Модернизация экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 05:15, реферат

Описание работы

Последние 20 лет российская экономика функционировала за счёт прежних достижений, созданных в эпоху СССР. Это относится, прежде всего, к индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сфере, инфраструктуре, ядерному потенциалу страны, разведанным запасам нефти, газа и организации их добычи. Однако проедание активов и поддержка экстенсивного экономического роста не может продолжаться сколь угодно долго, поскольку активы изнашиваются, морально устаревают. В связи с этим возникает центральный вопрос: как развиваться российскому обществу, экономике дальше?

Содержание

Введение 3
1 Направление модернизации. 4
2 Поведение государства и общественное развитие. 11
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

модернизация экономики.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

     Модернизация  – это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для ее успешного и благополучного развития в современном мире. Правящей элите, прежде чем приступить к модернизации России, необходимо понять, в чем состоят главные проблемы, которые надо решать. Эти проблемы связаны, прежде всего, с беззаконием, коррупцией, безответственностью власти и как следствие ее некомпетентностью. Отсюда отсутствие в стране благоприятных условий для мотивации высокой производительности труда, развития малого и среднего бизнеса, создания и внедрения инноваций. Сегодня призывы к модернизации отечественной экономики уже начинают превращаться в навязчивую популистскую идею. Данный факт подрывает доверие к ней. Что необходимо, чтобы модернизация действительно состоялась? Что для этого необходимо сделать на стадии проектирования?

     В Послании Президента Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года был провозглашен курс на модернизацию России. Этот курс объективно диктуется требованием выживания  России, а вместе с ней и отечественного правящего класса в современном мире. Действительно, уровень конкуренции среди развитых стран настолько высок, что без эффективной экономики, компетентной власти, сильного гражданского общества выдержать ее невозможно.

     Последние 20 лет российская экономика функционировала  за счёт прежних достижений, созданных  в эпоху СССР. Это относится, прежде всего, к индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сфере, инфраструктуре, ядерному потенциалу страны, разведанным запасам нефти, газа и организации их добычи.  Однако проедание активов и поддержка экстенсивного экономического роста не может продолжаться сколь угодно долго, поскольку активы изнашиваются, морально устаревают. В связи с этим возникает центральный вопрос: как развиваться российскому обществу, экономике дальше?

     Как провозгласил Президент РФ в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 года, стратегической целью развития общества должно стать создание «умной»  экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоёв населения страны. Однако эту цель можно достичь посредством только лишь системной модернизации экономики. При этом системная модернизация должна сводиться к тому, чтобы Россия свернула с сырьевого пути развития. Что это означает, каким образом можно достичь данной цели, учитывая современное состояние производственно-технологических систем экономики, трудового потенциала и инерцию кризисных явлений?

 

1 Направление  модернизации.

     Как видно из табл.1, структура промышленного  производства в России в период 1990-2008 гг. изменялась в сторону повышения доли энерго-сырьевых секторов хозяйства, при сокращении перерабатывающих отраслей, в частности, машиностроения и металлобработки в 2 раза, лёгкой промышленности – более чем в 12 раз по доле в структуре промышленного производства и т.д. Производство промышленной продукции и продукции сельского хозяйства в 2008 году относительно 1990 года составило соответственно 82,1 и 86,7%. 

     Таблица  1. Структура промышленного производства России (в % к итогу).

Отрасль промышленности 1990 1995 2000 2005 2008
Объем промышленного производства, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Электроэнергетика 3,6 11,0 7,9 7,1 6,4
Топливная промышленность 6,8 14,6 17,5 19,7 19,5
Чёрная  металлургия 4,9 8,1 7,1 13,9 13,9
Цветная металлургия 5,4 5,8 8,7
Химическая  и нефтехимическая промышленность 6,9 7,1 6,2 6,4 7,0
Машиностроение  и металлообработка 28,0 16,0 16,4 13,0 14,2
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 5,2 4,6 4,0 3,4 3,2
Промышленность  строительных материалов 3,4 4,3 2,4 3,1 4,4
Лёгкая  промышленность 11,0 2,2 1,4 0,8 0,7
Пищевая промышленность 12,1 10,6 11,1 10,9 11,2
 

 

     Кризис  осени 2008 г. и 2009 г., который привёл к  сокращению объёмов производства и  росту безработицы, ещё больше отдалил  российскую экономику от значений названных показателей 1990 года. Инвестиции в основной капитал на начало 2008 года составляли всего 65% от уровня 1990 года, а реальные располагаемые доходы населения – 82,9% (см. табл.2). В табл.3 приведена динамика товарной структуры экспорта и импорта России за обозначенный период. Вывод неутешительный: сырьевой экспорт возрос за 18 лет почти в 2 раза, и почти в 3 раза снизился экспорт машин и оборудования; импорт сырья снизился, а машин и оборудования возрос до 55%. Иными словами, сложилась, так называемая, «сырьевая» структура российской экономики. Под этим следует понимать, что существенный вклад в производство валового продукта (национального дохода) до 65% даёт сырьевой комплекс страны, он же обеспечивает подавляющую часть расходов федерального бюджета и положительный торговый баланс, обеспечивая до 70% экспорта страны. При этом эффективность добычи сырья не являлась высокой, капиталоёмкость производства снижалась за прошедшие годы. В связи с этим, можно говорить даже о зыбком фундаменте сырьевой экономики. Но в чём тогда должна состоять задача модернизации? 

     Таблица 2. Динамика продукции, инвестиций в  основной капитал и доходов населения  России (в % к 1990 г.).

