Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 07:14, реферат
Обозначим страну точкой на плоскости, а дороги между странами — линиями. Страны, в которых принято левостороннее движение, обозначим буквой L, а страны, приверженные правосторонней традиции, — буквой R. Движение по линии, которая соединяет между собой страны с разными правилами, сопряжено с издержками
Модель:
эволюция правил движения - 1
Обозначим страну
точкой на плоскости, а дороги между
странами — линиями. Страны, в которых
принято левостороннее
Рис. 1
Модели соглашений на различных картах
В итоге возникает одно из трех равновесий: все страны перейдут к одному правилу (рис. 1а); часть стран будет придерживаться одного правила, а часть — другого, если два региона не тесно связаны между собой (рис. 1b); смешанное равновесие может иметь место и при достаточно высокой плотности связей (рис. 1с).
По-иному выглядит ситуация, когда смена правил обусловлена экзогенными факторами. В этом
случае для смены
соглашения необходимо, чтобы под воздействием
внешнего шока изменились правила в критическом
количестве стран. Скажем, если на рис.
1b страны, обведенные кружком, переключатся
на правостороннее движение, то странам,
находящимся снизу и сверху от них (обведены
двойным кружком), тоже будет выгодно переключиться
на «правостороннее» соглашение. А затем
«правосторонняя» конвенция завоюет всю
левую, ранее «левостороннюю», часть рис.
1b. Следовательно, географическое положение
стран, а также доля стран, которые придерживаются
одного и того же правила, влияют на стимулы
остальных стран к присоединению к этому
правилу.
25
Это предположение само
по себе не очень реалистично,
но введение фиксированных
издержек перехода принципиальным
образом не влияет на
результат.
Модель:
эволюция правил движения
- 2
Табл. 1
Встреча
на дороге
Рассмотрим сообщество автомобилистов, размер которого пронормирован к 1. Матрица выигрышей двух автомобилистов в элементарном взаимодействии изображена в табл. 1. Эти автомобилисты
отличаются по
ролям: один из них движется к перекрестку
с севера (автомобилист в роли N),
а другой — с юга (автомобилист в роли
S).
Предположим, что в момент времени t доля автомобилистов, выбирающих в роли N правосторон-
нее движение, составляет x(t), а левостороннее движение, — (1 — х(t)). В тот же момент времени t для автомобилистов в роли S эти величины составляют соответственно y(t) и (1 — y(t)).
Тогда выигрыши отдельного автомобилиста в роли N от выбора правостороннего и левосторонне-
го движения
для заданной частоты выбора правостороннего
движения сообществом автомобилистов
в целом будут равны соответственно:
откуда средний
выигрыш автомобилиста в роли
N составит
Для автомобилиста
в роли S, рассуждая аналогичным
образом, получим систему дифференциальных
уравнений, описывающую динамику поведения
сообщества автомобилистов в целом, в
виде:
Доля автомобилистов в роли N, которые следуют стратегии , зависит от того, насколько выигрыш с ней связанный меньше (больше) среднего выигрыша автомобилиста в этой роли. Кроме того,
чем больше автомобилистов ей следуют, тем быстрее эта доля растет. Сказанное можно формализовать в виде уравнения, которое описывает эволюционную динамику поведения автомобилистов в роли N:
Анализ фазовой диаграммы, изображенной на рис. 2, позволяет сделать вывод, что у эволюционного процесса, который задает динамику поведения сообщества автомобилистов, пять равновесных траекторий:
Рис. 2
Фазовая диаграмма координационной игры
Заметим, что первые три траектории не являются эволюционно-стабильными: при малейшем
отклонении от любой из них динамика системы обуславливает движение к одной из двух возможных
глобально-стабильных
ситуаций, в одной из которых все
сообщество придерживается правостороннего
движения, а в другой — левостороннего.
Чем больше доля автомобилистов, придерживающихся одного правила, тем быстрее
остальные начинают
придерживаться того же правила и
тем более стабильным оно становится.
Это легко объяснимо. Во-первых, по мере распространения единого правила растут издержки
отклонения от него. Во-вторых, укоренение правил движения создает определенные ожидания
не только у автомобилистов, но и у пешеходов (они приучаются при переходе улицы смотреть
сначала в одну сторону, а дойдя до осевой полосы — в другую). Отсюда можно сделать вывод,
что движение сообщества по определенной траектории развития в прошлом определяет круг
альтернатив его движения в будущем. Этот феномен носит название зависимости от предыду-
щего
пути развития (path-dependence)26.
В процессе эволюции сообщество автомобилистов приходит к равновесию, которое яв-
ляется эволюционно-стабильным. Это значит, что такое равновесие устойчиво к появлению
небольшой доли автомобилистов, нарушающих правила. Человек, который решит однажды
придерживаться собственных правил движения, подразумевающих движение по встречной
полосе, если он доживет до конца дня, вряд ли отважится когда-либо повторить эксперимент.
