Мировой транспорт и мировая связь как необходимая инфраструктура процесса глобализации мирового хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

Появление глобальных систем производства ведет к увеличению размеров компаний, вовлеченных в международное производство, и соответственно к расширению пространственных масштабов их деятельности. Международное производство ТНК в большинстве случаев представляет комплексные, развитые и высоко координированные цепи производства и распределения. Вертикальная интеграция и внешние связи — две основы функционирования международных компаний — не могут осуществляться без развитой коммуникационной системы.

Содержание

1. Введение.
2. Мировая связь.
3. Мировая транспортная система.
4. Основные направления развития.
5. Положительное и отрицательное влияние сети Интернет на образ жизни человека.
6. Заключение.

Работа содержит 1 файл

КР СПвМХ.docx

— 48.34 Кб (Скачать)

 

 

Мировой транспорт  и мировая связь как необходимая  инфраструктура процесса глобализации мирового хозяйства

 

 

3 курс

 

«Экономика и  управление»

 

 

 

 

 

 

 

План работы:

1. Введение.

2. Мировая связь.

3. Мировая транспортная система.

4. Основные направления  развития.

5.  Положительное и  отрицательное влияние сети Интернет  на образ жизни человека.

6. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 
 Начиная с 70-х годов текущего столетия ярко выраженной чертой хозяйственной  жизни выступает ее интернационализация  и прежде всего интернационализация  производства. Появление глобальных систем производства ведет к увеличению размеров компаний, вовлеченных в  международное производство, и соответственно к расширению пространственных масштабов  их деятельности. Международное производство ТНК в большинстве случаев  представляет комплексные, развитые и  высоко координированные цепи производства и распределения. Вертикальная интеграция и внешние связи — две основы функционирования международных компаний — не могут осуществляться без  развитой коммуникационной системы.

Связь и транспортировка  грузов и пассажиров сильно зависят  от пространственной структуры спроса и предложения товаров и услуг  на мировой арене. В процессе совершенствования  производства и распределения связь  и транспортная индустрия со своей  стороны открывают возможности  производителей и потребителей изменять традиционные методы и концепции  производства, распределения и потребления. Они помогают реализовать региональные преимущества размещения производительных сил, связывают на воспроизводственном  уровне всю экономическую систему  в единое целое.

Связь и транспорт играют важную роль в создании ВМП. В развитых странах в этих сферах хозяйства  создается 9,5%, в среднеразвитых — 6,8% и в бедных странах — 5,4% ВВП. Чем  выше уровень развития производительных сил в подсистемах мирового хозяйства, тем активнее влияют транспорт и  связь на социальные процессы в обществе, выступая средством интенсификации общественных отношений, содействуя мобильности  населения, более рациональному  его размещению.

 

2. Мировая связь

 
 Связь, коммуникационные системы являются важным элементом воспроизводственного процесса в глобальном масштабе. Связь  представляет собой совокупность отраслей, объединенных общим целевым назначением  — передачей и распределением различного рода информации. Связь  служит стержнем системы управления хозяйственными процессами. Специалисты  считают, что страны, разрабатывающие  новые всемирные средства связи, в будущем веке будут обладать такой экономической и даже политической властью, как страны, строившие железные дороги, занимали господствующее положение  в прошлом веке. Мировое хозяйство  находится на пути к информационной стадии развития, в которой связь, информационная техника будут существенным, если не важнейшим элементом его  функционирования. Связь — составная  часть быстро развивающейся информационной сферы на всех ее уровнях, как национальном, так и глобальном.

Усложнение структуры  хозяйственных комплексов, высокая  взаимозависимость отраслей хозяйства, отдельных предприятий на национальном и международном уровнях требуют  оптимизации систем управления. В  быстро меняющихся условиях важное значение приобретают оперативность принятия экономических решений, точность и  своевременность получения информации, что вызывает быстрый рост и совершенствование  связи. Объем услуг международной  связи за 1985 —1995 гг. увеличился примерно в 5 раз. Темпы их прироста значительно  выше, чем мирового продукта, достигнув  в начале 90-х годов 15—20%. Связь  становится самым большим в мире предприятием. Сбыт средств связи  и услуг, связанный с распространением сообщений и изображений, составляет 3,9% ВМП, причем на долю телекоммуникационных услуг приходится более 40%.

