Монетарная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Кредитная система государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1.Кредитная система экономики: сущность, структура . . . 4
1.2. Основные инструменты монетарной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2.1 Изменение нормы резервирования. . . . . . . . . 9
1.2.2 Изменение учетной (дисконтной) ставки. . . . . . . . .
1.2.3 Операции на открытом рынке
Глава 2. Монетарная политика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1. Монетарная политика в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.2 Практика монетарной политики России в конце 20 – начале 21 века. . . . . . . . . . . . . .15
2.3 Модель современной денежно-кредитной политики в национальной экономике. . . . . . .16
2.3.1. Денежный рынок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.3.2. Ставка процента. . . . . . 17
2.3.3. Равновесный объем производства. . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Работа содержит 1 файл

Vvedenie.docx

— 89.24 Кб (Скачать)

Появление на рынке государственных  ценных бумаг, естественно, привлечет  внимание покупателей — коммерческих банков и населения. Кроме этого, привлекательность государственных  облигаций для коммерческих банков и населения объясняется еще  действием закона предложения. Решив  продавать облигации, государство  тем самым увеличивает на рынке  их предложение, вследствие чего цена на них падает, а доходность растет! Дело в том, что государство по своим облигациям, независимо от их рыночной цены, будет выплачивать  обещанный процент. Следовательно, чем ниже цена облигации, тем выше по ней доход. Например, облигация номиналом1000 долл. с 10 % годовых стала продаваться за 800 долл. Процент по ней будет составлять 100 долл. (10 % от 1000 долл.), а доход будет равняться 12,5 %: (100 долл. х 100%) / 800 долл.

Доход по ценным бумагам рассчитывается по формуле (дивиденд/цена приобретения) х 100%. Получив в обмен на деньги государственные ценные бумаги, коммерческие банки и население передают тем самым в руки государства определенные суммы денег, и таким образом государство изымает их из обращения. В результате, во-первых, происходит сокращение совокупной денежной массы, что является, несомненно, сдерживающим фактором инфляционных процессов, во-вторых, уменьшаются возможности банков кредитовать промышленные компании, что вызывает уменьшение деловой активности. В условиях другой экономической конъюнктуры, когда, например, в экономике возникает спад производства, в следствии чего коммерческие банки испытывают острую нехватку денежных ресурсов, государство через центральный банк начинает скупать у них ценные бумаги. В результате спрос на них возрастает, рыночная цена увеличивается, а доходность понижается. В этих условиях держатели облигаций предпочитают продать их государству и получить курсовую разницу.

Осуществляя операцию по скупке ценных бумаг, государство не только увеличивает  финансовые возможности банков, но и совокупную денежную массу в  обращении, стимулируя рост деловой  активности в стране.

Выводы к главе 1:

- кредитная система – это  совокупность кредитных отношений,  существующих в стране, методов  и форм кредитования, банков или  других кредитных учреждений, которые  предоставляют подобные отношения;

- в настоящее время есть несколько  основных видов кредитных систем: двухуровневая банковская система,  централизованная монобанковская система и Федеральная резервная система США. Как правило, в странах с развитой рыночной экономикой (в том числе и в России), сложились двухуровневые банковские системы (за редким исключением);

- в случае с двухуровневой  банковской системой верхний  уровень представлен Центральным  (эмиссионным) банком. На нижнем  уровне действуют коммерческие  банки и небанковские кредитно-финансовые  институты;

- верхний уровень двухуровневой  кредитной системы государства  представлен Центральным банком. Он же присутствует в виде  единственного действующего лица  в монобанковской кредитной системе. Центральный банк сочетает в себе черты обычного банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения;

- коммерческие банки – нижнее, но основное звено двухуровневой  банковской системы. Главным их  отличием от центральных банков  является отсутствие права эмиссии  банкнот. Коммерческие банки,  сегодня, выполняют практически  все виды банковских операций.

Как мы уже отметили выше, в Российской Федерации получила закрепление  двухуровневая кредитная система. В дальнейшем нашем изложении  мы подробно остановимся на характеристике основных элементов этой структуры.

 

Глава 2.Монетарная политика

2.1 Монетарная политика в экономике.

Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

2.2 Практика монетарной политики России в конце 20 начале 21 века.

Денежно-кредитное регулирование  в России осуществляется с использованием ряда денежных индикаторов, согласованных  с МВФ. Устанавливаются максимальные лимиты на чистые кредиты «широкому» правительству (в млрд. руб.), а также  минимальные лимиты на чистые и валовые  международные резервы (в млрд. долл.).

