Монополии и современная антимонопольная политика в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 00:15, реферат

Описание работы

Экономика Украины пребывает в состоянии перехода к рынку, утверждения рыночных принципов взамен всеобъемлющего государственного монополизма. Это делает исследование и антимонопольной политики особенно актуальным с тем, что учитывая теоретические положения и опыт развитых рыночных экономик определить оптимальное состояние монополизма и конкуренции, благоприятных для развития национальной экономики.

Содержание

Введение 3
1. Сущность монополий 4
2. Антимонопольное законодательство 5
3. Монополизм в Украине 7
4. Антимонопольная политика и её совершенствование 10
Заключение 14
список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат - монополии - посл.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Донецкий  национальный университет

Экономический факультет

 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине «Национальная экономика»

на  тему «Монополии и современная антимонопольная политика в Украине» 
 
 
 
 
 
 

Студентки 3 курса                                                     Преподаватель:

экономического  факультета                                     Черноиванова Е.Н.

дневного отделения 

группы 0103 «а»

Есиной Дарьи  Юрьевны 
 
 
 
 
 
 

Донецк - 2009

 

Содержание  

  Стр
  Введение  3
1.  Сущность монополий 4

2.

 Антимонопольное законодательство   5

3.

 Монополизм  в Украине 7

4.

 Антимонопольная  политика и её совершенствование 10
  Заключение  14
  список литературы 15
 

 

введение 

     Несмотря  на достаточно установившееся понятие  «монополия» существующие на сегодня трактовки этого термина существенно отличаются. Соглашаясь принципиально с тем, что обязательным признаком состояния монополии является ограничение количества поставщиков (продавцов) продукции числом «1», отметим необходимость учета пространственных и временных аспектов идентификации этого понятия; поэтому монополию следует определять как ситуацию, при которой в конкретном месте и в конкретное время существует лишь один поставщик определенного  товара или услуги.  

     Важными характеристиками ситуации монополии будет как сама возможность ее преодоления, так и продолжительность и стоимость этого процесса. Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что такие важные характеристики ситуации монополии, как потеря средств и времени на ее преодоление является, как правило, взаимозависимыми, поскольку при иных неизменных условиях сокращение срока преодоления монополизма будет сопровождаться дополнительными издержками средств. 

     Экономика Украины пребывает в состоянии  перехода к рынку, утверждения рыночных принципов взамен всеобъемлющего государственного монополизма. Это делает исследование и антимонопольной политики особенно актуальным с тем, что учитывая теоретические положения и опыт развитых рыночных экономик определить оптимальное состояние монополизма и конкуренции, благоприятных для развития национальной экономики.

 

      1. Сущность монополий

     Монополия (греч. мonos – один, единственный  и poleo - продаю) – рынок, на котором число продавцов столь незначительно, что каждый из них способен повлиять на общий объем предложения, цену товара или услуг; исключительное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежащее одному лицу, их группе или государству; крупная отрасль, в которой небольшое количество фирм контролирует всю или большую часть ее производства или крупные объединения (концерны, консорциумы, конгломераты и т.п.), возникающие на базе концентрации производства и капитала, сосредоточивающие в своих  руках большую часть выпуска и/или продажу какого-либо товара. Считается, что объектом интереса в национальной экономике является не сама монополия, не ее доминирующее положение на рынке, а монополизм, то есть такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект предлагает контрагентам принимать решения на выгодных для себя  условиях, использует в своих интересах рыночный спрос. Формами проявления монополизма выступает взвинчивание цен и сокращение производства, инфляция, рост оплаты труда, недооценка маркетинга, рекламы, качества продукции конкурента и др. Стремление повысить цены при снижающемся объеме производства означает не только недоиспользование ресурсов, но и недоступность продукции для значительного круга потребителей. Однако монополии могут иметь и значительные резервы (материальные, финансовые) для внедрения результатов научно-технического прогресса, используя их, когда возникает необходимость опередить появившегося конкурента и обеспечить себе увеличение прибыли, овладеть новыми рынками. Они, как правило, обладают и возможностями снижения издержек производства за счет крупных объемов выпуска продукции, использования более мощных и производственных средств труда, квалифицированной рабочей силы и т.д. Велика здесь и опасность застоя. Специфическую экономическую форму реализации рыночного преимущества монополии, через которую в их пользу перераспределяется и определенная часть прибыли других предприятий, называют монополистической сверхприбылью, которая может затрагивать интересы широкого круга субъектов национальной экономики, является носителем экономической власти. Чем больше прибыли в цене продукции, тем значительнее монопольная власть

