обеспечению ему минимальной
прибыли, т.е. реализуется описанная выше
схема PREG = ATC = D.1 Поскольку при такой
схеме монополисту выгодно занижать объем
производства по сравнению с существующим
спросом, установление максимальных цен 1См. Самуэльсон А., Вильям
Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. - М.:
"Бином",с 800
сопровождается определением групп
потребителей, подлежащих обязательному
обслуживанию, что дает тем известную
гарантию от сокращения поставок монополистом.
Положение резко осложняется и запутывается
в результате широкого распространения
практики неплатежей. В этих условиях
монополисты добиваются установления
цен с таки расчетом, чтобы все издержки
можно было покрыть за счет реально поступающих
средств. Государственные органы обычно
считают этот уровень завышенным.
Помимо цен на продукцию естественных
монополий на начальных этапах реформы
ограничивались и цены предприятий, занимающих
доминирующее положение на отдельных
товарных рынках, т.е. регулировались цены
искусственных монополий. С этой целью
для всех производителей, контролирующих
более 35% рынка, устанавливались предельные
нормы рентабельности.1
Российские законы требуют осуществления
государственной политики недопущения
формирования новых монополий. На Министерство
по антимонопольной политике возложены
задачи контроля за слияниями крупных
предприятий, пересечения разнообразных
форм сговора, недопущения системы участий
и личной унии. Представляется, однако,
что опасность всех этих новых форм монополизации
еще недостаточно осознана обществом
и работа в этих направлениях ведется
недостаточно интенсивно. Во всяком случае,
руководители российских предприятий
не стесняются публично выступать с такими
заявлениями, которые на Западе – даже
если бы не были подкреплены практическими
действиями – с гарантией привели бы их
за тюремную решетку по обвинению в попытке
создания картеля.
Наконец, значительное внимание уделяется
борьбе с ограничивающей конкуренцию
практикой местных властей. В условиях
нестабильной экономической ситуации
в стране региональные власти часто пытаются
1См.Сумцова Н.В., Орлова Л.Г., Прапович В.В., и др.: «Экономическая теория». Учебник для вузов / Под ред. Сумцовой Н.В., Орловой Л.Г. – М.: Юнити-Дана, 2000г. с 390
незаконными
методами поддержать свои предприятия.
Например, под тем или иным предлогом
запретить ввоз конкурирующих товаров
из других областей. Это создает
местным производителям монопольное
положение, что, естественно, вызывает
протесты Министерства по антимонопольной
политике. Впрочем, как и в других
областях современной российской экономики
и политики, центральные власти,
несмотря на юридическую справедливость
своих требований, далеко не всегда
оказываются в силах одолеть сопротивление
местных властей.
В целом система антимонопольного регулирования
в России находится пока в стадии становления
и требует радикального совершенствования.1
1См. Курс экономической теории:У.-4-е издание Киров: «АСА», с. 157 |
В
процессе данной работы нам удалось определить
то, что:
монополия возникает обычно там, где отсутствуют
реальные альтернативы, нет близких заменителей,
выпускаемый продукт в известной степени
уникален, велики барьеры вступления в
отрасль.
Сущность монополии
1. Монополия возникает из господства в
производстве;
2. Господствуя в производстве, монополия
господствует на рынке;
3. Благодаря монопольным ценам монополия
получает монопольно высокую прибыль.1
В данной курсовой работе мы рассмотрели
основные причины возникновения
монополий, особенности современной монополизации
экономики. Подводя итоги, можно охарактеризовать
антимонопольное законодательство и антимонопольную
политику России как необходимые атрибуты
структурных преобразований во всех сферах
экономики страны. На данном этапе проблема
монополизации и недобросовестной конкуренции
перестает быть чисто экономической —
она все больше становится политической
и общественной. Поэтому чрезвычайно необходимо,
чтобы население России осознало всю пагубность
и все отрицательные последствия монополии
как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях
(но лишь в малой толике от их общего количества)
существование монополии является оправданным
и необходимым, но за этими процессами
должен осуществляться жесткий контроль
со стороны государства по недопущению
злоупотребления своим монопольным положением.
Решающую роль в создании на рынке благоприятной
конкурентной среды играют антимонопольное
законодательство и деятельность антимонопольных
органов, правильное поведение которых
способствует стабилизации всей экономики
в целом.
1См.Фишер
С., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993
год. с 159
Применение такого экономического регулирования необходимо для:
- обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);
- определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
- стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
- создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).
Антимонопольная
служба России еще очень молода, но уже
сделаны ее первые шаги к нормализации
ситуации по данным проблемам. Намного
больше ей еще предстоит сделать, и эти
действия должны осуществляться одновременно
с усовершенствованием антимонопольного
законодательства России. В данном направлении
нужно обратить особое внимание на более
чем вековой опыт антимонопольного законодательства
США и на антимонопольную практику других
развитых стран.
Но здесь возникает еще одна проблема,
заключающаяся в том, что десятилетиями
складывающаяся отраслевая монополия
не может быть быстро заменена свободным
и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение
конкурентных отношений — не единовременная
моментальная акция, а процесс длительный,
сложный, а для немалого же числа предприятий
— гибельный. Выжить смогут лишь те предприятия,
которые обеспечат более высокое качество
товара, относительно более низкие цены
и быструю сменяемость ассортимента.
Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В.: «Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика, германский опыт и российский путь» – СП б: Издательство «Питер», 2000г. с 475
Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2001г. с 315
Экономика: Учебник / Под ред. доц. Булатова
А. С. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство
БЕК, 199. - с 816
Вильсон Дж., В.Цапелик.
«Естественные монополии России» //Вопросы
экономики 1995 год № 11. с 298
Грязнова А.Г. и А.Ю. Юданов:
«Микроэкономика. Теория и
Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые
вопросы: Учебное пособие/Под ред. д.э.н.,
профессора А. И. Добрынина. - М.: ИНФРА-М,
1998.с 138
Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика
/Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ.
ред. Лисовика Б. и Лукашевича В. - С-Пб.,
1997. - 448 с.
Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об
экономике. - М.: Дело ЛТД, 1994. с 473
Корогодин:
«Общая экономическая теория». Учебное
пособие для студентов неэкономических
факультетов вузов. – Воронеж: Издательство
Воронежского государственного университета,
2000г. с 148
Курс экономической теории: Учебник-
4-е дополнительное и переработанное издание,
Киров: «АСА», 2000 год. с 157
Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год. с 346
Мамедов О. Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство "Феникс", 1996. с 539
Маркс К., Энгельс Ф.. Сочинения, Т.4, с166
Миронов В. А.Зимогляд, А.Яковлев «Российский монополизм и приватизация»// Экономист 1995 год № 6. с 360
Нуреев Р.М. Курс
Пигу А. «Экономическая
теорияблагосостояния»,Т.1.; 1958 год. с 326
Райзенберга Б.А.: «Курс экономики». Учебник
– ИНФРА-М, 2005г. с 432
Самуэльсон А., Вильям
Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. - М.:
"Бином", Лаборатория Базовых Знаний,
1997. – с 800
Сумцова Н.В., Орлова Л.Г.,
Прапович В.В., и др.: «Экономическая теория».
Учебник для вузов / Под ред. Сумцовой Н.В.,
Орловой Л.Г. – М.: Юнити-Дана, 2000г. с 390
Фишер С., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993 год. с 159
федеральное агентство по образованию
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И СЕРВИСА
Кафедра
«Экономики и управления
на предприятии»