Монетарная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Кредитная система государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1.Кредитная система экономики: сущность, структура . . . 4
1.2. Основные инструменты монетарной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2.1 Изменение нормы резервирования. . . . . . . . . 9
1.2.2 Изменение учетной (дисконтной) ставки. . . . . . . . .
1.2.3 Операции на открытом рынке
Глава 2. Монетарная политика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1. Монетарная политика в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.2 Практика монетарной политики России в конце 20 – начале 21 века. . . . . . . . . . . . . .15
2.3 Модель современной денежно-кредитной политики в национальной экономике. . . . . . .16
2.3.1. Денежный рынок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.3.2. Ставка процента. . . . . . 17
2.3.3. Равновесный объем производства. . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Работа содержит 1 файл

Vvedenie.docx

— 89.24 Кб (Скачать)

Денежная система — это исторически  сложившаяся в каждой стране и  законодательно установленная форма  организации денежного обращения. В зависимости от вида обращающихся денег выделяются два типа систем денежного обращения:

•  металлические деньги, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежные слитки или монеты;

•  кредитные и бумажные деньги, когда золото вытеснено из обращения, и поэтому кредитные и бумажные деньги не обмениваются на золото.

    Современное денежное обращение представляет собой совокупность денежных средств в безналичной и наличной формах.

2.3.2. Ставка процента.

Общее определение ставки процента - цена денежных услуг, рассчитанная в процентах по отношению к взятой в кредит сумме. Вместо цены денежных услуг возможно использование таких понятий как стоимость заимствования, цена использования денег, цена рентных доходов. Ставке процента, как понятию, содержательно тождественны следующие понятия: процентная ставка, норма процента, ссудный процент, процент.

Чистая ставка процента – цена получения денежного займа для осуществления безрискового проекта. Ставка процента в понимании классической экономики: награда за сбережения, вознаграждение за предпочтение будущего потребления. Фундаментальная особенность классического понимания: ставка процента – реальный феномен. Обоснование: ставка процента определяется производительностью в реальном секторе (спрос на средства для инвестиций) и бережливостью (предложение сбережений). Предпочтение настоящего – идущая вверх кривая сбережений. Убывающая продуктивность капитала – наклоненная вниз кривая спроса на инвестиции. Пересечение этих кривых – ставка процента как реальное явление. Ставка процента в понимании кейнсианской экономики: награда за расставание с ликвидностью, вознаграждение за отказ от контроля над своими деньгами. Фундаментальная особенность кейнсианского понимания: ставка процента – денежный феномен. Обоснование: ставка процента определяется предложением денег (задается извне – экзогенно) и спросом для спекуляций и трансакций. Деньги – средство сбережения богатства, альтернативные издержки обладания таким богатством – норма дохода, которую можно было бы получить от других финансовых активов. Арбитраж выравнивает норму дохода по всем видам активов, что и приводит к формированию рыночной ставки процента. Ставка процента в понимании неокейнсианской экономики: одновременно и денежный, и реальный феномен. Ставка процента в понимании монетаристской экономики: реальный феномен, нормы доходности от физических и финансовых активов имею тенденцию к выравниванию в долгосрочном периоде 

2.3.3 Равновесный объем производства

В закрытой экономике цель макроэкономической политики — достижение внутреннего равновесия, которое подразумевает состояние полной занятости, или равенство совокупного спроса и совокупного предложения, на уровне потенциального выпуска при минимально допустимом уровне инфляции. Возможности достижения такого состояния по-разному объясняются различными школами экономического анализа. Классический вариант модели внутреннего макроэкономического равновесия основывается на законе Сэя и предполагает гибкость цен и заработной платы, выдвигает на первый план в качестве фактора экономического роста совокупное предложение. В кейнсианской теории инструментом достижения полной занятости выступает регулирование совокупного спроса. Монетаристы основной целью экономической политики считают обеспечение неинфляционного экономического роста, которое возможно при соблюдении монетарного правила Фридмена. Сторонники теории рациональных ожиданий исходят из того, что основным препятствием на пути достижения потенциального уровня выпуска при минимальном уровне инфляции является отсутствие доверия к правительству, любые попытки которого добиться стабилизации экономики оказываются малоэффективными, поскольку рыночные агенты принимают решения на основе собственных рациональных ожиданий. Авторы экономической теории предложения делают упор на том, что главными факторами роста национального производства как в долгосрочном, так и в краткосрочном периодах являются аллокация и эффективное использование в экономике труда и капитала. Практические рекомендации, вытекающие из этой теории, обычно сводятся к мерам по сокращению налогов и увеличению конкуренции на товарных рынках и рынке труда.

