Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:09, доклад
В качестве характеристического свойства режима экономической безопасности можно рассматривать условия воспроизводства. Исходя из этих условий, может быть введена система граничных индикаторов режима равновесного функционирования экономики. Бескризисное функционирование реального сектора экономики с неизбежностью означает его ориентацию на расширенное воспроизводство, т. е. на выполнение двух необходимых условий сбалансированного функционирования и развития:
И тех, и других интересует,
в основном, финансово-экономическое
или информационно-кредитное
Реально вмешательство последует лишь тогда, когда экономическая безопасность этой территории будет хоть как-то ощутима показательно и законодательно. Такое положение может стать определенным только на основе прямых равноуправляемых связей всех со всеми. Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, целесообразно нормативно и законодательно закрепить экономические свободы, права и обязанности всех, заинтересованных в выживании, как первой фазе экономического развития. В принципе, такой способ организации жизнедеятельности существует давно. Он называется электронным (Интернет или сетевым) бизнесом. Более серьезная форма определяется как многоуровневый маркетинг, хотя от маркетинга 1980-х гг. она существенно отличается и проникла в высокую индустрию (интернет-технологии), т. е. заняла весьма солидную производственную нишу.
Стоит напомнить также, что попытки ряда правительств, в т. ч. и США прикрыть электронный бизнес существенного результата не дали ни в экономическом, ни в социальном плане. Более того, из миллиона миллионеров США, за последние сорок лет 40% вышли на этот уровень доходов как сетевики. Из 18 социально значимых программ жизнеобеспечения (по градации ЮНЕСКО) сегодня сетевиками самостоятельно решается добрая половина. К сожалению, Россия в электронном бизнесе занимает едва ли не предпоследнее место в Европе, хотя в межстрановом разделении труда по этому аспекту мы далеко не последние.
Экономическая организация нынешнего российского общества такова, что низкая себестоимость сетевого продукта, сроки его реализации и эффективность (особенно электронной формы) предопределили неизбежность замены традиционной конкуренции товаров и валют на соперничество творческих возможностей. Заметим, что национальные, политические, экологические и другие виды безопасности здесь приобретают формы биоэнергетического взаимодействия или неприятия.
Последнее настолько абсурдно
для здравомыслящего лидера, что
больше носит характер амбиции или
нежелания передела мира в соответствии
с требованиями выживаемости, но никак
не пресловутым канонам научно-
Настоящим творцам неведомы подобные стимулы или ограничители. Они никогда не боялись и не искали выгоду от своего творчества. Хуже другое: они не знали никогда цены интеллектуального продукта. Эти работают по «привычке», т. е. им нужны только технологии, но даже нано-технологии не станут обременять творцов, так как вместо производительности труда за ними будет тянуться шлейф «плодотворности». Безусловно, производительность труда фактор значимый, но в «интернет-технологиях» он не является стимулом для формирования производственных отношений и стиля экономического поведения. Да и поведение в этом случае вряд ли можно назвать «экономическим». Дело в том, что сетевой продукт удовлетворяет «узловые» потребности, т. е. некие «комплексы» потребностей. Причем для сети безразлично, региональные они или автономные. Важно только одно: действуют ли они по правилам сети и принадлежат ли ей. Пожалуй, «принадлежность» здесь важнее деятельности в силу ряда причин:
В мировой практике пока доминирует тезис, что наибольшую прибыль приносят финансово-кредитные операции с повышенным риском. Согласно теории Кейнса государство должно оставаться главным инвестором и гарантом рисковых операций. Однако в условиях сетевой экономики риски сведены до минимума, поэтому формальные организационные структуры, создающие и внедряющие новации в сетевом плане разрастаются, а в структурно-количественном оптимизируются на уровне малых социальных групп.
Контроль государства, в основном, может осуществляться налоговыми институтами (два налога – на собственность и налог с продаж). Сетевики, обладая предельной свободой частного творчества, на договорных условиях со специальным федеральным ведомством (существующая практика показала, что наиболее эффективны пятилетние договора) делятся с государством пакетом акций (например, не более 25%). Отечественными специалистами разработана модель такой организационной структуры, которая предполагает сосредоточение в руках организатора сети 56,5% собственного фонда развития, что и является контрольным пакетом и гарантией личной ответственности управленца, т. е. поведенческой линии, которую и контролирует государство.
Электронная экономика практически нивелирует разницу между юридическими и физическими лицами. Может возникнуть закономерный вопрос: Как решать проблему, если компания или предприниматель перестали трудиться по разным причинам? Для сети, оказывается, такой проблемы нет, реализация замещения срабатывает тем чище, чем разветвленнее сеть. Живите на дивиденды от сети, если Ваше прямое участие затруднено или прекращено вовсе.
Это особенно показательно
в накопительных пенсионных программах
страховых компаний. Как бы то ни
было, правообладатели, вкусившие компенсационный
смысл сети, вряд ли откажутся от
продолжения деятельности. В сетевой
схеме есть еще один положительный
момент: она может работать в одном
или нескольких бизнесах со значительной
экономией собственных ресурсов
и ресурсов партнеров (на льготах
или дисконтах). Суммарный эффект
скидок дает поразительный качественный
результат: «пробные» структуры (т.
е. те, в которых Вы себя уже попробовали)
могут развиваться на основе свободно
выбранных лидером новых
Надо заметить, что еще
в XIX в. при реорганизации
Практика показывает, что наиболее успешны в этом те политические деятели, которые лично участвуют в интернет-бизнесе и совместно с коллегами из других стран создают новые информационные продукты. Критиканство (а оно, в основном, возникает в амбициозных и позиционных ситуациях) уступает место диалогу о выживаемости. Это, в свою очередь, освобождает многих лидеров от «неправильной работы».
Недостаточный опыт президентского
правления в России и традиционализм
правительственного руководства позволяют
последнему вольно трактовать права
и обязанности федерального центра
по отношению к периферии. Экономическая
поддержка региона
В частности, Дальневосточный федеральный округ на три четверти является пограничным, поэтому природные и геополитические риски здесь более значимы, чем экономические. В результате демографическая обстановка и размещение производственных центров без социализации условий жизни однозначно могут привести к падению престижа восточного форпоста России на Тихом океане. Дальневосточный Округ вынужден самостоятельно искать экономические ресурсы и конструктивные поправки к Президентской Программе «Дальний Восток и Забайкалье», с учетом того, что Забайкалье находится вне сферы влияния Полномочного Представителя Президента РФ в Седьмом Федеральном округе. Многие программы выживания, в результате этого, становятся муниципально-гражданскими, т. е. правительства субъектов федерации в регионе и творческий актив предпринимателей, не надеясь «на Бога», самостоятельно пытаются решить насущные проблемы.
Здесь большая роль отводится некоммерческому партнерству, которое почти всегда строится на этических нормах, но нам представляется, что более эффективными оказались бы сетевые отношения. Очень слабо главы местных администраций краев, областей, городов и районов используют фактор «принадлежности» того или иного юридического лица или известного предпринимателя в организации узлов региональной сети.
Примечательно, что неформально
такая инфраструктура существует в
виде разных комитетов, советов, творческих
объединений, но на деловой (коммерческой)
сетевой основе власть еще не пробовала
создать организационные
В этой связи необходимо
уточнить, что экологические экспертизы
(российского образца) не годятся
для конструктивного
Информация о работе Модели и индикаторы экономической безопасности