Под чистыми внутренними активами понимается денежная основа (наличные деньги в обращении плюс вклады коммерческих банков в центральном банке) минус  чистые международные резервы (пересчитанные  из долларов в рубли по специальному курсу). Например, в марте 1997 года в обращении было наличных денег на 105,2 млрд. руб., а банковских вкладов в ЦБР на сумму 31,1 млрд. руб. Таким образом, денежная основа равнялась 136,3 млрд. руб. Чистые международные активы – официальные резервы иностранной валюты (без золота, но за вычетом задолженности международным финансовым институтам) составляли 2 млрд. долл., или 11,1 млрд. руб. в пересчете по специальному расчетному курсу 5,56 деноминированных рублей за доллар. За вычетом этой величины, чистые внутренние активы составили 125 млрд. руб. Поскольку для этого месяца установочный максимум составлял 133,3 млрд., ЦБР находился в рамках, согласованных с валютным фондом. Далее приводится хронология мер, принятых в сфере денежно-кредитной политики в России, в период с 1991 – 2000 г.г.(см. приложение 1). 

В России главной задачей денежно-кредитной  политики в первые годы рыночных реформ была борьба с инфляцией, развязанной  внезапным освобождением товарных цен в начале 1992 года. С этой целью  ставка рефинансирования ЦБР поддерживалась на весьма высоком уровне и возрастала вплоть до начала 1995 года, после чего стала снижаться по мере ослабления инфляции. Среднегодовая ставка рефинансирования составляла 144% годовых в 1993 году, 187% в 1994 году, 185% в 1995 году и 99% в 1996 году. К концу 1996 года она снизилась до 48%, а к сентябрю 1997 года – до 21%.

Основным назначением процентной ставки является регулирование кредита (а через него – инфляции). Для  заемщиков главную роль играет не номинальная ставка процента, а его  реальная величина, т.е. поправленная на величину инфляции. С учетом этой поправки реальная величина ставки рефинансирования составляла в 1993 году минус 83%, в 1994 году - минус 14%, в 1995 году – плюс 41%, в 1996 году – плюс 63%. К концу 1996 года реальная ставка рефинансирования снизилась до 22% и к сентябрю 1997 года - до 7%. В конце 1997 года ставка была резко возвышена, чтобы предотвратить отток средств за рубеж в связи с финансовым кризисом в Азии.

Таким образом, наблюдалось значительное несоответствие динамики ставки процента и инфляции. В 1993-1994 годах реальная ставка процента была номинально высокой, но дороговизна кредита перекрывалась  более значительной инфляцией, так  что реальная ставка была даже отрицательной. Практически это означало, что  номинально жесткая кредитная политика не выполняла свою роль сдерживания  инфляции и, наоборот, способствовала росту кредитования экономики.

В 1995-1996 годах реальный процент  стал не только плюсовым, но и довольно высоким, что постепенно отключало  реальную экономику от пользования  банковским кредитованием. Этому периоду  соответствует положение спада  ВВП и промышленного производства не только из-за недостаточного агрегатного  спроса, но так же из-за чрезмерной дороговизны  кредита. Такая реально жесткая  денежно-кредитная политика действительно  способствовала снижению инфляции, но при этом убивала реальную экономику  и порождала ряд отрицательных явлений в финансовой сфере – нарушение нормального платежного оборота между предприятиями, переход на бартер и коммерческие векселя, а также укрытие денежных доходов от налогового ведомства.

Поскольку до начала 1997 года правительство  России и Центробанк считали своей главной задачей борьбу с инфляцией, жесткость ее денежно-кредитной политики была в какой-то мере оправдана. Но с фактическим преодолением сильной инфляции задачи и направления этой политики должны измениться. Главными задачами должны стать стимулирование экономического роста путем расширения кредитной основы реальной экономики и упорядочения платежных отношений между предприятиями.

В 1997 году денежно-кредитная политика Центробанка была направлена на привлечение  инвестиций в реальный сектор, толчком  к чему послужило резкое снижение доходности по операциям с государственными краткосрочными облигациями.      

2.3. Модель современной денежно кредитной в политике национальной экономики.