Кроме того, в
силу повторяющихся взаимодействий
у каждого автомобилиста
определенные ожидания относительно поведения остальных. Следуя правилам, он ожидает,
что этим же правилам следуют и они. Названные факторы способствуют возвращению сооб-
щества к установившемуся
правилу при наличии незначительной доли
нарушителей.
Эволюционно-стабильное
равновесие в игре, которая допускает
более одного равновесия, принято
называть соглашением,
или конвенцией
(от англ. convention).
Мы каждый день сталкиваемся с примерами
соглашений: использование бумажных денег,
единого языка, общепринятых обозначений,
технологических стандартов и пр., и пр.
Соглашения — это механизмы решения проблем
координации деятельности множества людей.
ВСЕ!!
Д. Льюис, вводя следующее формальное определение соглашения, пишет:
Рассмотрим ситуацию повторяющегося взаимодействия S между индивидами, допуска-
ющего более одного равновесия. Правило поведения R популяции Р в ситуации S называется
соглашением
тогда и только
тогда, когда каждый
агент следует
правилу Я, ожидает
от остальных членов
популяции Р следования
правилу R, предпочитает
следовать правилу R
при условии, что остальные
ему следуют27.
В повторяющихся взаимодействиях на основе соглашений у людей формируются опреде-
ленные ожидания
относительно того, как поведут себя
контрагенты в ситуациях
том этих ожиданий
они строят свою линию поведения,
также предсказуемую для
А как решается проблема координации во взаимодействиях однократных? Если люди
сталкиваются с конкретной ситуацией впервые, задача выбора действий, которые привели бы
к одному из равновесий, усложняется. В таких ситуациях они принимают решения, опираясь
не на прошлый
опыт игры, которого просто нет, а на
определенные элементы культуры.
Фокальные точки в поведении людей
В ходе одного из экспериментов респондентов разбивали на пары. Каждому из двух участников
предлагали одинаковые задания и предупреждали, что в случае одинаковых ответов их обоих
ждет вознаграждение. В частности, задания были следующие.
1. Вы подбрасываете монетку. Загадайте «орла» или «решку».
2. Обведите кружком одно из чисел из следующего ряда: 7, 100, 13, 261, 99, 555.
3. Напишите произвольное натуральное число.
4. Назовите произвольную сумму денег.
5. Разрежьте торт на два куска.
Отвечая на первый вопрос, 36 респондентов выбрали «орла» и только 5 — «решку». Во
втором задании одно из первых трех чисел оказалось обведено у 37 респондентов из 41. На
третий вопрос давались самые разнообразные ответы, но 40% респондентов писали число 1.
На вопрос о сумме денег треть респондентов назвали 1 млн. и только 7% назвали число, не
являющееся степенью 10. Наконец, 36 респондентов из 41 поделили торт в отношении 50 на 50.
Характер полученных ответов наглядно демонстрирует наличие фокальных точек: не имея воз-
можности предварительно договориться о скоординированных действиях, люди тем не менее
часто достигают
желаемых результатов28.
Решению проблемы координации могут помочь общие ментальные модели, которые
будут способствовать формированию фокальной точки. Потерявшиеся в Москве люди ска-
жут, что надо встречаться «в центре ГУМа у фонтана», потерявшиеся в Нью-Йорке назовут
Центральный вокзал, а в Париже — Эйфелеву башню. В данных случаях эти места выступают
в качестве фокальных точек. Фокальная точка — контекстуальный намек, лежащий вне взаи-
модействия как такового, но позволяющий его участникам координировать свое поведение с
целью реализовать конкретное равновесие в координационной игре.
Данная точка подсказывает агенту правила выбора конкретной стратегии на основе либо
общности представлений его и контрагента о проблеме, либо интуитивного понимания, ка-
кими факторами руководствуется контрагент. Релевантные фокальные точки не могут быть
определены a priori: они зависят от природы координационной проблемы и экономической и
социальной культуры участников взаимодействия. Учитывая такие точки при выборе, агенты
часто даже не могут
объяснить, почему они приняли то или иное
решение 29.
ЧИТАТЬ ВСЕМ! Всем прочитать – там же с223-225
Принуждение партнеров к исполнению обязательств. Контрактный и репутационный механизмы.
Существуют два
механизма такого принуждения.
Репутационный механизм принуждения. Он основан на заинтересованности фирмы в со-
хранении хороших отношений с прошлыми, настоящими и будущими партнерами. Солидная
репутация помогает ей получить новый заказ, открывает доступ к информации. Если фир-
ма дорожит своей репутацией, вероятность недобросовестного ее поведения, преследования
лишь краткосрочных выгод мала, и другие фирмы, зная об этом, не побоятся заключать с ней
долгосрочные и рискованные контракты. Чтобы репутационный контроль за поведением фир-
мы был эффективен, информационные потоки должны быстро и надежно распространяться в
деловом сообществе (скажем, в отрасли), а число ведущих фирм должно быть более или менее
постоянным. Высокие барьеры входа и выхода из отрасли и территориальная близость фирм
создают предпосылки
для эффективного репутационного принуждения.