Модели сельскохозяйственного роста в 21 веке на примере России и США

Автор: o*************@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление моделей развития сельского хозяйства в России и США.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать историю становления сельского хозяйства в России и США;
Выявить характерные черты сельского хозяйства в России и США;
Выявить различия в моделях сельского хозяйства в России и США;
Сравнить основные показатели уровня развития сельского хозяйства в России и США.

Содержание

Введение 2
Глава 1. История развития сельского хозяйства 2
1.1 Становления сельского хозяйства США 2
1.2 Становление сельского хозяйства в России 2
Глава 2. Особенности сельскохозяйственных моделей США и России 2
2.1 Характерные черты сельского хозяйства США 2
2.2 Характерные черты сельского хозяйства России 2
Глава 3. Сравнительная характеристика сельского хозяйства США и России 2
3.1 Отличия сельского хозяйства России и США 2
3.2 Сравнение показателей развития сельского хозяйства 24
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение…………………………………………………………………… 35

Работа содержит 1 файл

Модели сельскохозяйственного роста в 21 веке на примере России и США1.doc

— 493.50 Кб (Скачать)

     Рыночные  квоты. На торговлю рядом культур, в том числе, апельсинами и лимонами, налагается ряд прямых ограничений. Так называемые рыночные квоты ограничивают количество продукции данной культуры, которое можно поставлять на рынок из недели в неделю. Ограничивая продажу, эти квоты рассчитаны на увеличение закупочных цен для фермеров. Вводятся квоты решением комитетов производителей данного штата или региона. Рыночные правила вводятся в действие голосованием по внесенным предложениям тех фермеров, которых они непосредственно касаются, и обретают юридическую силу после утверждения их министром сельского хозяйства. Фермер, позволивший себе в дальнейшем игнорировать эти установления, рискует судебным преследованием.

     Кредитование  ферм. Фермеры всегда считали коренной проблемой своей деятельности возможность доступа к займам и кредитам. Еще в 1916 году федеральное правительство начало оказывать содействие развитию частных кооперативных программ кредитования фермерства. Законодательство Нового курса, в частности Закон о кредитовании ферм 1933 года, усилил роль правительства в данной области. Сегодня фермер имеет широкий доступ к развитой сети кредитования из частных, кооперативных и государственных финансовых источников. Одним из важнейших составляющих этой сети служит Федеральная система кредитования ферм, состоящая из трех групп банков, каждая из которых наделена специфическими функциями: кредитование приобретения недвижимости, кредитование закупок сельскохозяйственного инвентаря и семенного фонда и кредитование кооперативов. Страна разделена на двенадцать зон, в каждой из которых функционируют три федеральных банка, по одному для кредитования каждой из вышеуказанных сфер деятельности. Финансируют банки свои операции посредством выпуска и продажи вкладчикам ценных бумаг, точно так же, как и деловые корпорации. Поскольку традиционно банки ссужают деньги под высокий процент, занимать они могут под низкий, что позволяет снижать стоимость кредитования ферм. Еще одним источником кредита для фермеров служит Управление по делам местных ферм, своего рода последнее «кредитное прибежище», куда обращаются, если больше уже некуда.

     Консервация почв. Ряд федеральных программ рассчитаны исключительно на стимулирование консервации  почв. В рамках одной из подобных программ, например, правительство берет на себя часть расходов по засеву используемых земель травами или бобовыми для уменьшения опасности эрозии почвы.

     Ирригация и водоснабжение. Федеральная система  плотин и ирригационных каналов  обеспечивает поставки воды по субсидируемым  ценам фермерам 16 западных штатов. Субсидированное орошение способствует выращиванию 18 процентов всего урожая хлопка в стране, 14 процентов ячменя, 12 процентов риса и 3 процентов пшеницы.

     Широкие правительственные сельскохозяйственные программы с годами создали прочную основу поддержки фермеров. Конгрессмены и сенаторы, представляющие сельскохозяйственные штаты, постоянно добиваются одобрения Сенатом программы за программой, направленных на удовлетворение разнообразных интересов фермеров. Но и нападкам эти программы тоже подвергаются немалым. Отчасти и потому, что, как утверждают их оппоненты, различные программы часто противоречат одна другой.

     Уровень жизни американских фермеров в целом  весьма высок. Доход фермерской семьи  в среднем составляет три четверти дохода городской семьи, но, поскольку бытовые расходы у фермеров ниже, их уровень жизни близок к средненациональному.

     Один  из важнейших факторов капитализации  фермерского сельского хозяйства  — переход от экстенсивных методов  ведения хозяйства, к интенсивным  методам, на основе широкого внедрения машинной техники и использования минеральных удобрений.