В экономическом понимании денежно-кредитная  политика призвана обеспечивать стабильность цен, валютных курсов и процентных ставок. Ранее это достигалось единообразием  монетного ряда, стабильным весом  и пробами монет. В современности  необходимы умеренность денежной эмиссии  Центрального банка, а иногда и денежное сжатие. Денежно-кредитная стабильность важна для стабильного экономического развития страны. Однако денежно-кредитная стабильность не всегда гарантирует экономическое развитие. В мире было и есть много стран со стабильными ценами и валютными курсами, развивающимся или развитым статусом без реального роста национальной экономики. Страны с успешно развивающейся экономикой конвертировали денежно-кредитную стабильность, доверие экономических субъектов в умеренный рост денежного предложения. Например, в Британии в XIX веке, США в ХХ веке и в бывшем Советском Союзе 1950–1980-х гг. денежная масса росла на 7–10% ежегодно, одновременно с ростом экономики на 5–7%. Осуществлялась своеобразная предоплата или инвестирование умеренной денежно-кредитной эмиссии в экономический рост. На микроуровне это означает, например, авансы по договорам подряда или поставки товара, без которых производитель работ или товаров обычно работать не начинает. Авансирование требует денег и эти деньги экономике надо предоставить, да так, чтобы национальные экономические субъекты понимали их ценность и готовы были бы за них работать. Анализ показывает, что деньги не потеряют свою стимулирующую роль, если на рост их предложения будет адекватный отклик в виде реального роста экономики. Проведенные исследования и опыт указывают на следующие факторы роста экономики: количественный рост населения; изменение хозяйственного уклада; изменение структуры занятности; технологические новшества; изменение социально-экономического уклада. Ведущие ученые-экономисты доказали, что ключевыми составляющими экономического роста в современных условиях диверсификации национальной экономики являются сверхмотивированные команды, готовые к напряженному труду в расчете на результаты, а также свободные капиталы для авансирования новых разработок и их внедрение в экономику. Итак, выражаясь языком марксизма, труд и капитал являются основой экономического роста.В прошлом веке многие страны проходили через догоняющий или восстановительный рост на основе апробированных экономик более развитых стран. Денежно-кредитная политика была одним из основных факторов экономического роста стран-лидеров и упадка аутсайдеров. Умеренный рост денежного предложения усиливал мотивацию к труду больше, чем налоги или дорогие товары. Таким образом, денежно-кредитная политика способствовала мобилизации труда и капитала как ресурсов развития экономики. На современном этапе инновационное развитие требует сверхмотивации к труду и избыточных капиталов.

    Сущность денежно-кредитной политики — это создание условий мобилизации роста капиталов и труда. О причинах и сущности первоочередного использования для этих целей именно денег и кредита написано много. Развитие национальной экономики в современных условиях сопровождалось новациями и усложнением денежного обращения, а затем и кредитно-инвестиционного дела. Увеличивался и инструментарий монетарной политики, уточнялось представление ее роли в экономическом развитии. 
В экономике лидерство отдельных стран в разные века основывалось на прогрессе сразу в нескольких областях знаний, в том числе и в области денежно-кредитных отношений. Напротив, неудачи более сильных геополитических конкурентов во многом объяснялись не вполне умелым использованием диспропорций в денежно-кредитной сфере. Прошлые века доказали важность монетарной политики, дали множество инструментов и исторических примеров. ХХ век и начала ХХI века существенно расширил состав идей и инструментов денежно-кредитной политики, сделал Центробанки ключевыми игроками многих рынков. На современном этапе в условиях диверсификации национальной экономики основные инструментарии денежно-кредитной политики показаны в таблице (см. приложение 2.) 
      Таким образом, среди инструментов Центробанков выделяют: правила наличных и безналичных расчетов, денежно-кредитную эмиссию и операции с госбумагами для изменения процентных ставок и валютных курсов, валютные резервы и валютный контроль, множество инструментов банковского надзора. Идеи и инструменты денежно-кредитной политики цикличны — с энтузиазмом и эксплуатацией, разочарованиями и отрицаниями. Цикличность своими действиями задают сами Центробанки, старшие ветви власти, крупный бизнес и масса рядовых инвесторов. Крупные перегибы и разочарования определяют большие поколенческие циклы денежно-кредитной политики, разумность и успехи — короткие. Ограничивают работу Центробанков демографические, социально-политические и технологические изменения. Большая часть инструментов денежно-кредитной политики имеет макрохарактер, действенность в специализированных и развивающихся экономиках. В ведущей стране во время промышленной или информационной революции ключевые действия банков и спекулянтов были в новационной тогда отрасли. В новационном развитии лучше точечные спекуляции и структурные изменения цен, концентрация ресурсов роста на прорывных направлениях. Макроинструменты лишь дополняют точечные инструменты, поскольку распыляют ресурсы роста и вызывают «перегрев» экономики. На современном этапе денежно-кредитная политика становится наиболее важным фактором, в условиях перехода к новым отношениям рыночной экономики, когда происходит широкомасштабное осуществление реформ в различных отраслях социально-экономической жизни страны. В этом процессе исключительное значение имеет реализация перемен в различных сферах национальной экономики, которые происходят наиболее интенсивными темпами. Следовательно, под влиянием этого реформационного процесса существенному изменению подвергается данная экономическая среда и денежно-кредитная политика страны. Такая тенденция присуща современной денежно-кредитной политике России, Азербайджана и других стран СНГ. 
В условиях интенсивного ускорения глобализации финансовых отношений денежная проблематика и связанные с ней вопросы денежного обращения вновь стали основной тематикой экономической науки не только в теоретическом плане, но также в практике управления финансово-экономическими процессами. В связи с этим в странах с переходной рыночной экономикой произошли довольно большие изменения в сфере денежно-кредитных отношений, в частности, и в экономической политике в целом. Безусловно, такая тенденция была связана с неизбежным процессом трансформации. 
Денежно-кредитная политика Азербайджана, основанная на трансформационной экономике, которая вступила, в фазу эффективной реализации, требует рассмотреть ее в свете диверсификационного процесса национальной экономики. К тому же постоянно растущее значение этой политики в деле расширения процесса вторичного производства требует принять неотложные меры на макроэкономическом уровне. Общая модель, принятая в качестве основной базы, которая отражает сущность структуры национального рынка, безусловно, создает условия для расширенного отображения своеобразных особенностей становления отечественной денежно-кредитной политики. Именно эффективное формирование денежно-кредитной политики должно быть устойчивым гарантом эффективного и реального экономического роста в стране.

