Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 05:15, реферат
Последние 20 лет российская экономика функционировала за счёт прежних достижений, созданных в эпоху СССР. Это относится, прежде всего, к индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сфере, инфраструктуре, ядерному потенциалу страны, разведанным запасам нефти, газа и организации их добычи. Однако проедание активов и поддержка экстенсивного экономического роста не может продолжаться сколь угодно долго, поскольку активы изнашиваются, морально устаревают. В связи с этим возникает центральный вопрос: как развиваться российскому обществу, экономике дальше?
Введение 3
1 Направление модернизации. 4
2 Поведение государства и общественное развитие. 11
Заключение 15
Список литературы 16
Модернизация – это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для ее успешного и благополучного развития в современном мире. Правящей элите, прежде чем приступить к модернизации России, необходимо понять, в чем состоят главные проблемы, которые надо решать. Эти проблемы связаны, прежде всего, с беззаконием, коррупцией, безответственностью власти и как следствие ее некомпетентностью. Отсюда отсутствие в стране благоприятных условий для мотивации высокой производительности труда, развития малого и среднего бизнеса, создания и внедрения инноваций. Сегодня призывы к модернизации отечественной экономики уже начинают превращаться в навязчивую популистскую идею. Данный факт подрывает доверие к ней. Что необходимо, чтобы модернизация действительно состоялась? Что для этого необходимо сделать на стадии проектирования?
В
Послании Президента Федеральному Собранию
12 ноября 2009 года был провозглашен курс
на модернизацию России. Этот курс объективно
диктуется требованием
Последние 20 лет российская экономика функционировала за счёт прежних достижений, созданных в эпоху СССР. Это относится, прежде всего, к индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сфере, инфраструктуре, ядерному потенциалу страны, разведанным запасам нефти, газа и организации их добычи. Однако проедание активов и поддержка экстенсивного экономического роста не может продолжаться сколь угодно долго, поскольку активы изнашиваются, морально устаревают. В связи с этим возникает центральный вопрос: как развиваться российскому обществу, экономике дальше?
Как
провозгласил Президент РФ в послании
Федеральному Собранию в ноябре 2009
года, стратегической целью развития
общества должно стать создание «умной»
экономики, удовлетворяющей интересы
и потребности широких слоёв населения
страны. Однако эту цель можно достичь
посредством только лишь системной модернизации
экономики. При этом системная модернизация
должна сводиться к тому, чтобы Россия
свернула с сырьевого пути развития. Что
это означает, каким образом можно достичь
данной цели, учитывая современное состояние
производственно-
Как видно из табл.1, структура промышленного производства в России в период 1990-2008 гг. изменялась в сторону повышения доли энерго-сырьевых секторов хозяйства, при сокращении перерабатывающих отраслей, в частности, машиностроения и металлобработки в 2 раза, лёгкой промышленности – более чем в 12 раз по доле в структуре промышленного производства и т.д. Производство промышленной продукции и продукции сельского хозяйства в 2008 году относительно 1990 года составило соответственно 82,1 и 86,7%.
Таблица 1. Структура промышленного производства России (в % к итогу).
Отрасль промышленности | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2008 |
Объем промышленного производства, всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Электроэнергетика | 3,6 | 11,0 | 7,9 | 7,1 | 6,4 |
Топливная промышленность | 6,8 | 14,6 | 17,5 | 19,7 | 19,5 |
Чёрная металлургия | 4,9 | 8,1 | 7,1 | 13,9 | 13,9 |
Цветная металлургия | 5,4 | 5,8 | 8,7 | ||
Химическая
и нефтехимическая |
6,9 | 7,1 | 6,2 | 6,4 | 7,0 |
Машиностроение и металлообработка | 28,0 | 16,0 | 16,4 | 13,0 | 14,2 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | 5,2 | 4,6 | 4,0 | 3,4 | 3,2 |
Промышленность строительных материалов | 3,4 | 4,3 | 2,4 | 3,1 | 4,4 |
Лёгкая промышленность | 11,0 | 2,2 | 1,4 | 0,8 | 0,7 |
Пищевая промышленность | 12,1 | 10,6 | 11,1 | 10,9 | 11,2 |
Кризис осени 2008 г. и 2009 г., который привёл к сокращению объёмов производства и росту безработицы, ещё больше отдалил российскую экономику от значений названных показателей 1990 года. Инвестиции в основной капитал на начало 2008 года составляли всего 65% от уровня 1990 года, а реальные располагаемые доходы населения – 82,9% (см. табл.2). В табл.3 приведена динамика товарной структуры экспорта и импорта России за обозначенный период. Вывод неутешительный: сырьевой экспорт возрос за 18 лет почти в 2 раза, и почти в 3 раза снизился экспорт машин и оборудования; импорт сырья снизился, а машин и оборудования возрос до 55%. Иными словами, сложилась, так называемая, «сырьевая» структура российской экономики. Под этим следует понимать, что существенный вклад в производство валового продукта (национального дохода) до 65% даёт сырьевой комплекс страны, он же обеспечивает подавляющую часть расходов федерального бюджета и положительный торговый баланс, обеспечивая до 70% экспорта страны. При этом эффективность добычи сырья не являлась высокой, капиталоёмкость производства снижалась за прошедшие годы. В связи с этим, можно говорить даже о зыбком фундаменте сырьевой экономики. Но в чём тогда должна состоять задача модернизации?
Таблица 2. Динамика продукции, инвестиций в основной капитал и доходов населения России (в % к 1990 г.).
Показатель | 1993 | 1995 | 1998 | 2000 | 2005 | 2008 |
Производство промышленной продукции | 64,9 | 49,7 | 46,2 | 54,2 | 71,2 | 82,1 |
Производство продукции сельского хозяйства | 82,7 | 67,0 | 56,0 | 62,8 | 73,1 | 86,7 |
Инвестиции в основной капитал | 44,9 | 30,7 | 21,0 | 25,9 | 41,5 | 65,3 |
Реальные доходы населения | 51,1 | 40,0 | 32,8 | 36,7 | 63,3 | 82,9 |
Таблица 3. Товарная структура экспорта и импорта РФ (в % к итогу).
Товарные группы | Экспорт, по годам | Импорт, по годам | ||||||||
1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2008 | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2008 | |
Машины, оборудование и транспортные средства | 18,3 | 10,2 | 8,8 | 5,6 | 4,9 | 44,8 | 33,6 | 31,4 | 44,0 | 52,7 |
Минеральные продукты | 40,5 | 42,5 | 53,8 | 64,8 | 69,6 | 2,6 | 6,4 | 6,3 | 3,1 | 3,1 |
Металлы, драгоценные камни и изделия из них | 11,3 | 26,7 | 21,7 | 16,8 | 13,3 | 5,1 | 8,5 | 8,3 | 7,7 | 7,3 |
Если речь идёт о развитии производств, обеспечивающих продукты на внутренний и внешний рынки с высокой добавленной стоимости, причём производств, создающих эти продукты на базе современных технологий, то необходимо понимать, что решение такой задачи в сложившихся социально-экономических условиях потребует не только и не столько инноваций, сколько воссоздания отдельных видов производств и секторов хозяйства. Например, нанотехнологии, современную фотоэлектронику и реэнергетику невозможно развивать без должным образом развитой микроэлектроники и специального технологического оборудования (электронного машиностроения, вакуумного приборостроения), элементной базы и т.д. Поскольку электронная промышленность за период 1990-2008 гг. практически деградировала, то у этого инновационного направления, а именно, «нанотехнологического», подорвана база для развития. В частности, потребуются заводы по производству чистого кремния определённо перспективной мощности, которые нужно строить. А это и есть создание отдельных секторов и видов деятельности почти с нуля, либо восстановление отдельных производств, которые возможно восстановить.
За счёт каких ресурсов создавать эти виды производства? Либо отвлекать эти ресурсы от сырьевого комплекса и направлять на решение указанных задач? Но тогда потребуется компенсация потерь в виде дохода, приносимого вновь создаваемой продуктовой массой, часть которого потребуется тратить на замещение выходящих их строя фондов в сырьевых секторах. Либо потребуется нарастить добычу в сырьевых секторах с тем, чтобы дополнительный доход пустить посредством некоего механизма трансформации (через банковскую систему) на развитие инновационных производств.
Однако насколько возможно это осуществить при значительном износе фондов в сырьевых секторах? Эти два варианта стратегически являются как будто основными, но и довольно-таки трудными с точки зрения практической реализации в силу названных системных ограничений. К тому же состояние отечественных производственно-технических систем таково, что речь необходимо вести о возрождении классических консервативных цепочек производства с должным качеством, а не об инновациях. Поскольку в противном случае у инноваций просто будет отсутствовать необходимая база и широкого распространения эти инновации (продуктовые, технологические, организационные) получить не смогут. Вместе с тем, мне хотелось бы выделить третий стратегически важный вариант, при котором финансовую систему можно замкнуть на восстановление нужных производств и инновации. Эффект такого варианта может быть усилен первой стратегической линией, то есть отвлечением имеющегося ресурса от сырьевых секторов с направлением его на задачи развёртывания инновационных производств.
Модернизация экономики и общества – это вне всяких сомнений системная модернизация. Ставя задачу именно так, безусловно, признаётся де-факто низкая системная эффективность российской общественной системы (если изменений требуют практически все общественные подсистемы одновременно, то в наличии системный кризис общества) и низкий уровень жизни населения, дисфункция системы управления. Однако внесистемная постановка и отсутствие уточнения содержания такой модернизации, как и отсутствие её плана, подрывают возможность достижения необходимых результатов, да и собственно подрывают правильность понимания содержания модернизации. Например, должна ли модернизация вернуть базовые макроэкономические параметры, приведенные в табл.1-3, к уровню 1990 года и к какому сроку? Какой период должна охватывать модернизация и какую структуру экономики и общества обеспечить?
В зависимости от ответа на эти вопросы, подлежат определению периоды или этапы модернизации, основные пропорции социально-экономической системы, которые желательны с точки зрения эффективности и долгосрочных перспектив развития государства. Все иные инструменты и мероприятия должны иметь подчиненное таким установкам и пропорциям значение. Допустим, удельный вес инноваций в общем объёме производимого дохода невысок, скажем 0,5% или 3%, а в другой социально-экономической системе, скажем, 10%. Но если при этом эти 0,5 или 3% инноваций высоко эффективны, а те 10% значительно уступают по показателю эффективности? Иными словами, на 10% требуется многократно больший ресурс, нежели на 3%, скажем в 10 раз больший, тогда речь идёт о том, что в первом случае имеются интенсивные инновации, причём их объём в экономике не так велик, а во втором, экстенсивные инновации, при большем объёме в экономике. Нужно ли осуществлять структурную модернизацию, чтобы, в частности, обеспечить количественно долю инноваций в 10%? А если прибыль от этих 10%, которые ещё и экстенсивные, вывозится, условно говоря, в «куршавель»? В чём смысл и социальное назначение таких инноваций?