    Отметим еще одно важное обстоятельство: сокращение импорта ведет в конечном счете к сокращению экспорт а. Это происходит по ряду причин:  
       а) в экспортном производстве часто используется импортная продукция;

       б) сокращение иностранцами продажи на нашем рынке ограничивает их возможности покупать наши товары;

       в) в ответ на наши меры по ограничению импорта другие страны могут предпринять адекватные действия, что затруднит наш экспорт;

       г) сокращение импорта приведет к равному по стоимости сокращению экспорта в результате действия механизма выравнивания обменного курса.

 

Вывод по главе 2

Таким образом, денежно-кредитная  политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся  в распоряжении государства.

Основополагающей целью денежно-кредитной  политики является помощь экономике  в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная  политика состоит в изменении  денежного предложения с целью  стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы  платежей и расчетов. В то же время  политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования  всей экономики государства.

Обладая такими средствами, как пересмотр  резервной нормы, изменение учетной  ставки и операции на открытом рынке, Центральный Банк может оказывать  определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость  и индекс цен.

Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем  самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для  изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком, экономика не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада  и роста безработицы, падения  производства необходимо увеличивать  денежное предложение, чтобы стимулировать  процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также  потребительских расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос. В  период экономического роста, сопровождаемого  инфляцией, следует снижать предложение  денег. Именно этим и занимаются центральные  эмиссионные банки. С помощью  денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны. Государственное регулирование  денежно-кредитной сферы может  осуществляться достаточно успешно  лишь в том случае, если государство  через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так  как в развитой рыночной экономике  именно последние являются базой  всей денежно-кредитной системы. Денежно-кредитная  политика - чрезвычайно мощный, а  потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена  и печальная альтернатива - усугубление  сложившихся в рыночной системе  негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа  ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной  политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

К инструментам денежно-кредитной  политики относятся, в первую очередь  изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными  бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных  ограничений. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.

            Таким образом, государству необходимо  регулировать денежную политику, но в рамках разумного, необходимо  произвести либерализацию государственного  регулирования в банковской системе,  необходимо инвестировать те  отрасли народного хозяйства  (перерабатывающую, химическую, транспортную, приборостроение), которые позволят  развивать отечественное производство, повысить макроэкономические показатели  ВВП, процент занятости населения,  уровень реальных доходов населения.

Заключение.

Выполняя свои функции деньги и  кредит способствуют развитию экономики, повышению ее эффективности. Однако при определенных условиях их «деятельность» может стать серьезным тормозом в экономическом развитии. Дело в том, что в любом обществе, где господствуют товарно-денежные отношения, всегда должно соблюдаться соответствие между количеством товаров и количеством денег. Оно составляет суть законов денежного обращения. Если соответствие нарушается, то возникает инфляция, главными последствиями которой являются снижение жизненного уровня населения, усиление аритмии производства, перекачка капиталов из производства в сферу обращения, снижение объемов производства. Проблемы излишков денег и всех негативных последствий, инфляции не существовало во времена, когда в денежном обращении господствовал «золотой стандарт». При золотомонетном стандарте баланс между товарной и денежной массой достигался «автоматически». При нем не нужны службы, институты, организации, которые бы следили за состоянием денежного обращения и при необходимости регулировали бы его. Совершенно иная картина возникает в денежном обращении, когда металлические (золотые) деньги были вытеснены бумажными. Отмеченное соотношение сразу начало нарушаться. Бумажных денег в обращении стало значительно больше тех, которые они заменили. Это происходит прежде всего потому, что правительство ближе всего, по сравнению с другими государственными институтами, находится к печатному станку. Как правило, после утверждения всех расходов и доходов возникают какие-то непредусмотренные бюджетом обстоятельства, которые заставляют государство вспоминать о печатном станке. С его помощью печатается необходимое для покрытия дефицита количество бумажных денег и направляется для финансирования возникших проблем. В результате количество денег становится избыточным, каждая денежная единица представляет меньшее количество золота, обесценивается. Но избыток бумажных денег может возникнуть и в том случае, когда печатный станок не «включается». Как правило, это случается тогда, когда по тем или иным причинам происходит падение производства. В результате уменьшается количество производимых товаров и, как следствие этого, нарушается баланс между товарной и денежной массой. Денег оказывается больше, чем нужно для обращения товаров. Следует иметь в виду, что денежная масса, необходимая для обращения товаров, включает не только известные всем наличные бумажные деньги (банкноты) и разменную монету, но и безналичные чековые вклады и так называемые «почти деньги» (срочные вклады и облигации). Безналичные деньги могут быть использованы юридическими или физическими лицами для расчетов по торговым операциям и сделкам, для инвестирования в экономику. Другой особенностью безналичных денег является то, что их можно, как и бумажные деньги, выпускать больше, чем требуется для обращения товаров. В этом случае последствия для экономического развития страны будут такими же, как и при избытке бумажных денег. Механизм выпуска безналичных денег довольно прост. Как правило, этим занимаются коммерческие банки.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы // Деньги и кредит. - 2006. - №8.- С. 56-78.