        Адекватность курса денежно-кредитной политики, а также целевое определение воспроизводства экономики имеют исключительное влияние на развитие национальной экономики в условиях перехода к рыночным отношениям. Под влиянием интенсивного развития оказываются главные составляющие рыночной экономики, такие как кредитование экономики и организационных институтов функционирования, денежное обращение и инструменты регулирования устойчивости национальной валюты. В осуществлении нового курса денежно-кредитной политики большое значение имеют следующие направления:

— максимальное сближение уровней двух сфер — финансового и реального производства, которые в свою очередь должны основываться на взаимообусловленных изменениях; 
— использование национальной валюты на внутреннем рынке, которая должна быть средством снижения значимости иностранной валюты и сокращения ее использования во внутренних расчетах и сбережениях;

— создание законодательной базы, свободной от внутренних противоречий, в котором должны быть обеспечены равные права и возможности сторон, вступающих в финансово-кредитные, бюджетно-налоговые и платежно-расчетные отношения. 
      Обеспечение стабильности является основным в процессе приспособления денежно-кредитной политики к нынешним рыночным условиям. В этом плане не маловажное значение имеет определенная направленность развития производственной структуры. Необходимо подчеркнуть, что для достижения желаемого результата по обеспечению стабильного функционирования денежно-кредитной политики требуется ее комплексное развитие, в том числе институциональной базы, режима, стратегии, конкретных инструментов реализации и ряда ее механизмов. Кроме того, необходим обязательный учет связей между микросубъектами финансового и денежного рынка, в первую очередь, их состояния и реакции на различные ситуации. Трансформация экономической системы в целом является одним из основных факторов, определяющих направленность воспроизводства денежно-кредитной политики, особенно в переходный период.

