Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:44, курсовая работа
Макроэкономическое равновесие – состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса.
В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение.
1.Модели общего макроэкономического равновесия (классическая, кейнсианская, синтезированная модель)
1.1.Классическая модель макроэкономического равновесия
1.2.Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
2.Опыт применения моделей макроэкономического равновесия в трансформационных странах
3.Особенности реформирования и проблемы макроэкономического равновесия в Республике Беларусь
Государство и в рыночной, и в переходной экономике также реализует производственные программы по выпуску различных видов продукции, контролирует перераспределение доходов от более богатых слоев населения к менее обеспеченным слоям, регулирует бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую деятельность, осуществляет многочисленные направления социального развития и реализует другие программы регулирования экономики.
Государственный сектор в переходной экономике играет значительную роль (хотя его доля заметно меньше, чем в КАС). Это объясняется тем, что проводятся разгосударствление и приватизация. Однако часть предприятий сохраняется в государственной собственности в течение длительного времени из-за невозможности включить их в программы приватизации или по причине необходимости полного или частичного государственного контроля. Государственный сектор является непосредственным объектом государственного воздействия, он позволяет государству реально влиять на развитие экономики в заданном направлении, тем самым способствуя ее оздоровлению. В частности, в условиях депрессии или кризиса частные капиталовложения сокращаются, но государственные предприятия продолжают производство, противодействуя его спаду и росту безработицы. Опыт развитых стран свидетельствует, что в годы спада или депрессии государство увеличивает объем строительных работ на своих объектах. Строительство выполняет роль мультипликатора экономики, выступая заказчиком строительных материалов, машин, подъемников и другого строительного оборудования. Оно сохраняет, а зачастую и увеличивает число рабочих месте для наименее защищенной части работающих — неквалифицированных рабочих.
Государственный сектор играет значительную роль в структурной политике. Государство создает новые предприятия, когда необходимо — национализирует или выкупает объекты у частных собственников. Огромную роль государственный сектор играет в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, академической и университетской науке, развивающейся за счет государственного финансирования, в подготовке и переподготовке кадров. Велика доля государственного сектора на финансовых рынках страны. Выступая в лице центрального банка или специализированных государственных финансовых учреждений, он выполняет ряд важных функций:
Вместе с тем государственный сектор в переходной экономике претерпевает значительные изменения. Уходят в прошлое директивные плановые задания. Они заменяются государственными заказами. Нет директивно прикрепленных поставщиков ресурсов и комплектующих и гарантированного сбыта продукции. Поэтому предприятия самостоятельно изучают спрос, ищут покупателей и партнеров по изготовлению своей продукции. Разрыв сложившихся связей, недостаток оборотных средств, взаимные неплатежи — эти и другие трудности переходного этапа предприятиям предстоит преодолевать самостоятельно, учась на ходу искусству выживания в рыночной экономике.
Основной целью на ближайший период является недопущение ухудшения состояния окружающей среды, а на последующий — ее оздоровление. При этом перед нашей страной стоит задача добиваться большей сырьевой независимости и проведения политики ресурсосбережения. Важнейшим направлением землепользования будет повышение плодородия почв и культуры земледелия с соблюдением природоохранных требований. Предстоит поистине огромная работа по минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономической реабилитации территорий, загрязненных радионуклидами.
3 Особенности реформирования и проблемы макроэкономического равновесия в Республике Беларусь
Денежные доходы населения определяются как доходы, включающие оплату по труду всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы [14].
Вклад составляющих в общий прирост денежных доходов населения представлен в таблице 3.1 за период времени с 2006 по 2010 год.
На протяжении всего анализируемого промежутка времени основной вклад в прирост доходов населения вносили оплата труда и прочие доходы. Однако в 2010 году вклад последних сократился. Данный факт в большей степени обусловливается тем, что столь значительный рост доходов населения в посткризисный 2010 год стимулировался лишь административными методами.
Рост заработной платы на фоне снижения ставки рефинансирования (с 13,5% до 10,5%) в 2010 году привел к опережающему росту внутреннего потребления, который в 2010 году стал главным фактором высоких темпов экономического роста Республики Беларусь (табл. 3.2).