2.   Братко А.Г. Банковское право России. – М.: Право, 2007. – 340 с.

3.   Братко А.Г. Специфика нормативных актов Банка России // Право и экономика. - 2006 - №7. C. 45-56.

4.   Венеаминов С.Г. Банковская система России. – М.: АСТ, 2009. – 292 с.

5.   Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 480 с.

6.   Лаврушин О.И., Мамонтова И.Д., Валенцева Н.И. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 386 с.

7.   Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. – М.: АСТ, 2008. – 370 с.

8.   Лаврушин О.И. Банковские операции. – М.: Инфра-М, 2007. – 276 с.

9.   Парамонова Т.В. Принципы регулирования банковской сферы // Деньги и кредит. - 2006. - №6. - С. 35-52.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Меры денежно  – кредитной политики.

 

01.01.91__

Ставка рефинансирования составляла 20%.

01.06.91_

Установлен норматив перечислений средств в фонд обязательных резервов в размере 2% от объема привлеченных коммерческими банками средств.

24.07.91

Госбанк СССР принял решение о введении "туристического" курса рубля  на уровне 32 руб./долл., который фактически стал официальным валютным курсом.

02.12.91

"Туристический" курс рубля  отменен; коммерческие банки получили  право самостоятельно устанавливать  курс покупки и продажи валюты  при операциях с гражданами.

01.02.92

Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в  размере 10%, по обязательствам свыше  одного года - 5%.

01.03.92

Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в  размере 15%, по обязательствам свыше  одного года - 10%.

10.04.92

Ставка рефинансирования повышена до 50%.

01.04.92

Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в  размере 20%, по обязательствам свыше  одного года - 15%. Данные нормативы действовали  до 01.02.95.

23.05.92

Ставка рефинансирования повышена до 80%.

08.06.92

ЦБ РФ начал еженедельно устанавливать  официальный курс рубля к иностранным  валютам; помимо официального курса  существовал биржевой курс, определявшийся по итогам торгов на ММВБ.

30.03.93

Ставка рефинансирования повышена до 100%

02.06.93

Ставка рефинансирования повышена до 110%.

22.06.93

Ставка рефинансирования повышена до 120%.

29.06.93

Ставка рефинансирования повышена до 140%.

15.07.93

Ставка рефинансирования повышена до 170%.

23.09.93

Ставка рефинансирования повышена до 180%.

15.10.93

Ставка рефинансирования повышена до 210%.

29.04.94

Ставка рефинансирования снижена  до 205%.

17.05.94

Ставка рефинансирования снижена  до 200%.

02.06.94

Ставка рефинансирования снижена  до 185%.

22.06.94

Ставка рефинансирования снижена  до 170%.

30.06.94

Ставка рефинансирования снижена  до 155%.

01.08.94

Ставка рефинансирования снижена  до 150%.

24.08.94

Ставка рефинансирования снижена  до 130%.

12.10.94

Ставка рефинансирования повышена до 170%.

17.11.94

Ставка рефинансирования повышена до 180%.

06.01.95

Ставка рефинансирования Банка  России повышена до 200%.

01.02.95

Введена дифференциация норм обязательных резервов. Установлены нормы обязательных резервов: по счетам до востребования  и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно - 22%; по срочным  обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно - 15%, по срочным обязательствам свыше 90 дней - 10%, по текущим счетам в иностранной валюте - 2%.

01.05.95

Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 20%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно понижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 дней норматив не изменился (10%), по текущим  счетам в иностранной валюте норматив снижен до 1,5%.

16.05.95

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 195%.

19.06.95

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 180%.

06.07.95

Введены пределы колебаний обменного  курса рубля и определены границы  его изменений на период с 6 июля по 1 октября 1995 г. от 4300 до 4900 рублей за один доллар США.

01.10.95

Установлены границы изменений  обменного курса рубля на период с 1 октября до 31 декабря 1995 года от 4300 до 4900 рублей за один доллар США.

24.10.95

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 170%.

30.11.95

Установлены границы изменений  обменного курса рубля на период с 1 января 1996 г. по 30 июня 1996 г. от 4550 до 5150 рублей за один доллар США.