 

      2. антимонопольное законодательство 

     В последнее десятилетие большинство  западных экономистов кардинально пересмотрели свои позиции в отношении прямой взаимосвязи уровня концентрации и темпов научно-технического прогресса и пришли к выводу, что эти вещи практически несовместимы и имеют обратную зависимость, поскольку совершенная конкуренция:

     - не позволяет развернуть крупномасштабное  производство, получить экономию на масштабе и достичь таким образом минимальных производственных расходов на единицу продукции;

     - не создает достаточных стимулов  для проведения исследований, потому  что прирост прибыли вследствие  технологического совершенствования  будет временным из-за легкости вхождения других фирм в отрасль. Получение самой возможности для такого совершенствования требует больших финансовых ресурсов на проведение НИОКР, которыми небольшие фирмы не располагают;

     - не всегда может обеспечить  достаточный диапазон потребительского  выбора и содействовать разработке новых продуктов, потому что приводит к стандартизации продуктов, тогда как монополистическая и олигополистическая конкуренция, наоборот, порождают широкое разнообразие типов и оттенков качества изделий. 

       Названные аргументы используются на западе в защиту промышленной концентрации производства с добавлением к ним еще и фактора межотраслевой, иностранной и потенциальной конкуренции. Целесообразность отказа от классического понимания конкуренции и антимонопольных стереотипов, необходимость концентрации производства также находят  обоснование среди российских и украинских ученых. Они отрицают категоричность неизбежного упадка монопольного производства и показывают, что в реальной экономике его прогрессивная динамика в конечном итоге преобладает.

     Восстановление  высокого уровня концентрации производства и отмена традиционного антитрестовского законодательства и регулирования послужили основным средством для повышения международной конкурентоспособности и эффективности национального хозяйства.

     Наиболее  жестко антитрестовское законодательство осуществлялось в США: выявленные при  этом нарушения даже  считались  уголовными преступлениями, за которые полагалось лишение свободы. Однако, начиная с 80-х годов ХХ ст. в антитрестовское законодательство были внесены существенные изменения, в частности, пересмотрены требования в отношении слияния, поднят «порог» рыночной концентрации при горизонтальном слиянии и др.                 

     Действующие нормативные документы в Украине  определили общие подходы к оценке значимости  конкуренции. Активизации конкурентной политики способствовало принятие в 2001 году Закона Украины «О защите экономической конкуренции», которым закреплено, что монопольным считается положение субъекта хозяйствования, если его доля на рынке товара составляет 35 или менее процентов, но он не испытывает значительной конкуренции, а также если совокупная доля не более чем трех субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 50 %; совокупная часть не более чем пяти субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 70 %

     Основное  количество нарушений конкурентного  законодательства связано со злоупотреблением монопольным положением на рынке. При  условии, что доля монопольного сектора  экономики в ВВП превышает 40 %, доля злоупотреблений составляет 48 %. В структуре злоупотреблений монопольным положением, которые пресекает Антимонопольный комитет Украины, преобладают нарушения ценового характера

     Контроль над развитием конкуренции и ограничением монополистической деятельности участников рыночной экономики осуществляют специально созданные антимонопольные органы.

     Таким образом, антитрестовское законодательство направлено на регулирование монополизма и конкуренции в интересах развития национальной экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      3. Монополизм в Украине

     Конституция Украины запрещает не монополии, как таковые, а лишь злоупотребление монопольным положением. На предотвращение таких явлений направлены санкции Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», который предполагает возможность наложения штрафов Антимонопольным комитетом, привлечение к административной, гражданской и уголовной ответственности.

     Особое  внимание Комитет обращает на сферу  естественных монополий. Завышенные тарифы на их услуги, низкое качество последних, затрудненный доступ к сетям тормозят развитие конкурентного сектора и экономики в целом. Согласовать интересы естественных монополий, их потребителей и всего общества призвано государственное регулирование. Правовые основы современной системы такого регулирования заложены Законом Украины "О естественных монополиях", принятым еще в 2000 году. Однако на практике эта система в полной мере, к сожалению, не создана. Существующие регулирующие органы нередко сами узаконивают завышенные доходы монополистов. Например, были одобрены тарифы на энергоснабжение, которые предусматривали покрытие целого ряда неэффективных затрат энергоснабжающих компаний. Недостатки в системе государственного регулирования естественных монополий вынужден исправлять конкурентный орган. Из числа прекращенных Комитетом злоупотреблений монопольным положением более половины приходится на естественные монополии.