Показатель 1993 1995 1998 2000 2005 2008
Производство  промышленной продукции 64,9 49,7 46,2 54,2 71,2 82,1
Производство  продукции сельского хозяйства 82,7 67,0 56,0 62,8 73,1 86,7
Инвестиции  в основной капитал 44,9 30,7 21,0 25,9 41,5 65,3
Реальные  доходы населения 51,1 40,0 32,8 36,7 63,3 82,9
 

 Таблица 3.  Товарная структура экспорта и импорта РФ (в % к итогу).

Товарные  группы Экспорт, по годам Импорт, по годам
1990 1995 2000 2005 2008 1990 1995 2000 2005 2008
Машины, оборудование и транспортные средства 18,3 10,2 8,8 5,6 4,9 44,8 33,6 31,4 44,0 52,7
Минеральные продукты 40,5 42,5 53,8 64,8 69,6 2,6 6,4 6,3 3,1 3,1
Металлы, драгоценные камни и изделия  из них 11,3 26,7 21,7 16,8 13,3 5,1 8,5 8,3 7,7 7,3
 

 

     Если  речь идёт о развитии производств, обеспечивающих продукты на внутренний и внешний  рынки с высокой добавленной стоимости, причём производств, создающих эти продукты на базе современных технологий, то необходимо понимать, что решение такой задачи в сложившихся социально-экономических условиях потребует не только и не столько инноваций, сколько воссоздания отдельных видов производств и секторов хозяйства. Например, нанотехнологии, современную фотоэлектронику и реэнергетику невозможно развивать без должным образом развитой микроэлектроники и специального технологического оборудования (электронного машиностроения, вакуумного приборостроения), элементной базы и т.д. Поскольку электронная промышленность за период 1990-2008 гг. практически деградировала, то у этого инновационного направления, а  именно, «нанотехнологического», подорвана база для развития. В частности, потребуются заводы по производству чистого кремния определённо перспективной мощности, которые нужно строить. А это и есть создание отдельных секторов и видов деятельности почти с нуля, либо восстановление отдельных производств, которые возможно восстановить.

     За  счёт каких ресурсов создавать эти  виды производства? Либо отвлекать  эти ресурсы от сырьевого комплекса  и направлять на решение указанных  задач? Но тогда потребуется компенсация  потерь в виде дохода, приносимого  вновь создаваемой продуктовой  массой, часть которого потребуется тратить на замещение выходящих их строя фондов в сырьевых секторах. Либо потребуется нарастить добычу в сырьевых секторах с тем, чтобы дополнительный доход пустить посредством некоего механизма трансформации (через банковскую систему) на развитие инновационных производств.

     Однако  насколько возможно это осуществить  при значительном износе фондов в  сырьевых секторах? Эти два варианта стратегически  являются как будто основными, но и довольно-таки трудными с точки зрения практической реализации в силу названных системных ограничений. К тому же состояние отечественных производственно-технических систем таково, что речь необходимо вести о возрождении классических консервативных цепочек производства с должным качеством, а не об инновациях. Поскольку в противном случае у инноваций просто будет отсутствовать необходимая база и широкого распространения эти инновации (продуктовые, технологические, организационные) получить не смогут. Вместе  с тем, мне хотелось бы выделить третий стратегически важный вариант, при котором финансовую систему можно замкнуть на восстановление нужных производств и инновации. Эффект такого варианта может быть усилен первой стратегической линией, то есть отвлечением имеющегося ресурса от сырьевых секторов с направлением его на задачи развёртывания инновационных производств.

     Модернизация  экономики и общества – это  вне всяких сомнений системная модернизация. Ставя задачу именно так, безусловно, признаётся де-факто низкая системная  эффективность российской общественной системы (если изменений требуют практически все общественные подсистемы одновременно, то в наличии системный кризис общества) и низкий уровень жизни населения, дисфункция системы управления. Однако внесистемная постановка и отсутствие уточнения содержания такой модернизации, как и отсутствие её плана, подрывают возможность достижения необходимых результатов, да и собственно подрывают правильность понимания  содержания модернизации. Например, должна ли модернизация вернуть базовые макроэкономические параметры, приведенные в табл.1-3, к уровню 1990 года и  к какому сроку? Какой период должна охватывать модернизация и какую структуру экономики и общества обеспечить?

     В зависимости от ответа на эти вопросы, подлежат определению периоды или  этапы модернизации, основные пропорции социально-экономической системы, которые желательны с точки зрения эффективности и долгосрочных перспектив развития государства. Все иные инструменты и мероприятия должны иметь подчиненное таким установкам и пропорциям значение. Допустим, удельный вес инноваций в общем объёме производимого дохода невысок, скажем 0,5% или 3%, а в другой социально-экономической системе, скажем, 10%. Но если при этом эти 0,5 или 3% инноваций высоко эффективны, а те 10% значительно уступают по показателю эффективности? Иными словами, на 10% требуется многократно больший ресурс, нежели на 3%, скажем в 10 раз больший, тогда речь идёт о том, что в первом случае имеются интенсивные инновации, причём их объём в экономике не так велик, а во втором, экстенсивные инновации, при большем объёме в экономике. Нужно ли осуществлять структурную модернизацию, чтобы, в частности, обеспечить количественно долю инноваций в 10%? А если прибыль от этих 10%, которые ещё и экстенсивные, вывозится, условно говоря, в «куршавель»? В чём смысл и социальное назначение таких инноваций?

Информация о работе Модернизация экономики