Виды связи. В зависимости от предоставляемых услуг, технической базы связь подразделяется на два основных вида: почтовую и электрическую.

Производственная деятельность предприятий почтовой связи включает прием от отправителей, обработку, пересылку  и доставку адресатам письменной корреспонденции, посылок, денежных переводов, периодических изданий и другие услуги.

Электрическая связь - это  передача и прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений  и звуков и сообщений любого рода по проводной, радио, оптической и другим электрическим системам. К электрической  связи относятся телефонная, видеотелефонная, телеграфная, факсимильная связь, передача данных, радиовещание, телевидение, электронная  почта.

В зависимости от технической  базы и организации производственных процессов по передаче информации в  связи выделяется ряд подотраслей основной деятельности. Среди них важнейшее место занимает телефонная, телевизионная и космическая связь.

Региональные  уровни развития. Развитие национальных региональных и международных рынков услуг связи в основном определяется уровнем экономического развития стран регионов. Ведущее место по объему этих услуг в 1992 г. занимала ЕС -35,2%, на втором месте - Северная Америка – 30,7, далее страны ЕАСТ - 8,2, страны Азии - 11,8, страны Центральной и Восточной Европы - 3,5, страны Ближнего и Среднего Востока - 3,2, Южной Америки - 1,6, Австралия и Новая Зеландия -1,9%. Самые высокие показатели в международных услугах связи, в частности в телефонных переговорах, отмечаются в малых промышленно развитых европейских странах (Люксембург — 424, Швейцария - 209, Бельгия - 82, Австрия - 82 минуты на одного жителя в 1991 г.). В целом в промышленно развитых капиталистических странах на каждого жителя приходится 21 минута, а в мире - 7,3 минуты международных телефонных разговоров.

Большинство населения мира не имеет доступа к телефону –  одному из основных средств связи. В 1993 г. на 100 жителей мира приходилось  менее 10 телефонных номеров, а в 70 странах  Третьего мира на каждые 100 человек - менее 5 номеров. В странах ОЭСР насчитывается 50 телефонных номеров на 100 жителей. По насыщенности телефонной связью выделяется Швеция — 68,3 телефонных номеров, а внизу  списка — Чад — 0,07 номеров на 100 человек. Многие страны стоят ближе  к Чаду, чем к Швеции, включая  страны Азии, Латинской Америки и  Восточной Европы.

Резкие контрасты отмечаются не только между регионами и подсистемами, но и внутри них. Даже в Западной Европе имеются большие различия, например, в Португалии приходится 32, а во Франции 52 телефонных аппарата на каждые 100 жителей.

Основная часть услуг  сферы связи охватывает внутренние рынки. В Западной Европе на них приходится 80% услуг телекоммуникационных компаний. Среди оставшейся части 4/5 представляют трансевропейские услуги, а не межконтинентальные. Большая часть из них охватывает расстояние до 1000 км.

Структурные сдвиги. 70—80-е годы отмечены крупными сдвигами в технике и технологии электрической связи. В этот период связь перешла на новую производственно-техническую базу, связанную с внедрением электронной техники, спутников связи, волоконно-оптических кабелей, цифровой технологии, что привело к расширению перечня информационных услуг. Они стали включать трансляцию управленческих данных, электронную почту и т.д.

Развитие национальных и  мировых коммуникаций в значительной степени определяется быстрым внедрением оптоволоконных кабелей. В конце 80-х  годов они соединили США и  Западную Европу, в три раза увеличив объем телефонной связи. Затем оптоволоконные кабели были проложены между США и Японией, США и Австралией, Британией и Японией. Преимущество этой связи очевидно: один оптоволоконный кабель обеспечивает более 8000 разговоров одновременно, а медный — 40.