       В настоящее время ученые-экономисты уделяют большое внимание проблемам, связанным с развитием национальной денежно-кредитной политики. Это наиболее востребовано в странах, где национальная экономика переживает переход к рыночным отношениям. Здесь критериями оценки являются, присущие странам с рыночной экономикой, универсальные положения и соответствующие принципы. Специфика осуществления этих принципов зависит от системы образующих структур перераспределительных процессов, которые в свою очередь создают благоприятную почву для развития денежно-кредитных учреждений в странах с переходной рыночной национальной экономикой, к числу которых относятся Россия, Азербайджан и другие страны СНГ. Здесь эти процессы происходят в условиях ускорения интеграционных процессов. 
Рассмотрим три основных составляющих национальной денежно-кредитной политики: 
1. Институциональная. Здесь на первый план выходит совокупность институтов, обеспечивающих бесперебойное функционирование национальной экономики. 
Бесперебойное развитие экономических отношений денежно-кредитной сферы способно обеспечить процесс либо спонтанного, либо управляемого функционирования институтов, которые в конце концов дают решающий толчок продуктивного экономического роста. На современном этапе развития глобальных экономических отношений распространяется практика заимствования институтов у стран с многолетним стажем рыночных отношений и устоявшейся денежно-кредитной политикой. Однако при этом часто не учитывается способность национальной экономики к адаптации функционирования новых экономических институтов, что становится причиной локального состояния неустойчивости. Такая политика в конечном итоге порождает, так называемые, «институциональные ловушки» [6]. В этом плане исключительную роль играют такие понятия, как «преемственность» и «изменчивость». В экономической истории многих стран национальная денежно-кредитная политика претерпела значительные изменения. К примеру становление роли государства в качестве эмитента денежных средств. С развитием национальных денежных отношений это право закрепилось в нормативно законодательных актах. Развитие денежно-кредитных отношений требовало всестороннего надзора государства в лице центрального банка. В связи с этим появилась институциональная база Центробанка.

2. Национальная. Денежно-кредитная  политика должна быть адаптирована  к условиям отечественной экономики.  Необходимо дать комплексную  оценку условий и факторов  создания и установления национальной  денежно-кредитной политики. Кроме  того, национальная денежно-кредитная  политика должна быть адаптирована  и к внешним условиям. Это предполагает:

— эффективную координацию национальной денежно-кредитной политики с международной политикой и соответствие требованиям мировых стандартов; 
— адаптацию национальной денежно-кредитной политики к внешним условиям, но с учетом внутреннего денежного и финансового рынков;

— повышение затрат на создание наиболее качественной современной системы национальных банков с вовлечением в этот процесс всех его участников, по существу, всех экономических субъектов республики.

3. Денежно-кредитная политика должна  быть адекватна реальной ситуации в экономике страны. Наиболее важные сферы экономики, в частности национальная денежно-кредитная политика требует расширенного аналитического подхода, как на макро, так и на микроэкономическом уровнях. Сочетание этих подходов к анализу наиболее важных моментов экономической политики государства предполагает обязательное рассмотрение трансформационных изменений. Финансово-экономическая система, которая сложилась в странах постсоветского пространства в первые годы их политической независимости переживала глубокий кризис и требовала особого внимания. Почти во всех странах СНГ денежно-кредитная политика подстраивалась под реальное состояние рынка, что явилось причиной негативных тенденций. Среди них подавление функций национальной валюты, рост внешнего потребительского рынка в ущерб внутреннему, снижение предпринимательской активности. В заключение необходимо подчеркнуть важную роль денежно-кредитной политики в формировании национальных интересов с учетом конкуренции на мировом финансовом рынке. Благодаря такой взвешенной денежно-кредитной политике Азербайджанская Республика имеет ритмично развивающуюся национальную экономику.

 

2.3.1 Денежный рынок

Денежный рынок: спрос и предложение  денег, равновесие и денежный мультипликатор

Денежный рынок — это рынок  денежных средств, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и  предложения денег устанавливается  равновесное значение количества денег  и равновесная ставка процента.

На денежном рынке деньги «не  продаются» и «не покупаются»  подобно другим товарам. В этом специфика  денежного рынка. При сделках  на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные (быстро реализуемые) средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной  нормы процента. Таким образом, уровень  процентной ставки выступает как  бы «ценой» денег.

Денежный рынок — это часть финансового рынка. Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь, денежный рынок подразделяется обычно на учетный, межбанковский и валютный рынки .К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Межбанковский рынок — часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Здесь происходит купля и продажа валют на основе спроса и предложения (в силу отсутствия общепринятого для всех стран платежного средства).

Рынок капитала охватывает средне- и  долгосрочные кредиты, а также акции  и облигации. Он подразделяется на рынок  ценных бумаг (средне- и долгосрочных) и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. В отличие от денежного рынка, где реализуются  высоко ликвидные средства для удовлетворения краткосрочных потребностей, на рынке  капиталов удовлетворяются долгосрочные потребности в финансовых ресурсах.

Финансовый рынок можно рассматривать  и как совокупность первичного и вторичного рынков, а также делить на национальный и международный. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и небиржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, по каким-либо причинам не котирующихся на бирже (например, через банки). Функционирование механизма денежного рынка (важнейшими элементами которого являются спрос и предложение денег) находится под влиянием общего состояния экономики, что проявляется в состоянии денежной системы.

Информация о работе Монетарная политика государства