Модели рыночной экономики: американская, германская и японская. Их сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить модели рыночной экономики и извлечь полезную информацию для усовершенствования нашей экономики.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
- проанализировать модели рыночной экономики на примере США, Германии и Японии, а также выделить их характерные черты;
- рассмотреть преимущества и недостатки каждой модели;
- дать общую характеристику развитию экономики развитых стран;
- рассмотреть перспективы и прогнозы развития экономики европейских стран, а также США и Японии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
I.Общая характеристика основных моделей рыночной экономики……………………………………………………………….5
1.1. Преимущества и недостатки американской модели экономики…………………………………………………..6
1.2. Плюсы и минусы германской экономики…………….8
1.3.Японская модель экономики и ее слабости…………9
II. Основные черты американской, германской и японской моделей…………………………………………………………………12
2.1. Степень влияния государства на экономику……….12
2.2. Степень развитости экономики отдельных стран…..17
III. Прогнозы экономического развития США, Германии и Японии………………………………………………………………….33
3.1. Перспективы развития экономики США…………..33
3.2. Прогнозы развития Германии на 2011г…………...36
3.3. Перспективы развития Японии на ближайшее время………………………………………………………37
Заключение…………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

работа 2.docx

— 94.39 Кб (Скачать)

–направленность регулирования на поддержание свободной  конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

–регулирование  занятости населения с ориентацией  на минимизацию безработицы; большой  удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому  показателю); регулирование экономики  в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую. 
 

Теперь  нужно обратить внимание на недостатки этой модели:

- Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев;

-Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала;

-Доля государственных расходов в экономике Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом. Усложняет проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель. 

1.3. Японская модель экономики и ее слабости

Японская  модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные  возможности накопления капитала сопрягаются  с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической  политики и с особым социальным значением  корпоративного (внутрифирменного) начала. [5. С.60]

Японская  модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства  носит рекомендательный характер. Планы  представляют собой государственные  программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у  других стран того, что нужно для  развития страны. Это позволяет создавать  такие системы управления и организации  производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование  японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку  в этих странах нет японских традиций.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком, самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.

Теперь  нужно сказать о некоторых слабостях данной экономической модели. Речь идет, прежде всего, о продукции трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности, особенно в части сборки, и высокотехнологичном производстве. Другие же отрасли и секторы хозяйства Японии и по уровню производительности труда, и по техническому уровню производства, как правило, существенно отстают от США и стран Западной Европы. В первую очередь, это относится к сельскому хозяйству, пищевой, бумажной, цементной, химической, алюминиевой, добывающей, фармацевтической, авиационной отрасли промышленности. То же можно сказать и относительно большинства отраслей сферы услуг.

Помимо  сказанного для Японии характерны так  называемые врожденные слабости: прежде всего определенные перекосы в структуре  экономики, сравнительная угроза внутреннего  рынка, развитие которого хронически отстает  от роста производства. В результате усиливается зависимость страны от внешнего рынка, что еще больше усугубляется из-за отсутствия собственной  сырьевой и энергетической базы, недостаточного развития сельского хозяйств и растущего  импорта продовольствия. Отрицательное  влияние на японскую экономику оказывает  неразвитость жилого фонда и социальной инфраструктуры, слабая социальная поддержка  со стороны государства в области  пенсий, пособий, здравоохранения, продолжительный  рабочий день.

В связи  с некомплектностью структуры экономики и растущей зависимостью от внешнего рынка Японии отличается невысокими показателями социального благополучия. Сложился низкий размер пенсий по старости, растет число разводов и обращений в полицию, наблюдается, высокий уровень преступности, особенно детской.

Не решается жилищная проблема. Жилая площадь  в расчете на одного человека крайне мала. Качество самих строений и  внутренней планировки, а также оборудование японских жилищ существенно уступают уровню, типичному для США и  стран Западной Европы.

По сравнению  с другими развитыми странами в Японии весьма короткий оплачиваемый отпуск и высокая интенсивность  труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Основные черты американской, германской и японской моделей

2.1. Степень влияния государства на экономику

Экономика и общество в США – это арена деятельности частных лиц, социальных и иных групп, классов, фирм, корпораций, самых разнообразных организаций и институтов, которая не зависит от государства, но регулируется гражданским правом. 

Таким образом, американская социально-экономическая  модель, в отличие от других моделей, ориентируется на минимизацию участия  государства в производстве товаров  и услуг, на дерегулирование своей  экономики.

Госрегулирование, которое имеет место на деле, осуществляется индикативно, то есть преимущественно  косвенными методами воздействия на интересы и поведение субъектов  хозяйственной деятельности. Доля прямого  вмешательства государства в  экономику в последние десятилетия  здесь явно снижается, а доля государственного финансирования социальной сферы (соцобеспечение, здравоохранение, образование, наука  и т.д.) растет. Государство берет на себя те общественно значимые функции, которые либо не приносят быстрого дохода, либо те, без которых общие условия жизнедеятельности общества и воспроизводства будут не оптимальными с экономической или социальной точек зрения. Это и фундаментальная наука, и охрана окружающей среды, и поддержание социальной инфраструктуры, без которых прогресс общества невозможен[6].

Функции государства определяются целями и  задачами проводимой им промышленной политики. Перейдем к целям такой политики.