С 1957 г., когда Советский  Союз запустил первый искусственный  спутник, возникла возможность создания спутниковой системы связи через  ретрансляторы. Через один ретранслятор могут одновременно работать многочисленные наземные станции, находящиеся на больших  расстояниях. Использование космический  связи в целях экономического развития началось в 70-е годы. В 80-е  годы она вышла на региональный и  международный уровни.

Линии спутниковой связи  так же, как и наземные радиорелейные  и кабельные линии связи, передают универсальную информацию — телефонные сообщения, телеграфные и фототелеграфные  сигналы, телевизионные и радиовещательные программы, а также любую цифровую информацию. Они выступают как  часть общей сети электросвязи, охватывающей как наземные, так и спутниковые  линии.

Объем услуг спутниковой  связи быстро растет — 10—15% в год, что связано с преимуществами использования спутниковых систем для передачи информации, особенно при осуществлении связи с  труднодоступными и отдаленными  районами и движущимися объектами. Мировая система спутниковой  связи включает 94 действующих спутника, которые обеспечивают почти 2 тыс. ретрансляторов в шести географических зонах. В  США эксплуатируется в среднем 500—550 ретрансляторов или 27% всех ретрансляторов в мире. Спутники связи принадлежат  девяти компаниям, включая «Эласком», «Америкэн сэтелайт», «Эй Ти Ти комьюникейшенз». В Европе функционирует порядка 380 ретрансляторов. Здесь предоставлением услуг занимается региональная организация «Этелсат», созданная в 1977 г. Осуществляется программа создания европейских спутников связи. На орбите находятся два ее спутника связи. В Азиатско-Тихоокеанском регионе пять стран — Япония, Австралия, Индонезия, Китай, Индия — имеют спутники. На Ближнем Востоке действуют две спутниковые системы. В Латинской Америке Бразилия и Мексика осуществляют программы запуска спутников связи.

Наряду с национальными  системами функционируют международные  сети спутниковой связи. Крупнейшей международной организацией, на долю которой приходится более 80% телефонных разговоров между континентами, является «Интелсат», созданная в 1964 г. и объединяющая 117 стран. Ей принадлежат 17 спутников связи, и она использует свыше 700 наземных станций. С 1980 г. действует «Инмарсат» — морская спутниковая организация, в которую входят 69 членов. Она использует четыре действующих спутника и обеспечивает 25 тыс. потребителей в основном в традиционной для нее форме: судно — берег.

В 80-е годы появилась местная  подвижная связь, которая растет быстрыми темпами. В начале 90-х годов  было 7,8 млн. переносных телефонов, но уже  в начале 1994 г. стало 34 млн., в том  числе в Западной Европе — 8,9 млн. телефонов. Быстрый рост спроса на персональную подвижную связь означает, что  в конце века половина телефонных разговоров будет осуществляться через  переносные телефоны.

Этот вид связи также  становится международным. Группа международных  консорциумов включилась в гонку  по созданию глобальных мобильных телефонных систем. Лидерами выступают «Иридиум» — консорциум, ведомый американской «Мотороллой», и «Инмарсат-П» — дочерняя компания международной спутниковой организации, базирующейся в Лондоне. В частности, проект глобальной спутниковой системы «Иридиум» предполагает размещение на низких круговых околоземных орбитах 66 космических аппаратов. Данная система должна обеспечить глобальную персональную связь с помощью портативных абонентских устройств, предоставляя услуги телефонной и факсимильной связи.

Отмеченные изменения  в инфраструктуре телекоммуникаций открыли дорогу многим новым возможностям использования связи. Первичные  сети связи служат основой для  построения вторичных информационных сетей. Информационные сети, осуществляющие передачу данных между получателями и ЭВМ и ЭВМ между собой  получили название компьютерных или  информационно-вычислительных сетей. С их помощью передаются данные, организуются компьютерные телеконференции, обеспечивается доступ к информационным ресурсам и банкам.