     Сельское  хозяйство США развивалось на основе индустриализации, что обеспечило его преимущество в мировом сельскохозяйственном производстве.

     Одной из сильных сторон американского сельского хозяйства всегда служила восприимчивость фермера к новой технике. Компьютеры — лишь новейшее звено в долгой цепи изобретений, послуживших фермеру подспорьем в росте производительности и снижении себестоимости продукции. Однако фермеры столь же традиционалисты, сколь новаторы. Им свойственен глубокий консерватизм и уважение к традициям, благодаря чему сельские общины сохраняют стабильность во времена быстрых перемен. 6

     Основными направлениями развития сельского  хозяйства являются: 1) стабилизация коммерческого сельского хозяйства страны, которая означает ориентацию государства на развитие больших хозяйств, и 2) обеспечение надлежащего уровня в сельских районах, что, учитывая сохранение социальной стабильности в сельской местности, а также введение нового механизма государственного субсидирования сельского хозяйства, предусматривает поддержку среднего фермера.

     2.2 Характерные черты  сельского хозяйства  России

 
 

     Главное направление, по которому можно оценить  деятельность государства в отношении сельскохозяйственной отрасли, — организационное. Было стимулировано создание крупных агрохолдингов и зернопроизводящих хозяйств, для мобилизации продуктов сельского хозяйства на рынке. Однако данный шаг имел и негативные (в долговременной стратегии) социальные последствия: во-первых, было заблокировано развитие фермерского хозяйства, и, соответственно, часть рабочей силы была вымыта из отрасли; во-вторых, набрал силу процесс обезземеливания крестьян бывшего коллективизированного сектора аграрного хозяйства. Тем самым, была форсирована монополизация сферы обращения сельскохозяйственных продуктов.

     Организационная форма таких холдингов предполагает вертикальную интеграцию сельскохозяйственного  и агропромышленного производства, в их руках сосредоточена значительная часть производственной цепочки (чаще всего они контролируют производство продукта от «поля до прилавка»). Каждый агрохолдинг включает от 10 до 30 сельскохозяйственных объединений, элеваторы, заводы по переработке зерновой и мясомолочной продукции, магазины. В плане управления зерновым производством агрохолдинги базируются на производственном контракте, или «контрактном фарминге», хорошо изученном в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Одновременно государство начало осуществлять институциональную поддержку аграрного сектора, а также обеспечило доступ производителей сельскохозяйственной продукции к денежным ресурсам. В 2000 г. был создан Россельхозбанк, 100% акций которого находится в федеральной собственности.7

     Такая аграрно-экономическая политика позволила за период 2000–2008 гг. быстро увеличить валовые сборы зерновых — с 65,5 млн.т до 108,1 млн.т (см. табл.1), средний ежегодный темп прироста составил 3,8%. Зерновое производство с расширяющейся экспортной специализацией (см. табл.2.2.1) стало прибыльным бизнесом.

     Таблица 2.2.1

     Экспорт зерновых из России8

     

     В связи с усилением концентрации сельскохозяйственного производства в руках крупных холдингов и расширением экспортной специализации зернопроизводящего хозяйства было принято решение о создании ОАО «Объединенной зерновой компании», которая станет крупнейшим государственным предприятием в сфере обращения зерна. Приоритетными направлениями деятельности Объединенной зерновой корпорации является увеличение закупки зерна, реализация зерна на внутреннем и внешнем рынках, модернизация и создание инфраструктуры для хранения и транспортировки зерна (в первую очередь за рубеж). В плане стратегии компании ожидается, что на ее долю к 2011–2012 гг. будет приходиться до 40–50% общего объема экспорта зерна из России, который в свою очередь по прогнозам достигнет 25–30 млн.т, т.е. от 1/4 до 1/3 урожая зерновых.

     Чтобы продукты питания не были дорогими, необходимо полностью освободить сельское хозяйство от налогов и не только от налогов.

     В России отсутствует сельскохозяйственное машиностроение. Поэтому сегодня в России нужны субсидии на закупку сельского хозяйства техники, в первую очередь комбайнов.

     Необходимы  субсидии сельскому хозяйству в  качестве ценовой поддержки. Если их не будет, либо цены упадут, что приведет к убыткам, разорению хозяйств в высокоурожайный год, либо продукты питания станут очень дорогими в среднеурожайный и низкоурожайный год.

     Политика  протекционизма, восстановление утерянной  продовольственной независимости, ликвидация импорта мяса, не сможет привести к подъему сельского хозяйства и уровня жизни в деревне.

