Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:37, контрольная работа
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
Следует
подчеркнуть особую важность еще
одной проблемы государства в
переходный период. Как известно, двигатель
всей экономики, ее главное звено
– это предприятие, а двигатель
предприятия – его работники.
Поэтому государственное
Выше
отмечалось, что закономерностью
переходной экономики является дифференциация
доходов и расслоение населения.
Так, в странах СНГ эти процессы,
как известно, привели к тому,
что 35-45% населения оказались за чертой
бедности. Это означает не только потерю
мотивации к
В таких условиях позитивный потенциал труда – его профессионализм, квалифицированность, творческая активность – при сложившейся оплате труда утрачивают общественный и личностный смысл, т.е. теряют мотивационную базу, силу и значимость. А без этого решение любых, а тем более переходных проблем в экономике обречено на провал. Следовательно, решение проблемы трудовой мотивации, создание заинтересованности работников в самоотдаче на рабочем месте – важнейшее направление государственного регулирования в переходной экономике. Именно социальные проблемы должны для него стать наиболее приоритетными.
Для успешного выполнения своих сложных функций в переходной экономике государство должно иметь специальный механизм регулирования, который представляет собой систему целенаправленного упорядочивающего воздействия на экономических субъектов, их действия и отношения.
Основными составляющими элементами такого механизма являются:
- цели и задачи государственного регулирования на макро-, микро – и интеруровнях экономики;
- объекты регулирования (производственная и непроизводственная сферы; процесс воспроизводства и его фазы; рыночный и нерыночный секторы, денежная система и др.);
- формы регулирующего воздействия (прогнозные программы, специальные и чрезвычайные программы, индикативное планирование и др.);
- методы регулирования (экономические, административные, организационные, правовые, социальные, психологические);
- инструменты, используемые при государственном регулировании (налоги, бюджетные ассигнования, льготы, субсидии, квоты, цены и т.д.).
Создание
и компетентное, искусное использование
такого механизма – важнейшая
задача государства, без решения
которой оно не может реализовать
свои трансформирующиеся в переходный
период функции. А от их успешной реализации
во многом зависят и сроки, и результаты
социально-экономических
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Евстигнеева Л.Л. Рыночная трансформация в России нетрадиционный взгляд / Л.Л. Евсигнеева, Р.Н. Евстигнеев // Общественные науки и современность. 2002 -№ -1.-С.-68.
2. Кунин. В.Л. Экономические балансы необходимые для России/ В.Л. Кунин //Стратегия и экономическая политика государства.2005.-№6.-С.-55.
3. Либман А. М. Экономическая теория и социальные науки об экономике – некоторые направления развития/ А.М. Либман. - М.,- 2007.-С.-32.
4. Николаева
И.П. Теория переходной
5. Чепурин
М. Н. Курс экономической теории / М.Н. Чепурин,
Е. Киселева. - М., - 2004.
Информация о работе Модификация функций государства в переходной экономике