Мировой валютный рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Валютный рынок - это сфера экономических отношений, проявляющихся при осуществлении операции по купле-продаже иностранной валютой и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала. На рынке любой экономический субъект - выступает только в качестве продавца или покупателя. Валютный рынок - своеобразный инструмент согласования интересов продавца и покупателя валютных ценностей.

Современный валютный рынок несет в себе идею упрощения получения валютных ресурсов, минимизацию коммерческих рисков связанных с покупкой/продажей валюты, прозрачную систему контроля за валютными операциями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2

I. Этапы развития международной валютной системы

1.1 Система «Золотого стандарта» или Парижская валютная система…….4

1.2 Генуэзская валютная система……………………………………………..5

1.3 Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов…………..5

1.4 Ямайская валютная система……………………………………………….7

1.5 Европейский экономический союз………………………………………..8

II. Проблемы современной валютной системы

2.1 Современные валютные проблемы………………………………………..9

2.2 Ямайская валютная система и ее современные валютные проблемы…10

2.3 Роль МВФ в мировой валютной системе………………………………..18

III. Мировой валютный рынок

3.1 Понятие валютного рынка………………………………………………..22

3.2 Международный валютный рынок………………………………………22

3.3 Центры мирового валютного рынка……………………………………..24

3.4 Валютный рынок FOREX………………………………………………...26

3.5 Валютные операции………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………….…32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!.doc

— 174.50 Кб (Скачать)
fy">    • преимущество США в экономическом  развитии по сравнению с другими странами;

    • снижение темпа инфляции в США  с 15 до 3,6%,

    • политика относительно высоких процентных ставок;

    • огромный приток иностранных капиталов  в США,

    • снижение цены на золото (с 850 долл. за унцию  в январе 1980г. до 400—300 долл. в 1984 г.), что повысило привлекательность инвестиций в доллары в условиях высоких процентных ставок по долларовым счетам.

    США извлекли максимальную выгоду из повышения  курса доллара за счет удешевления  импорта товаров и сдерживания  инфляции (каждые 10% повышения курса доллара сопровождались снижением внутренних потребительских цен за двухлетний период на 1,5 процентного пункта), а главное — в результате притока иностранных капиталов. В целом эти выгоды превысили убытки, связанные с удорожанием американского экспорта и увеличением безработицы, особенно в экспортных отраслях. Отрицательное влияние завышенного курса доллара на экономику стран Западной Европы и Японии проявилось в удорожании их импорта, стимулировании инфляции, отлива капиталов, усилении безработицы, что значительно превысило их выгоды в плане стимулирования национального экспорта и уменьшения реальной суммы внешнего долга, выраженного в обесценившейся по отношению к доллару национальной валюте.

    С середины 1985 г. преобладала понижательная  тенденция курса доллара под влиянием следующих факторов:

    • замедление экономического роста США;

    • завышенность курса доллара по сравнению  с его покупательной способностью (на 15—30%);

    • снижение процентных ставок («прайм рэйт»  для первоклассных заемщиков с 20,5% в 1980 г до 9,5% в 1985 г );

    • дефицит текущего платежного баланса  США;

    • огромный дефицит государственного бюджета;

    • опасность усиления инфляции;

    • рост внутреннего и внешнего долга, превращение США в международного нетто-должника с 1985 г.

    3) Проблема многовалютного стандарта. Укрепление валютно-экономических позиций новых центров — стран Западной Европы, особенно ЕС, и Японии — обусловило тенденцию перехода от стандарта СДР к многовалютному стандарту на основе ведущих валют (доллара США, марки ФРГ, японской иены, швейцарского франка, евро и др.).

    «Общий  рынок» сформировал собственный  валютный центр в виде ЕВС, где  господствует марка ФРГ заменяется евро с 1999г. Но Западная Европа не в  состоянии противостоять засилью  США в валютной сфере, воздействовать на курс доллара, вытеснить его из операций по проведению валютной интервенции и международных расчетов.

    Созданный за послевоенные годы мощный экономический  потенциал Японии способствует укреплению ее позиций в международных валютных отношениях. Об этом свидетельствуют:

    • активизация платежного баланса страны, хотя Япония удовлетворяет за счет внешних источников 89% потребностей в энергии, 55% потребностей в продовольствии. Внешнеторговая экспансия Японии обеспечивает валюту для оплаты импорта сырья и топлива и сопровождается наступлением на конкурентов в Западной Европе и США;

    • увеличение валютных резервов;

    • развитие сети банков за границей;

    • превращение Токио в мировой  финансовой центр;

    • укрепление иены, интернационализация  ее использования, особенно в Азии. Однако кризис японской экономики вызвал временное падение курса иены в 1998 г. до рекордно низкого уровня.

