Модификация функций государства в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО экономике переходного периода.docx

— 25.39 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО  «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» 
 

Кафедра экономической теории и экономической политики

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное  управление»

Специализация «Государственное и муниципальное  управление»

(на базе  высшего образования, внебюджет) 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономика переходного периода»

на тему: «Модификация функций государства в переходной экономике»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

     К первой группе относятся функция  обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также  функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.

     Ко  второй группе относятся функции  перераспределения доходов, корректировки  распределения ресурсов, обеспечения  экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

     Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку  реализация каждой из этих функций  характеризуется рядом особенностей.

     Если  в сформировавшемся рыночном хозяйстве  обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и  внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное  законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и  т. п., содержать правовые основы антимонопольного регулирования Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя  и социальному обеспечению, и  т. д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как  массовая приватизация государственной  собственности.[3, С.32]

     Правовая  основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменениям хозяйственном законодательстве оказывают  дестабилизирующее воздействие  на экономику, формируя у хозяйственных  субъектов чувство неуверенности  в завтрашнем дне. Однако новое хозяйственное  право, создаваемое в сжатые сроки  на начальном этапе перехода к  рынку, не апробировано практикой и  уже в силу этого несовершенно. По мере развития переходной экономики это несовершенство становится все более очевидным, возникает необходимость существенных корректировок хозяйственного законодательства. Таким образом, объективное противоречие между требованием стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования становится в переходной экономике необычайно острым. Это осложняет реализацию функции правового обеспечения экономики. Прежде чем вносить те или иные коррективы в правовые нормы хозяйствования, необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект вносимых изменений с ущербом от нарушения правовой стабильности.

     Особенности экономической политики государства  в переходной экономике обусловлены  рядом обстоятельств. Переходная экономика  выходит из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно новой основе не только создания новых институтов, но и  организации принципиально новой  схемы взаимодействия между государством и экономическими субъектами  ил и агентами. В этом процессе активная роль принадлежит государству.[4, С.256]

     В переходной экономике возникают  новые функции государственного регулирования: 1) обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических субъектов, определение прав и форм собственности, условий заключения и исполнения контрактов, отношения работников и работодателей и т.д.; 2) ликвидация негативных эффектов рыночного поведения государство занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.;3) разработка нового хозяйственного законодательства;4) демонополизация и поощрение конкуренции;5) приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора. Государственное регулирование – одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена:

     1) требованием устранения внешних  факторов; 2) производством общественных благ; 3) обеспечением экономики необходимым количеством денег; 4) осуществлением целенаправленного процесса реформирования административно-командной экономики.

     Перечисленные вышеуказанные проблемы определяют цели государственного регулирования  в переходной экономике.

     В настоящее время выделяют следующие  формы экономического регулирования:

     1) административное регулирование,  за счет использования лицензирования  и квотирования, контроля над  ценами, доходами, валютным курсом, а также других форм; 2) правовое регулирование, на основе гражданского и хозяйственного законодательства, путем установления системы норм и правил; 3) прямое экономическое регулирование, через различные формы безвозмездного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий; 4) косвенное экономическое регулирование, использует в основном рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики и другое.[1, С.68]

     На  микроуровне регулирующее воздействие  государства осуществляется посредством: 1) налогов, НДС, налогов на доходы, акцизов и других; 2) дотаций, выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной; 3) фиксированных цен, устанавливаемых государством, выше или ниже равновесных, на отдельные товары или их группы.

     Происходят  институциональные преобразования, создание основ рыночной экономики. Институциональное  преобразование  - это изменения формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К  институциональным преобразованиям  относятся изменение отношений  собственности, создание частного сектора, формирование новых организаций  и учреждений рыночного типа: коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и других, а также создание новой системы управления народным хозяйством, путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего  бюджетными и налоговыми. Институциональные  преобразования выражаются в разработке законов, регулирующих деятельность экономических  субъектов в условиях рыночной экономики. Рыночное законодательство должно регулировать: 1) право собственности; 2) договоры между экономическими агентами, включая их выполнение; 3) порядок начала и окончания хозяйственной деятельности, процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротства предприятий; 4) поддержание конкурентной среды и другое.[2, С.55]

     Экономическое вмешательство государства в  современный рынок необходимо для  осуществления следующих функций, которые не в состоянии выполнить  любой рынок. Это, прежде всего:

     1) обеспечение правовой базы и  создание общих правовых условий  экономической деятельности субъектов  хозяйствования;

     2) стимулирование и защита конкуренции,  антимонопольное регулирование;

     3) антикризисная политика и стабилизация  экономики (приостановление спада  производства, падения уровня жизни  людей, снижение инвестиционной  активности, укрощение инфляции  и снижение безработицы);

     4) регулирование распределительных  процессов и перераспределение  доходов в целях оказания помощи  инвалидам, остронуждающимся, безработным;

     5) стимулирование экономического  роста, оптимизация структуры  национального продукта и производства;

     6) обеспечение экономической и  политической стабильности в  целях развития предпринимательства  и привлечения иностранного капитала;

     7) организация общенациональной денежной  системы.

     Необходимость выполнения этих функций государством в смешанной рыночной экономике  приводит к следующему выводу: нерегулируемого  рынка фактически вообще не бывает, ибо в определенном воздействии  со стороны государства нуждается  даже идеальный, свободный рынок. Однако даже развитая рыночная экономика не составляет еще всю экономику  страны. Рынок ведь занят лишь теми потребностями, которые выражаются через платежеспособный спрос и  приносят частному товаропроизводителю  прибыль. В этот круг "выгодных" потребностей и производств не входит целый ряд иных – невыгодных. Но они представляют собой жизненно важные потребности общества, например: национальная оборона, охрана общественного  порядка, единая энергосистема, водопроводная  сеть страны, здравоохранение, защита от наводнений и т.д.[5, С.67]

     Однако  в переходный период экономика находится  в особом состоянии промежуточности  между разными типами экономических  систем. Это, естественно, существенно  влияет на объем, направления и функции  государственного регулирования. Так, при межсистемном переходе (от одной  системы к другой) возникает необходимость  серьезнейших институциональных реформ – таких преобразований, которые  трансформируют важнейшие институты  социально-экономической системы: права, собственности, типы государственного устройства и т.д. Эти изменения  настолько масштабны и существенны, что приводят к трансформации  функций государственного регулирования  в переходный период.

     Под трансформацией функций государства  понимается изменение его главной  целевой функции, а также связанная  с этим актуализация и расширение одних функций и сужение других.

     Более того, в переходный период не только трансформируются функции государства, но его действия становятся особенно необходимыми. Ведь те преобразования, которые в этот период совершаются, должны, прежде всего, коснуться законодательной  базы данной страны. Это значит, что  одни законы и инструкции должны быть отменены, а другие созданы, притом в комплексе, непротиворечиво, взаимоувязанно. Обычно в переходный период существенно  изменяются также общенациональная денежная, банковская системы, бюджетно-налоговая  политика, социальная политика, а это  все – заботы государства.

     Как видим, функций у государства  становится больше, и сами они усложняются. Их в переходный период можно разделить  на три основных блока (группы):

     1) по формированию и регулированию  новых законов, отношений, секторов  и инфраструктуры в экономике;

     2) по реформированию и управлению  государственным сектором экономики;

     3) по разрешению противоречий, связанных  с переходным периодом, и по  социально-экономической стабилизации. [3, С.32]

     Таким образом, специфика переходного  периода значительно усложняет  задачи, которые приходятся на долю государства и не только расширяет  его функции, но и трансформирует их. От выполнения же их во многом зависят  результативность и даже продолжительность  переходного периода, а также  большие или меньшие издержки, потери происходящего перехода. А  поскольку такие издержки могут  быть велики и очень болезненны (утечка национального капитала в связи  с кризисом за границу, обнищание  населения, распространение болезней, падение морали, развитие преступности и т.д.), то роль государства в переходный период становится особенно ответственной.

     Переживаемый  целым рядом стран переход  от планово-командной экономики  к рыночной экономике уникален. Его  задачи решаются впервые в истории. Отсутствие соответствующей научной  теории и исторического опыта, глубина  экономического и социального кризиса  в постсоциалистических странах, а  также психологическая и экономическая  неподготовленность основной массы  населения – все это делает функции и задачи государства  в этот период особенно сложными. При  этом следует особо выделить такую  проблему и задачу государства переходного  периода как выявление и умелое разрешение возникших противоречий.[2, С.55]

Информация о работе Модификация функций государства в переходной экономике