Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 00:15, реферат
Экономика Украины пребывает в состоянии перехода к рынку, утверждения рыночных принципов взамен всеобъемлющего государственного монополизма. Это делает исследование и антимонопольной политики особенно актуальным с тем, что учитывая теоретические положения и опыт развитых рыночных экономик определить оптимальное состояние монополизма и конкуренции, благоприятных для развития национальной экономики.
Введение 3
1. Сущность монополий 4
2. Антимонопольное законодательство 5
3. Монополизм в Украине 7
4. Антимонопольная политика и её совершенствование 10
Заключение 14
список литературы
Министерство образования и науки Украины
Донецкий национальный университет
Экономический факультет
Реферат
по дисциплине «Национальная экономика»
на
тему «Монополии
и современная антимонопольная политика
в Украине»
Студентки 3 курса
экономического
факультета
дневного отделения
группы 0103 «а»
Есиной Дарьи
Юрьевны
Донецк - 2009
Содержание
Стр | ||
Введение | 3 | |
1. | Сущность монополий | 4 |
2. |
Антимонопольное законодательство | 5 |
3. |
Монополизм в Украине | 7 |
4. |
Антимонопольная политика и её совершенствование | 10 |
Заключение | 14 | |
список литературы | 15 |
введение
Несмотря на достаточно установившееся понятие «монополия» существующие на сегодня трактовки этого термина существенно отличаются. Соглашаясь принципиально с тем, что обязательным признаком состояния монополии является ограничение количества поставщиков (продавцов) продукции числом «1», отметим необходимость учета пространственных и временных аспектов идентификации этого понятия; поэтому монополию следует определять как ситуацию, при которой в конкретном месте и в конкретное время существует лишь один поставщик определенного товара или услуги.
Важными характеристиками ситуации монополии будет как сама возможность ее преодоления, так и продолжительность и стоимость этого процесса. Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что такие важные характеристики ситуации монополии, как потеря средств и времени на ее преодоление является, как правило, взаимозависимыми, поскольку при иных неизменных условиях сокращение срока преодоления монополизма будет сопровождаться дополнительными издержками средств.
Экономика Украины пребывает в состоянии перехода к рынку, утверждения рыночных принципов взамен всеобъемлющего государственного монополизма. Это делает исследование и антимонопольной политики особенно актуальным с тем, что учитывая теоретические положения и опыт развитых рыночных экономик определить оптимальное состояние монополизма и конкуренции, благоприятных для развития национальной экономики.
1. Сущность монополий
Монополия (греч. мonos – один, единственный и poleo - продаю) – рынок, на котором число продавцов столь незначительно, что каждый из них способен повлиять на общий объем предложения, цену товара или услуг; исключительное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежащее одному лицу, их группе или государству; крупная отрасль, в которой небольшое количество фирм контролирует всю или большую часть ее производства или крупные объединения (концерны, консорциумы, конгломераты и т.п.), возникающие на базе концентрации производства и капитала, сосредоточивающие в своих руках большую часть выпуска и/или продажу какого-либо товара. Считается, что объектом интереса в национальной экономике является не сама монополия, не ее доминирующее положение на рынке, а монополизм, то есть такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект предлагает контрагентам принимать решения на выгодных для себя условиях, использует в своих интересах рыночный спрос. Формами проявления монополизма выступает взвинчивание цен и сокращение производства, инфляция, рост оплаты труда, недооценка маркетинга, рекламы, качества продукции конкурента и др. Стремление повысить цены при снижающемся объеме производства означает не только недоиспользование ресурсов, но и недоступность продукции для значительного круга потребителей. Однако монополии могут иметь и значительные резервы (материальные, финансовые) для внедрения результатов научно-технического прогресса, используя их, когда возникает необходимость опередить появившегося конкурента и обеспечить себе увеличение прибыли, овладеть новыми рынками. Они, как правило, обладают и возможностями снижения издержек производства за счет крупных объемов выпуска продукции, использования более мощных и производственных средств труда, квалифицированной рабочей силы и т.д. Велика здесь и опасность застоя. Специфическую экономическую форму реализации рыночного преимущества монополии, через которую в их пользу перераспределяется и определенная часть прибыли других предприятий, называют монополистической сверхприбылью, которая может затрагивать интересы широкого круга субъектов национальной экономики, является носителем экономической власти. Чем больше прибыли в цене продукции, тем значительнее монопольная власть
2. антимонопольное законодательство
В
последнее десятилетие
-
не позволяет развернуть
-
не создает достаточных
-
не всегда может обеспечить
достаточный диапазон
Названные аргументы
Восстановление высокого уровня концентрации производства и отмена традиционного антитрестовского законодательства и регулирования послужили основным средством для повышения международной конкурентоспособности и эффективности национального хозяйства.
