Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 00:15, реферат
Экономика Украины пребывает в состоянии перехода к рынку, утверждения рыночных принципов взамен всеобъемлющего государственного монополизма. Это делает исследование и антимонопольной политики особенно актуальным с тем, что учитывая теоретические положения и опыт развитых рыночных экономик определить оптимальное состояние монополизма и конкуренции, благоприятных для развития национальной экономики.
Введение 3
1. Сущность монополий 4
2. Антимонопольное законодательство 5
3. Монополизм в Украине 7
4. Антимонопольная политика и её совершенствование 10
Заключение 14
список литературы
4.Антимонопольная политика и её совершенствование
Антимонопольная
(конкурентная) политика государства
является ключевым элементом повышения
конкурентоспособности
Современное
развитие мировой экономики
Любое государство должно быть заинтересовано в результативном взаимодействии с корпоративным сектором, создании условий для его развития и международной экспансии. Консолидация национальных компаний путем слияния (в том числе и с зарубежными компаниями) является сегодня единственной возможностью противостоять поглощениям со стороны ведущих мировых ТНК. Но действующее антимонопольное законодательство не позволяет украинским компаниям эффективно противодействовать глобальным вызовам. При этом правительства развитых стран всячески поощряют создание и развитие собственных ТНК, которые являются движущей силой прогресса их экономик.
10 апреля 2008 года Верховная рада Украины ратифицировала протокол присоединения нашего государства к Всемирной торговой организации. Также органы власти постоянно высказывают свою заинтересованность в создании зоны свободной торговли со странами Евросоюза и СНГ. Но указанные процессы интеграции Украины в мировую экономику могут быть эффективными лишь при условии внесения соответствующих изменений в антимонопольное законодательство, которое на сегодня по многим параметрам более строгое, чем законодательство подавляющего большинства стран мира, в том числе стран ЕС и Российской Федерации.
Действующее
в Украине антимонопольное
Таким
образом, уже давно назрела
Основная цель изменений должна состоять в модернизации национального антимонопольного законодательства и дальнейшем применении объективного экономического анализа в оценке концентраций, односторонних и коллективных действий (к которым относятся злоупотребление монопольным положением или согласованные действия, включая сговоры). Украине нужен Закон с более гибким и эффективным механизмом анализа, при котором оценке конкуренции и вмешательству государства в эти процессы отводится важная роль, но указанное вмешательство применяется лишь в тех случаях, когда оно действительно необходимо.
В
результате Антимонопольный комитет
Украины будет иметь
Обновленное
антимонопольное
В соответствии со статьей 1 Закона, "рынок товара (товарный рынок) - сфера оборота товара (взаимозаменяемых товаров), на который на протяжении определенного периода времени и в границах определенной территории есть спрос и предложение". Данное определение слишком обобщено и не дает ответа на ключевой вопрос: для каких групп товаров конкурентной средой можно считать только внутренний рынок, а для каких региональный или глобальный товарные рынки.
Антимонопольное законодательство ведущих стран мира содержит более широкое понятие товарного рынка, который учитывает специфику большинства современных товарных рынков как региональных, так и глобальных, т. е. таких, которые выходят за пределы государственных границ и подвергаются влиянию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность за пределами государства. Указанный подход позволяет антимонопольным органам при осуществлении анализа товарного рынка определять состояние конкуренции на нем с учетом наличия зарубежных производителей (продавцов, потребителей) соответствующего товара.
Поэтому, изменения должны предусматривать новый подход к определению географических границ товарного рынка. Это необходимо для уверенности в том, что антимонопольный орган применяет объективные критерии, когда исследует конкурентные последствия единоличных/коллективных действий или запланированных соглашений на определенном рынке, который может быть значительно более широким, чем национальный рынок или его часть. Следует признать, что Антимонопольный комитет Украины де-факто уже неоднократно руководствовался указанным пониманием границ товарного рынка. В качестве примера можно привести анализ рынка ЖРС для принятия решения о разрешении недавней консолидации горнорудных активов "Метинвест Холдинга" и "Смарт-холдинга". Решение о разрешении данной концентрации абсолютно обоснованно принималось антимонопольным органом с учетом существования зарубежных (прежде всего российских) поставщиков ЖРС на украинский рынок. В результате был создан игрок мирового масштаба с украинской пропиской, вошедший в шестерку крупнейших производителей ЖРС с годовым объемом производства почти 40 млн тонн.
Порог
в размере 35% доли рынка, как признак
доминирования, не отвечает общемировой
практике. Страны Европейского Союза,
Российская Федерация устанавливают указанное
ограничение в размере не менее 50% от доли
товарного рынка. Антимонопольное законодательство
в странах Евросоюза уже давно не является
преградой для создания крупных компаний.
Слияние нескольких компаний из разных
стран ЕС, как правило, не ведет к созданию
монополий, как это случилось бы при слиянии
двух крупных корпораций в рамках национального
рынка. В большинстве развитых стран определение
монопольного (доминирующего) положения
субъекта хозяйствования на определенном
товарном рынке осуществляется только
на основании совокупности факторов, каждый
из которых, взятый отдельно, не может
быть определяющим, а именно:
• размера доли субъекта хозяйствования
на рынке товара;
• наличия возможности для вхождения
других субъектов хозяйствования на рынок
товара и/или его расширения;
• социальных, экономических, экологических
и других последствий деятельности субъекта
хозяйствования.
Любые
формы слияний и поглощений трактуются
действующим в Украине
Таким образом, под влияние данной нормы попадают практически все средние и крупные компании Украины. Для сравнения, в странах ЕС, США, Канаде и Японии эти нормативы как минимум в 100 раз выше. Сегодня просто необходимо приблизить указанные показатели к размерам, принятым в большинстве развитых стран мира.
Кроме
того, концентрацией считается
Сегодня концентрация или согласованные действия при определенных условиях могут быть разрешены Кабинетом министров Украины, даже если есть запрет Антимонопольного комитета. Кабмин является высшим органом исполнительной власти, тогда как Антимонопольный комитет - это орган со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты экономической конкуренции.
АМКУ
имеет квалифицированный
Совершенствование правил контроля над слияниями и поглощениями в Украине должно стать мощным толчком для содействия созданию инновационных и конкурентных компаний с конечной целью обеспечения доступа потребителей к более совершенным, дешевым и разнообразным товарам и услугам.
Заключение
Таким образом, антимонопольная политика прямо влияет на социально-экономическое развитие государства: объемы производства продукции, производительность труда, цены, прибыль компаний и их налоговые отчисления, объем инвестиций, экономический рост, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках. Кроме того, конкурентные правила должны применяться таким образом, чтобы стимулировать как повышение благосостояния потребителей, так и эффективное распределение ресурсов с ограниченным доступом, а также оказывать содействие экономическому росту государства в целом, решению социальных, экологических и других проблем.
Совершенствование антимонопольной политики, законодательства правил контроля над слияниями и поглощениями в Украине должно стать мощным толчком для содействия созданию инновационных и конкурентных компаний с конечной целью обеспечения доступа потребителей к более совершенным, дешевым и разнообразным товарам и услугам.
список литературы:
Информация о работе Монополии и современная антимонопольная политика в Украине