    Влияние Японии в валютной сфере значительно  слабее ее позиций в мировой экономике. Практически после второй мировой войны она шла в фарватере валютно-экономической политики США, к которым она привязана военно-политическим союзом.

    4) Проблема золота. Доллар, став конкурентом золота, имеет определенные преимущества в период его стабильности. Во-первых, объем долларовых резервов может увеличиваться при необходимости в отличие от ограниченного объема добычи золота (1,3 тыс. т в 1970 г., 2,4 тыс. т в 1997 г.). Во-вторых, банкам выгоднее хранить резервы в долларах, если они стабильны, чем в золоте, так как по долларовым счетам платят проценты. Третье преимущество доллара — конверсия в золото — было постепенно утрачено. С 60-х годов США всячески препятствовали обмену долларов на золото для иностранных центральных банков, а с 15 августа 1971 г. официально его прекратили. Однако, несмотря на относительные преимущества доллара и законодательный разрыв мировой валютной системы с золотом как валютным металлом, фактически его демонетизация не завершена. Денежные функции золота не исчерпаны, а золотые запасы остаются фондом мировых денег и наиболее надежными резервными активами по сравнению с современными функциональными формами мировых денег — национальными кредитными деньгами, евровалютами, международными валютными единицами (СДР, ЭКЮ и заменившие их с 1999 г. евро).

    Страны  Западной Европы, располагая большими золотыми запасами, чем США, заинтересованы в сохранении их как реальных резервных  активов. Это проявилось в возобновлении  межгосударственных операций с золотом в ЕВС. На их долю приходится около 1/4 золотых запасов всех стран. Американцы являются покупателями 40% всех выпускаемых в мире золотых монет. Отношение к золоту остается актуальной проблемой. Легализация роли золота как валютного металла затрудняется в связи с колебаниями (подчас значительными) рыночной цены золота и отсутствием реальной официальной цены золота.

    Порой на Западе раздаются голоса в пользу восстановления роли золота в функционировании мировой валютной системы. Хранение золотых запасов не утратило привлекательности, хотя с 1999 г. наметилась тенденция к их частичной продаже центральными банками для пополнения валютных резервов.

    Ситуация  золота иллюстрирует несоответствие юридической  демонетизации и фактического положения золота как чрезвычайных мировых денег.

    5) Режим плавающих валютных курсов. Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран (с марта 1973 г.) не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями «горячих» денег, валютной спекуляцией, способствовать решению проблемы безработицы. Поэтому страны предпочитают режим регулируемого плавания валютного курса, поддерживая его разными методами валютной политики. Возврат к твердым валютным паритетам маловероятен. Вместе с тем обязательства стран—членов МВФ по регулированию валютных курсов расплывчаты и декларативны, хотя устав Фонда предусматривает введение стабильных, но регулируемых паритетов.

    Таким образом, проблемы Ямайской валютной системы  порождают и объективную необходимость ее дальнейшей реформы. Прежде всего речь идет о поисках путей стабилизации валютных курсов, усилении координации валютно-экономической политики ведущих держав. Валютная солидарность диктуется их стремлением усовершенствовать мировой валютный механизм, который является одним из источников нестабильности мировой и национальных экономик. Но соперничество трех центров лежит в основе валютных противоречий.

    2.3 Роль МВФ в мировой  валютной системе

    Международный валютный фонд (МВФ) является центральным  учреждением международной валютно-финансовой системы, которая позволяет странам вести между собой экономические операции. Являясь единственным международным учреждением, полномочия которого предусматривают ведение активного диалога практически со всеми странами по вопросам экономической политики, МВФ служит главным форумом для обсуждения как вопросов экономической политики стран в глобальном масштабе, так и вопросов, имеющих большое значение для стабильности международной валютно-финансовой системы.

    История создания и цели МВФ. Международный валютный фонд был учрежден в 1945 году, когда первые 29 стран подписали его Статьи соглашения для содействия оздоровлению мировой экономики. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, США. Сейчас фондом управляют 184 государства, то есть почти все страны мира.

    Целями  его работы являются укрепление международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, обеспечение финансовой стабильности, развитие международной торговли, содействие высокой занятости и устойчивому экономическому росту, временное предоставление кредитов государствам — членам для исправления диспропорций в платежных балансах.

