Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:57, контрольная работа
Собственность есть не только некое благо, но и пакет прав по использованию данного блага. В частности «право собственности — это еще и … важнейшая экономическая категория», что позволяет некоторым авторам говорить о первичности именно юридической ипостаси собственности перед ее экономическим отображением.
Введение……………………………………………………….3
Формы собственности………………………………………...3
Собственность (как экономическая категория)……………..4
Собственность (как юридическая категория)………………..6
Частная собственность………………………………………...7
Организационные формы……………………………………...9
Единичная собственность……………………………………...9
Партнерская собственность……………………………….......11
Корпоративная собственность…………………………….......14
Коллективная собственность………………………………….16
Государственная собственность………………………………19
СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ…….21
ПРИВАТИЗАЦИЯ……………………………………………...23
Смешенная собственность
с иностранными гражданами и государствами……………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………26
Выпуск
ценных бумаг дает возможность процветающим
ОАО привлекать в целях развития финансовые
капиталы как домашних хозяйств, так и
предприятий. Привлечение мелких инвесторов
является мощным средством прямой мобилизации
(минуя финансовые институты) средств
населения. Это делает стабильным финансирование
с ограничением его лишь параметрами эффективности
использования привлекаемых средств.
Безусловно важно, что такой механизм
позволяет инвесторам распределять риск
вложений и регулировать их доходность,
по своему усмотрению пересматривая структуру
портфеля приобретенных ценных бумаг
(выше риск - ниже доходность).
Поскольку
открытые акционерные общества объединяют,
как правило, значительное число
акционеров, это обязывает их создавать,
кроме собрания акционеров как высшего
органа управления и исполнительных органов
власти, промежуточный орган управления
- Совет директоров (наблюдательный совет).
Не вмешиваясь в оперативное руководство
предприятием, члены Совета директоров
могут своевременно принимать стратегические
решения в интересах акционеров.
Вместе
с тем необходимо подчеркнуть
двойственность сложившегося механизма
реализации интересов акционеров. Акционеры
с незначительными пакетами акций,
как правило, мало заинтересованы в
управлении компанией, они ориентированы
в большинстве случаев на получение
доходов. Осуществить контроль за менеджментом
и оказать влияние на него через участие
в работе собраний и заседаний Совета
директоров могут лишь собственники крупных
пакетов акций. У мелкого акционера в условиях
нормального финансового рынка остается
лишь возможность продать свои акции,
что создает массовый сброс акций с соответствующими
последствиями для компании и менеджмента.
Поскольку влияние мелких акционеров
на принятие решений минимально, менеджмент
и владельцы крупных пакетов акций для
усиления своего контроля широко используют
“разводнение” акционерного капитала,
ограничивая количество акций и тем самым
максимальное количество голосов, принадлежащих
одному акционеру. Таким образом, организационные
аспекты функционирования открытого акционерного
общества усиливают отделение контроля
и управления от собственности.
Государственная
собственность.
Государственная
собственность выступает в
общества. Однако реализация отношений присвоения через отношения владения
осуществляется государственным аппаратом, который призван олицетворять собой
социально-экономические интересы всех слоев населения, профессиональных и
социальных групп общества.
Реализуя
отношения государственной
должно проводить такую экономическую политику, используя средства от этой
реализации, которая бы привела к сбалансированности интересов различных слоев
населения общества, к смягчению социальных противоречий и конфликтов.
Другая проблема заключается в том, чтобы не допустить узурпирования прав
собственности общества со стороны государственной бюрократии и использования
этой собственности в интересах своего обращения, или в таких формах, которые
наносят экономический, социальный и экологический ущерб обществу.
Общенародная
собственность.
Что касается общенародной собственности. В свое время закрепленной
Конституцией СССР, то она имеет чисто правовую трактовку, тогда как с точки
зрения
экономических отношений
реализована в обозримой перспективе: налицо расхождение, несоответствие
юридической формы и экономического содержания. Фактически форма оказалась без
содержания.
Общенародная собственность предполагает принадлежность всего общественного
достояния прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности.
При этом отношении распоряжения реализовывало бы отношения владения
общенародной собственностью реализовывал бы каждый член общества.
Историческая тенденция накопления капитала указывает первоначально на
отрицание индивидуальной частной собственности капиталистической частной
собственностью, затем – на отрицание капиталистической частной собственности
и установление индивидуальной собственности в рамках общественной
собственности. Это отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную, а
индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры,
кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами
производства, т.е. в рамках общественной собственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что общенародная собственность –
принадлежит всему народу, т.е. всем и каждому одновременно, что предполагает
полную
свободу перемены труда.
СПОСОБЫ
ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ.
В пределах каждой экономической системы существует
основная специфическая для нее форма собственности, это не
исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней
экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой
системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает
положительное воздействие на весь ход развития общества.
Переход от одних форм собственности к другим может
идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость,
постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что
доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время
имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые
формы насильственно утверждают свое господство.
Установление господства государственной собственности,
отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно
обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную
концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших
хозяйственных задач.
На развитии государственной собственности базировался процесс
расширенного воспроизводства. Централизация собственности являлась основой
относительного равенства в распределении материальных и духовных благ между
членами общества.
Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что
формы собственности могут переходить одна в другую.
Этот процесс
осуществляется разными способами. Важнейшие
из них:
Национализация – передача из частной собственности в собственность государства
предприятий
и целых отраслей экономики
Национализация
имеет различное социально-
содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую
эпоху она производится. Процессом, обратным национализации, является
приватизация.
Приватизация (от лат. privatus – частный) – часть процесса разгосударствления
собственности на средства производства и передача ее в собственность частным и
акционерным компаниям, отдельным физическим лицам (частным собственникам) и
трудовым коллективам на основе выкупа или в аренду с правом последующего
выкупа, а также безвозмездно, т.е. трансформация государственной собственности
в иные формы собственности. К формам приватизации относятся также распродажа
определенной доли акций; денационализация и реприватизация (передача
государственной
собственности в иные формы собственности)
Денационализация – возврат государством национализированного имущества
прежним владельцам. В настоящий момент этот процесс получил широкое
распространение
в странах Балтии – Эстонии, Латвии,
Литве.
Реприватизация – это возврат в частную собственность государственной
собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий,
земли, банков, акций т.д. у частных собственников. Реприватизация, как
правило не сопровождается актами государственной власти.
ПРИВАТИЗАЦИЯ.
Преобразования собственности в России ассоциируются чаще всего с приватизацией.
Однако приватизация является только одной из форм. Преобразования
собственности включают в себя как перераспределение прав в рамках одной и той
же формы собственности, так и переход от одних форм собственности к другим.
В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество
дискуссионных и нерешенных проблем . Более того, в условиях перехода России к
рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для
дальнейшего
развертывания
Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие
«приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность»,
«разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в
экономической
реформе; об очередности или
либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о
сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности
и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными
проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее
темпов, приоритетов.
Информация о работе Многообразие и структура отношений собственности в Российской экономике