01.12.95

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 160%.

10.02.96

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 120%.

01.05.96

Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно не изменились (14%), по срочным обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим  счетам в иностранной валюте снижены  до 1,25%.

16.05.96

Установлены границы изменений  обменного курса рубля на период с 1 июля 1996 г. по 31 декабря 1996 г. от 5000 до 5600 рублей за доллар США на 1 июля 1996 года и от 5500 до 6100 рублей за доллар США на 31 декабря 1996 года.

11.06.96

Повышены нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным  обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно до 20%, по срочным  обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно до 16%, по срочным обязательствам свыше 90 дней до 12%, по текущим счетам в иностранной валюте до 2,5%.

24.07.96

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 110%.

01.08.96

Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены  до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 дней снижены до 10%, по текущим счетам в иностранной валюте повышены до 5%.

19.08.96

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 80%.

21.10.96

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 60%.

01.11.96

Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 16%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены  до 13%, по срочным обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим  счетам в иностранной валюте не изменились (5%).

26.11.96

Установлены границы изменений  обменного курса рубля от 5500 и 6100 рублей за доллар США на 1 января 1997 г. до 5750 и 6350 рублей за доллар США  на 31 декабря 1997 г.

02.12.96

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 48%.

10.02.97

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 42%.

28.04.97

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 36%.

01.05.97

Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены  до 11%, по срочным обязательствам свыше 90 дней снижены до 8%, по текущим счетам в иностранной валюте повышены до 6%.

16.06.97

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 24%.

06.10.97

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 21%.

11.11.97

Ставка рефинансирования Банка  России повышена до 28%.

11.11.97

Норматив резервирования средств  по привлекаемым банками средствам  в иностранной валюте повышается до 9%.

11.11.97

С 1 января 1998 г. на трехлетний период (1998-2000 гг.) устанавливается центральный  обменный курс на уровне 6,2 рубля за один доллар США (после деноминации), возможные отклонения не могут превышать 15%.

01.02.98

Установлен единый норматив обязательных резервов по привлекаемым банками средствам  в рублях и иностранной валюте в размере 11%.

02.02.98

Ставка рефинансирования Банка  России повышена до 42%.

17.02.98

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 39%.

02.03.98

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 36%.

16.03.98

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 30%.

19.05.98

Ставка рефинансирования Банка  России повышена до 50%.

27.05.98

Ставка рефинансирования Банка  России повышена до 150%.

27.05.98

Возобновляется проведение ломбардных кредитных аукционов с 1 июня по 1 августа 1998 г.

05.06.98

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 60%.

29.06.98

Ставка рефинансирования Банка  России повышена до 80%.

24.07.98

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 60%.

17.08.98

Банк России перешел к проведению политики плавающего курса рубля  в рамках новых границ валютного  коридора, который установлен на уровне 6-9,5 руб./долл.

24.08.98

Введен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам  в рублях и иностранной валюте в размере 10%; для Сбербанка России норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях снижен до 7%.

01.09.98

Установлены нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам  в рублях и иностранной валюте для Сбербанка России и кредитных  организаций, у которых удельный вес вложений в государственные  ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах составляет 40% и более, в  размере 5%; для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах составляет 20-40% по привлеченным средствам в  рублях и иностранной валюте в  размере 7,5%.

02.09.98

Банк России объявил об отмене верхней  границы изменения официального курса рубля 9,5 руб./долл.

06.10.98

На ММВБ введены две торговые сессии: утренняя специальная торговая сессия, на которой осуществляется обязательная реализация 50% экспортной выручки экспортеров и закупка  валюты уполномоченными банками, обусловленная  клиентскими заявками, и вечерняя, на которой банки осуществляют покупку  и продажу иностранной валюты от своего имени и за свой счет.

01.12.98

Установлен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 5%.

19.03.99

Установлен норматив обязательных резервов по привлеченным средствам  юридических лиц в размере 7%.

10.06.99

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 55%.

10.06.99

Увеличен норматив обязательных резервных  требований по депозитам физических лиц в рублях до 5,5%; по привлеченным средствам юридических лиц в  валюте РФ и по привлеченным средствам  юридических и физических лиц  в иностранной валюте - до 8,5%.

01.01.00

Увеличен норматив обязательных резервов по депозитам физических лиц в  рублях до 7%; по привлеченным средствам  юридических лиц в рублях и  привлеченным средствам юридических  и физических лиц в иностранной  валюте - до 10%.

24.01.00

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 45%.

07.03.00

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 38%.

21.03.00

Ставка рефинансирования Банка  России снижена до 33%.

Информация о работе Монетарная политика государства