     При оценке состояния конкуренции, монополизма  и их влияния на развитие необходимо учитывать, что переход от командно-административной системы к рынку - процесс слишком сложный и многоплановый, чтобы его можно было осмыслить в рамках схем, пусть и очень добротных, но разработанных на основе чужого опыта. Это касается, в частности, характера монополизма в переходной экономике Украины. Он существенно отличается от монополизма в странах с развитой рыночной экономикой. Там основной тип представлен монополиями, вырастающими из экономических условий: концентрации производства и капитала, дифференциации продукции, эффекта масштаба производства. Условно такой монополизм можно назвать "производственным". Существует он и в Украине. Однако у нас значительное распространение приобрел монополизм иного рода. Исходя из концепции известного американского экономиста, лауреата Нобелевской премии О. Норта такой монополизм следовало бы называть институциональным. Источники и проявления "институционального" монополизма выступают в самых разнообразных формах: в предоставлении отдельным предпринимателям исключительных прав на занятие определенной деятельностью, в неодинаковом режиме налогообложения, в льготном доступе к финансовым и сырьевым ресурсам, инфраструктуре и т. п. О серьезности проблемы институциональных ограничений конкуренции свидетельствует хотя бы то, что за прошедшие десять лет Комитетом признаны противоречащими законодательству о конкуренции около 3 тысяч действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. В более чем 3,3 тысячах случаев Комитет возражал против принятия решений этих органов, которые могли иметь антиконкурентные последствия, или требовал внесения в них изменений.

     К числу первоочередных задач, связанных  с ограничением и преодолением "институционального" монополизма, относится упорядочение системы государственной помощи предприятиям. Необходимо, чтобы механизм предоставления государственной помощи был прозрачным и не влиял негативно на конкуренцию.

Перечень  субъектов хозяйствования, занимающих монопольное положение на общегосударственном  рынке (субъекты естественных монополий) 

Вид экономической деятельности Субъект предпринимательской деятельности Товарная  
группа
 
 
    Производство  и распределение электроэнергии Государственное предприятие "Национальная энергетическая  
    компания "Укрэнерго"
    Передача электрической

    энергии магистральными и межгосударственными  электрическими сетями

    Наземный  транспорт Государственная администрация железнодорожного транспорта УКРАИНЫ (Укрзализныця) Услуги пользования  железнодорожными путями, диспетчерскими службами, вокзалами и другими объектами инфраструктуры, которые обеспечивают движение железнодорожного транспорта общего пользования
    Деятельность  трубопроводного транспорта по транспортировке  сырой нефти и нефтепродуктов Национальная  акционерная компания "Нафтогаз Украины"   

    В ЛИЦЕ:

    Открытое  акционерное общество "Укртранснафта"

    Транспортировка нефти магистральными трубопроводами
    Деятельность  трубопроводного транспорта транспортировке  газа Национальная  акционерная компания "Нафтогаз Украины" Транспортировка естественного газа магистральными газопроводами
    Деятельность  авиационного пассажирского транспорта, подчиненного расписанию Государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины (Украэрорух) Услуги управления по аэронавигационному обслуживанию воздушных судов
    Функционирование  водной транспортной инфраструктуры Открытое акционерное  общество "Одесский государственный  припортовый  Специализированные  услуги транспортного терминала  по приему, охлаждению, сохранению и  перегрузке аммиака
    Почта и связь Украинское государственное предприятие почтовой связи "УКРПОЧТА" Универсальные услуги почтовой связи
    Связь Концерн "РРТ" МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ  УКРАИНЫ Предоставление  в пользование технических средств  речи
    Связь Концерн "РРТ" МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ  УКРАИНЫ Услуги пользования  радиорелейными каналами связи
    Связь Открытое акционерное  общество "УКРТЕЛЕКОМ" Местная телефонная связь
    Связь Открытое акционерное  общество "УКРТЕЛЕКОМ" Предоставление  в пользование каналов электросвязи
 
 
 

Информация о работе Монополии и современная антимонопольная политика в Украине