    МВФ также оказывает техническую помощь правительствам и центральным банкам государств — членов и проводит подготовку кадров в сферах своей компетенции.

    С момента основания МВФ в мире произошел беспрецедентный рост реальных доходов. И хотя выгоды экономического роста не распределяются равномерно, в большинстве стран уровень благосостояния резко возрос по сравнению, например, с периодом между двумя мировыми войнами. Это отчасти объясняется совершенствованием проводимой экономической политики, в том числе политики, которая стимулировала рост международной торговли и помогла сгладить экономический цикл чередующихся подъемов и спадов.

    Структура МВФ. МВФ подотчетен своим государствам — членам, и эта подотчетность является необходимой предпосылкой его эффективности. Повседневную работу МВФ выполняет Исполнительный совет, представляющий все 184 государства.

    Исполнительный  совет состоит из 24 исполнительных директоров, и его председателем является Директор-распорядитель. Заседания Исполнительного совета обычно проводятся в течение полного рабочего дня три раза в неделю, а в случае необходимости — чаще, в штаб-квартире организации в Вашингтоне. Пять крупнейших акционеров МВФ (Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция и Великобритания), а также Китай, Россия и Саудовская Аравия имеют собственные места в Совете. Остальные 16 исполнительных директоров избираются на двухлетний срок соответствующими группами стран.

    Исполнительный  совет избирает Директора-распорядителя, который назначается на пятилетний срок с возможностью переизбрания. В настоящее время должность Директора-распорядителя занимает Родриго де Рато, бывший вице-премьер по экономическим вопросам и министр экономики Испании.

    Совет управляющих, в котором все государства  — члены имеют своих представителей, является высшим руководящим органом МВФ. Обычно он проводит заседания один раз в год — на Ежегодных совещаниях МВФ и Всемирного банка. Каждое государство назначает управляющего и заместителя управляющего. Важнейшие вопросы политики, касающиеся международной валютной системы, рассматриваются два раза в год на заседаниях комитета управляющих, который называется Международным валютно-финансовым комитетом, или МВФК.

    Источники средств МВФ. Основным источником средств МВФ являются взносы в рамках квоты государств — членов, которые они платят при вступлении в МВФ или после периодических пересмотров, в ходе которых размер квот увеличивается. Квоты призваны отражать относительную долю государства — члена в мировой экономике: чем больше экономика страны по объему выпуска продукции и чем больше объем и шире разнообразие ее внешней торговли, тем, как правило, выше уровень ее квоты.

    Рекомендации  по мерам политики и глобальный контроль. При осуществлении надзора за экономической политикой государств — членов МВФ в основном рассматривает результаты экономики в целом, часто именуемые макроэкономическими показателями. В центре внимания МВФ находится макроэкономическая политика страны — то есть политика, связанная с государственным бюджетом, регулированием процентных ставок, денежно-кредитной сферы и обменного курса, а также политика в отношении финансового сектора. МВФ также уделяет должное внимание мерам структурной политики, влияющим на макроэкономические показатели, включая политику в отношении рынка труда. МВФ консультирует каждое государство — член относительно возможных путей совершенствования его политики в этих областях для более эффективного достижения таких целей, как: высокая занятость, низкая инфляция и устойчивый экономический рост.

    Статьи  соглашения МВФ предусматривают  контроль над международной валютной системой, в том числе посредством  строгого «надзора» за курсовой политикой  государств — членов. Согласно Статьям соглашения, каждое государство — член обязуется сотрудничать с МВФ в обеспечении упорядоченности валютных режимов и содействии стабильности системы обменных курсов

    Страны, вступившие в МВФ в период с 1945 года по 1971 год, обязались поддерживать привязку своих валютных курсов на определенных уровнях, которые могли корректироваться только для устранения «фундаментального неравновесия» платежного баланса и с согласия МВФ. Эта, так называемая бреттонвудская, система обменных курсов действовала до 1971 года, когда правительство США временно отменило конвертируемость доллара США в золото. С тех пор члены МВФ вправе выбирать любые формы курсовых режимов по своему усмотрению (кроме привязки своей валюты к золоту). Однако согласно Статьям соглашения каждое государство — член обязуется сотрудничать с МВФ в обеспечении упорядоченности валютных режимов и содействии стабильности системы обменных курсов.

Информация о работе Мировой валютный рынок