Глобальная  стратегическая направленность промышленной политики

США определяется стремлением к сохранению и упрочению  лидирующих позиций страны, в идеале, общего американского превосходства в мировой экономике. Эта стратегия предполагает сосредоточение усилий не на удержании достигнутых ранее преимуществ в какой-либо отрасли, группе отраслей или выпуске той или иной продукции, а на приоритетном всемерном стимулировании опережающего развития группы наиболее современных, новых и новейших отраслей, производств, технологий и продуктов (электроники, биотехнологии, новейших материалов, энергоресурсов и методов энергосбережения, технических средств связи,

освоение  космоса и океана и т.п.). Материальную основу этого стратегического курса составляют дальнейшее укрепление научно-технической базы и совершенствование системы подготовки и использования научных и технических кадров, ориентированных на непрерывное и ускоренное создание и освоение нововведений во всех сферах материального и нематериального производства. 

В экономике  США очень мало государственных  предприятий, и почти все они  находятся в секторах ВПК и  АЭС, то есть в стратегически важных видах производства, защищенных социальным законодательством. Вмешательство  же государства в производство заключается, в основном, в обеспечении условий  частной конкуренции, антимонопольной  борьбы, соблюдения контрактных и  иных соглашений и правопорядка вообще. Государство решает такие задачи, как определение национальной стратегии; обеспечение правовых основ деятельности общества; регулирование кредитно-финансовых отношений; развитие экономической инфраструктуры; проведение научно-технической и промышленной политики; развитие социальной сферы и обеспечение внешней безопасности.

Теперь  перейдём к германской модели. Модель «социального рыночного хозяйства» отводит государству существенную роль создателя рамочных условий, обеспечивающих эффективное функционирование рыночных механизмов. Тем не менее, зачастую происходит непосредственное вмешательство в те или иные  экономические процессы, что приводит к излишней зарегулированности и снижению эффективности хозяйства. Согласно исследованию Института немецкой экономики (DIW), среди 28 стран, изученных на предмет степени государственного регулирования, экономика ФРГ оказалась одной из самых зарегулированных.

Взаимодействие  с бизнесом протекает в рамках осуществления государственной  стабилизационной и структурной  политики,  последняя зачастую имеет селективную направленность и по сути носит дискриминационный характер по отношению к прочим предпринимателям, что нарушает основы рынка. Вместе с тем, германское государство находит функциональные рыночные схемы, замещающие селективное целевое воздействие, однако нельзя констатировать, что они подчинены строгой  системе. Гораздо больше соответствует статусу развитого государства и экономики, переходящей от индустриальной к информационной стадии эволюции так называемая приспосабливающая, или формирующая, структурная политика. Она способствует приспособлению фирм к новым технологическим и производственным условиям, то есть  к  новым перспективным направлениям развития. Наиболее эффективно формирующие мероприятия реализуются на региональном уровне, среди них можно отметить активно применяемую модель ППП (Public Private Partnership, партнерство государства с частным капиталом) [7] .

Организованные  бизнес-сообщества ФРГ эффективно лоббируют  интересы предпринимателей в диалоге  с властью как на национальном, так и на наднациональном уровне  - в ЕС. Кроме того, крупные немецкие корпорации принимают участие в международных бизнес-сообществах, деятельность которых направлена на реализацию концепций корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития.

Одной из ключевых сфер взаимодействия крупных  корпораций и государства является налоговое регулирование. Применительно  к ФРГ рассмотрение данной сферы  особенно актуально, поскольку длительное время она была источником преград  на пути повышения эффективности  национальной экономики. С точки  зрения корпораций подобные трудности, наряду с высокими издержками оплаты труда, оказались своего рода катализаторами транснационализации.  В настоящее время сфера корпоративного налогообложения стала основным объектом проводимого федеральным правительством комплекса реформ. Основная цель этих преобразований – снижение  бремени предпринимательских налогов, одного из самых высоких в Европе.

Немаловажной  сферой государственного регулирования  корпоративного сектора является поддержание  естественной конкуренции. Антимонопольная  политика в Германии имеет глубокие традиции: законодательство с некоторыми поправками существует с начала XX века, за его соблюдением следят соответствующее  Федеральное ведомство и комиссия.

Помимо  регулирующих и ограничивающих функций  по отношению к крупным концернам  государство реализует вспомогательные мероприятия, и в частности – поддержку внешнеэкономической деятельности корпораций. Государственная система страхования экспортных кредитов призвана защитить немецкие компании-экспортеры и банки от  опасности неплатежа при осуществлении экспортных сделок. Ведущие страховщики предоставляют широкие спектр страховых продуктов, позволяющих обеспечить безопасность различных видов внешнеэкономической деятельности. 

В германской экономической модели государство  не устанавливает экономические  цели - это лежит в плоскости  индивидуальных рыночных решений, - а  создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Важнейшая  задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и  социальной справедливостью. 

В германской модели сочетаются принципы либеральной экономики и активного вмешательства государства, свобода и порядок; роль государства в экономике всегда была и остается весьма высокой, но характер экономической политики свидетельствует о том, что она сосредоточена преимущественно на регулировании общих условий хозяйствования (или хозяйственного порядка), а не хозяйственных процессов.

Информация о работе Модели рыночной экономики: американская, германская и японская. Их сравнительный анализ