В создании информационных сетей в наибольшей степени преуспели  США, европейское предпринимательство  оказывается в невыгодном положении. В США созданы сети, охватывающие практически весь мир. Так, «Интернет» имеет 5 млн. базовых, принимающих ЭВМ, которые объединены в мировую  сеть. Предпринимательские услуги занимают основное место, опережая услуги учебным  заведениям. Наиболее широко сеть «Интернет» используется для электронной почты, это наиболее дешевый вид международных  коммуникаций.

В Японии с 1987 г. функционирует  комплексная информационная система, объединяющая национальные сети телефонной, факсимильной и телексной связи  между фирмами и организациями. Крупнейшей из этих сетей является «Кептин». В настоящее время решается задача создания региональной коммутационной системы Восточной Азии.

Отмеченное выше неравенство  в средствах связи дополняется  несбалансированным состоянием самих  информационных ресурсов и их неравномерным  распределением между странами, которое  не менее важно, чем распределение  продуктов питания или энергии. Отношение потоков информации между  индустриальными и развивающимися странами оценивается как 100:1.

Внедрение новой техники  и технологии приводит не только к  росту объема услуг связи, но и  к снижению издержек производства в  результате увеличения передающих мощностей. Издержки на телефонные разговоры в  конце 80-х годов снижались ежегодно на 10%. Технические возможности воспроизводить и передавать информацию развиваются  быстрее, чем способность организационно использовать их. В традиционной связи  цена развития новых поколений систем нередко превышает 1 млрд. долл., а  жизненный цикл этих систем под влиянием конкуренции становится все короче. Для обеспечения стабильных позиций  компании должны иметь примерно 15% того или иного рода услуг. В этом случае они оправдывают затраты на НИОКР  и получают прибыль. В результате конкуренция на мировом рынке  информационных услуг усиливается, быстрыми темпами возрастают расходы  крупнейших компаний на информационную технологию. В 1994 г. они составляли 1—4% дохода компаний.

В глобальном масштабе около 45 компаний оказывают телекоммуникационные услуги. В число крупнейших входят «НТТ» (Япония), «ЭйТиТи» (США), «Дойче телеком» (ФРГ), «Франс телеком» (Франция), «Бритиш телеком» (Британия). В целом среди 15 крупнейших компаний ведущие позиции занимают 10 американских компаний. Опыт последних десятилетий показывает, что ни одна даже крупная компания не способна развивать все элементы связи. В начале 70-х годов многие крупные компании в промышленности и кредитной сфере создали собственные системы связи, используя арендуемые линии. В последние годы эти компании или приглашают специализированные информационные объединения управлять их сетями, или прибегают к услугам развитых сетей. Процессы структурной перестройки проходят и среди собственно информационных компаний. При этом полные поглощения отошли на задний план, но во многих случаях сохранение названия малой компании отражает потенциальные возможности ее марки, а не сохранение независимости.

В 1993 г. было положено начало образованию крупных международных  телекоммуникационных союзов, которые  делят рынок телекоммуникационных услуг и потенциально могут превратиться в картельные объединения.

Влияние связи  на использование факторов производства. Развитие современных видов связи и информационных систем способствует дальнейшему повышению эффективности экономики. Информационные системы и сети связи позволяют компаниям оперировать значительным числом данных по товарам, услугам, фирмам, рынкам. Они содействуют быстрому сбору, накоплению, систематизации и анализу данных для принятия оптимальных управленческих решений. По американским оценкам, вследствие качественного и оперативного использования связи издержки производства снижаются на 6—10%, издержки обращения — на 7—20%. Эффективность применения информационных систем на фирменном уровне выражается в сокращении материальных запасов в 3—4 раза, оборотных средств — на 7—10%. Можно сказать, что связь стала средством оптимального использования хозяйственных ресурсов.

Информация о работе Мировой транспорт и мировая связь как необходимая инфраструктура процесса глобализации мирового хозяйства