     Глава 3. Сравнительная характеристика сельского хозяйства США и России

     3.1 Отличия сельского  хозяйства России  и США

 

     Потенциал АПК России поистине колоссален – имея всего 2,2% мирового населения, страна располагает 8,9% мировой пашни, 1\5 частью мировых запасов питьевой воды, 8,3% мощностей по производству химических удобрений. При этом доля сельского хозяйства и пищевой промышленности в ВВП страны пока еще составляет 8,5%, что крайне мало. Людские ресурсы также велики – если в США при населении в 300 млн человек, только 4,6 млн человек работают на земле, а общая численность занятых в сфере производства и оборота с\х продукции достигает 22 млн человек, то в РФ эти цифры составляют 7 млн и 30 млн человек соответственно9

       В США соблюдается принцип паритета цен, который вменен в обязанность правительства законом. Паритет, в первую очередь, цены на горюче-смазочные материалы, цены на 1 л бензина и солярки – цены на зерно или 1 кг хлеба, цена на 1 кг мяса, цена на 1 л молока, цена на 1 десяток яиц. 10

     В США существует четыре вида юридических лиц:

     1. корпорации (ОАО), 2. партнерства, по нашему (ООО), 3. индивидуальные предприятия, по-нашему (ЧП), 4.фермерские хозяйства.

     Фермерские  хозяйства как юридические лица вообще не платят налогов, они законом  освобождены от налогообложения, потому что налоги увеличивают цену на продукты питания. Но в США налогообложение устроено принципиально не так, как в России. Там основной сбор налогов идет с физических лиц через прогрессивный подоходный налог. Шкала же подоходного налога так разработана, что фермер как физическое лицо также фактически не платит налогов, о чем уже написано выше.11

     В России необходимо, как и в Америке сельскохозяйственного производителя выделять в особую группу юридического лица, полностью освобождать от налогообложения, полностью освобождать от подоходного налога работающих в этих юридических лицах и сокращать в 3 раза начисления в социальные фонды, в том числе и в пенсионный.

     Поэтому необходимо освобождать не только хозяйства  от налогов, но и работающих в этих хозяйствах от подоходного налога. По американскому образцу совсем, убрать социальный налог и уменьшить отчисления в пенсионный фонд в 3 раза, до 7 – 9 % (это только для сельского хозяйства, но не для других отраслей).

     В США, где все долгосрочные кредиты  выдаются под залог, размер ссуды  не превышает 85% стоимости заемного имущества. В случае неплатежеспособности заемщика кредит выдается только при условии гарантии государства в возвратности не менее 97% полученной суммы.

     Особое  место в системе сельскохозяйственного  кредита занимают кредиты под  залог земли, то есть ипотечные кредиты. Фермеры активно пользуются ипотекой, позволяющей производительно использовать часть капитала, связанного в цене земли и имущества. В результате производители получают возможность расширить хозяйство путем приобретения новых участков земли и необходимых средств производства. Таким образом, ипотечный кредит способствует ускорению оборота капитала и получению дополнительной прибыли.

     Ипотечные банки мобилизуют средства за счет продажи коммунальных облигаций  и закладных листов, а из вырученных средств выдают ссуды. В проведении этих операций они пользуются поддержкой государства

     Значительное  развитие сельскохозяйственный кредит получил в США, что главным  образом связано с широким  распространением в аграрном секторе  фермерского уклада. Долгосрочные ипотечные кредиты предоставляются главным образом федеральными земельными банками. Банки среднесрочного кредита занимаются кредитованием сельского хозяйства и учетом обязательств других учреждений сельскохозяйственного кредита. Так, 95% кредитов банков среднесрочного кредита направляется ассоциациям, которые специализируются на краткосрочном кредитовании фермеров. Банки для кооперативов осуществляют кредитное обслуживание фермерских кооперативов.

     Помимо  Администрации сельскохозяйственного  кредита в США в рамках Министерства сельского хозяйства действуют Товарно-кредитная корпорация (ТКК), предоставляющая ссуды на строительство зернохранилищ; Администрация фермерского жилья, кредитующая покупку или постройку ферм, зданий; Администрация сельской электрификации, авансирующая заемные средства на цели электрификации.

     Сельскохозяйственные  предприятия США финансируют  с помощью кредита от 35 до 70% всех совокупных расходов . Доля кредита  существенно колеблется для отдельных  категорий затрат. При покупке  недвижимости предоставляется кредит до 70% суммы сделки, с покупкой машин и оборудования— от 40%о до 70%о, скота— около 50%, различных элементов оборотных средств— вплоть до 100%.

Информация о работе Модели сельскохозяйственного роста в 21 веке на примере России и США