Наиболее
жестко антитрестовское
Действующие
нормативные документы в
Основное количество нарушений конкурентного законодательства связано со злоупотреблением монопольным положением на рынке. При условии, что доля монопольного сектора экономики в ВВП превышает 40 %, доля злоупотреблений составляет 48 %. В структуре злоупотреблений монопольным положением, которые пресекает Антимонопольный комитет Украины, преобладают нарушения ценового характера
Контроль над развитием конкуренции и ограничением монополистической деятельности участников рыночной экономики осуществляют специально созданные антимонопольные органы.
Таким
образом, антитрестовское
3. Монополизм в Украине
Конституция Украины запрещает не монополии, как таковые, а лишь злоупотребление монопольным положением. На предотвращение таких явлений направлены санкции Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», который предполагает возможность наложения штрафов Антимонопольным комитетом, привлечение к административной, гражданской и уголовной ответственности.
Особое внимание Комитет обращает на сферу естественных монополий. Завышенные тарифы на их услуги, низкое качество последних, затрудненный доступ к сетям тормозят развитие конкурентного сектора и экономики в целом. Согласовать интересы естественных монополий, их потребителей и всего общества призвано государственное регулирование. Правовые основы современной системы такого регулирования заложены Законом Украины "О естественных монополиях", принятым еще в 2000 году. Однако на практике эта система в полной мере, к сожалению, не создана. Существующие регулирующие органы нередко сами узаконивают завышенные доходы монополистов. Например, были одобрены тарифы на энергоснабжение, которые предусматривали покрытие целого ряда неэффективных затрат энергоснабжающих компаний. Недостатки в системе государственного регулирования естественных монополий вынужден исправлять конкурентный орган. Из числа прекращенных Комитетом злоупотреблений монопольным положением более половины приходится на естественные монополии.
При оценке состояния конкуренции, монополизма и их влияния на развитие необходимо учитывать, что переход от командно-административной системы к рынку - процесс слишком сложный и многоплановый, чтобы его можно было осмыслить в рамках схем, пусть и очень добротных, но разработанных на основе чужого опыта. Это касается, в частности, характера монополизма в переходной экономике Украины. Он существенно отличается от монополизма в странах с развитой рыночной экономикой. Там основной тип представлен монополиями, вырастающими из экономических условий: концентрации производства и капитала, дифференциации продукции, эффекта масштаба производства. Условно такой монополизм можно назвать "производственным". Существует он и в Украине. Однако у нас значительное распространение приобрел монополизм иного рода. Исходя из концепции известного американского экономиста, лауреата Нобелевской премии О. Норта такой монополизм следовало бы называть институциональным. Источники и проявления "институционального" монополизма выступают в самых разнообразных формах: в предоставлении отдельным предпринимателям исключительных прав на занятие определенной деятельностью, в неодинаковом режиме налогообложения, в льготном доступе к финансовым и сырьевым ресурсам, инфраструктуре и т. п. О серьезности проблемы институциональных ограничений конкуренции свидетельствует хотя бы то, что за прошедшие десять лет Комитетом признаны противоречащими законодательству о конкуренции около 3 тысяч действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. В более чем 3,3 тысячах случаев Комитет возражал против принятия решений этих органов, которые могли иметь антиконкурентные последствия, или требовал внесения в них изменений.
К числу первоочередных задач, связанных с ограничением и преодолением "институционального" монополизма, относится упорядочение системы государственной помощи предприятиям. Необходимо, чтобы механизм предоставления государственной помощи был прозрачным и не влиял негативно на конкуренцию.
Перечень
субъектов хозяйствования, занимающих
монопольное положение на общегосударственном
рынке (субъекты естественных монополий)
|
Информация о работе Монополии и современная антимонопольная политика в Украине