Так, за первые три квартала 2010 года основной вклад в прирост ВВП внесло конечное потребление – 5,4 п.п., в том числе 4,9 п.п. – потребление домашних хозяйств. При этом вклад валового накопления в прирост ВВП составил 3,9 п.п., что значительно ниже докризисного периода.
Необоснованный рост заработных плат в 2010 году привел к увеличению доли расходов на непродовольственные товары, где доля импортной продукции выше по сравнению с продовольствием.
Темп роста объемов производства потребительских товаров в 2009 году составил 99,9%, в 2010 года – 113,1%. При этом продовольственных товаров – 104,6 и 111,5%, непродовольственных – 94,3 и 115,2% соответственно.
Доля продажи товаров импортного производства магазинами в объеме их розничного товарооборота увеличилась с 21,4% в 2009 году до 23,4% в 2010 году, по продовольственным товарам – с 13,5 до 14,9%, по непродовольственным – с 32,4 до 34,6% (табл. 3.3).
Согласно теории Дж. М. Кейнса, с ростом доходов растет и спрос, увеличиваются расходы на потребление, но не в той пропорции, в которой растут доходы. По мере роста доходов прирост потребления замедляется. Причина этого, по терминологии Кейнса, «основной психологический закон» по мере роста богатства склонность к потреблению снижается, а часть дохода, откладываемая на сбережения, увеличивается.
Однако рост доходов населения Беларуси в 2010 г., основанный на необоснованном увеличении заработных плат, напротив привел к росту розничного товарооборота. При этом опережающими темпами развивался рынок непродовольственных потребительских товаров. При этом производство непродовольственных потребительских товаров в Беларуси отставало от увеличения объемов их продаж на внутреннем рынке. Как следствие, произошло увеличение доли импортной продукции в продажах, рост импорта и отрицательного сальдо внешней торговли непродовольственными потребительскими товарами.
В настоящее время сложились устойчивые тенденции изменения макроэкономических пропорций, присущие большинству национальных экономик:
Важно подчеркнуть, что макроэкономические пропорции лежат в основе сбалансированности национальной экономики. Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемом используемых средств производства и количеством рабочей силы, между объемами производимых продуктов и потребностями в них и т.д. Основу сбалансированности составляет пропорциональность.
На практике сбалансированность и пропорциональность обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций в экономике. Полного соответствия между отраслями в реальной жизни практически не бывает. Поэтому существует постоянная необходимость в поддержании сбалансированности путем корректировки пропорций между отдельными сферами и отраслями экономики. В плановой командно–административной экономике пропорциональность и сбалансированность поддерживалась сознательно, в ходе осуществления централизованного директивного планирования. Формально это выражалось в составлении и необходимости выполнения баланса народного хозяйства. Что же касается рыночной экономики, то здесь пропорциональность и сбалансированность устанавливаются под действием стихийных сил, а в смешанной рыночной экономике – и под воздействием государственного регулирования.
О сбалансированности макроэкономики можно говорить лишь в том случае, если величина и структура совокупного спроса совпадают с аналогичными параметрами совокупного предложения, т.е. если весь произведенный продукт будет потреблен. С точки зрения производства это предусматривает соответствующее распределение ресурсов между всеми отраслями производства. Предположим, что на каком–то рынке спрос начинает падать. Это вызовет излишки товарной продукции, в результате чего для стимулирования спроса необходимо будет снизить цену. В то же время в рамках национальной экономики будет иметь место иной рынок, где можно будет наблюдать обратную ситуацию. Происходящие изменения цен в результате колебаний спроса и предложения будут свидетельствовать о разбалансированности экономики. Ситуация будет нормализована в результате процесса перелива капитала, когда ресурсы станут направляться в те отрасли, где спрос превышает предложение, и уходить из тех, где имеет место иная ситуация.
Необходимо отметить,
что в экономике Беларуси и
других странах СНГ преобладает
производство средств производства,
характеризующееся высокой
На сбалансированность
экономики Беларуси влияет недостаток
собственных топливных природны
Таким образом, в период перехода к рыночным отношениям национальная экономика Республики Беларусь характеризуется всеобщей разбалансированностью. Инфляция, разрушение хозяйственных связей нарушили товарно-денежную сбалансированность, баланс денежных доходов и расходов населения, торговый баланс с другими странами и прежде всего с Россией. Необходима структурная перестройка, институциональные преобразования национальной экономики в соответствии с потребностями страны и запросами мирового рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы: