Мировой рынок услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке - это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости .

Содержание

Содержание.
Введение……………………………………………………………….……..2
Глава 1. Общая характеристика мирового рынка услуг и механизма его функционирования…………………………………………………………..4
1.1. Состав и структура мирового рынка услуг……………………………4
1.2. Специфика международной торговли услугами…………………...…7
1.3. Регулирование рынка услуг…………………………………………….8
Глава 2. Виды международных услуг и сферы их реализации………….10
2.1. Транспортные, таможенные услуги и услуги по международному туризму……………………………………………………………………...11
2.2. Рекламные, информационные и арендные услуги…………………..14
2.3. Финансовые, инжиниринговые и консалтинговые услуги...……….16
Глава 3. Россия на мировом рынке услуг………………………….……...18
3.1. Общая характеристика российского рынка услуг…………………...18
3.2. Торговое посредничество в сфере услуг………………..……………26
3.3. Соглашение ЕС и России об услугах…………………………………27
Заключение…………………………………………………...……..………32
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 62.77 Кб (Скачать)

Результатом переговоров  Уругвайского раунда (с сентября 1986 по 15 декабря 1993 года) было достижение соглашения о либерализации торговли услугами. Расследованию подвергались услуги в области телекоммуникаций, филиалов и транспорта.

С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой составляющей части в пакет документов о  создании Всемирной торговой организации.

 

Глава 2. Виды международных  услуг и сферы их реализации.

Экспорт и импорт услуг, как  и товаров, оформляется контрактом или соглашением. А поскольку часто товары и услуги бывают тесно связаны между собой, то внешняя торговля ими оказывается в одном документе. Так, внешнеторговый контракт купли-продажи содержит условия по товару и услугам, а некоторые его разделы имеют самую тесную связь с реализацией услуг - транспортные условия, рекламации, приемка-сдача, страхование, арбитраж, базисные условия поставки. Особенно много услуг содержат условия реализации машин и оборудования: предпродажный и послепродажный сервис, обслуживание в гарантийный период, послегарантийное обслуживание, обучение персонала и т.д. Предпродажный сервис - важный элемент услуг, позволяющий поставщикам показать покупателю "товар лицом", продемонстрировать все его преимущества, положительные стороны с точки зрения простоты и надежности в эксплуатации. Грамотно организованный предпродажный сервис способствует повышению конкурентоспособности готовых изделий.

Предпродажный сервис при  поставке машин и оборудования - это расконсервация изделий после транспортировки, придание им товарного вида, их наладка и опробование, выписка гарантийного паспорта и т.п.

Большое значение имеет обеспечение  послепродажным сервисом для нормального  функционирования поставленного оборудования, а следовательно, и оценки солидности экспортера.

Организация системы технического обслуживания играет первостепенную роль при определении сбытовой политики. Эффективное обслуживание предполагает высокий уровень гарантийного технического обслуживания и ремонта, предоставление клиентам сервисных услуг, длительных сроков гарантий и бесплатных услуг. Чем лучше экспортер сумеет организовать техобслуживание, тем прочнее его позиции на рынке.

 

2.1 Транспортные, таможенные  услуги и услуги по международному  туризму

Наибольшее значение в  мировой торговле услугами имеют  туризм и транспорт. Самый большой  в мире торговый флот принадлежит  Японии, за ней следуют Великобритания, Германия и Норвегия. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг  доминируют США, за ними идут Великобритания и Франция.

Важное место во внешней  торговле занимает доставка товара от продавца (экспортера) к покупателю (импортеру), так называемое товародвижение. Издержки обращения в системе  товародвижения могут включать следующие  расходы на услуги: на перевозку  товара (транспортные расходы), исчисляемые  как оплачиваемые транспортные тарифы; на транспортировку товара с предприятия  в пункт перевозки (к транспортным средствам или на склад); на перевозку  товара с транспортных средств на склад покупателя; на погрузку товара у отправителя, выгрузку у получателя и возможные перегрузки в пути следования; на хранение товара в процессе перевозки, переупаковку, пересортировку; на поставку и содержание товара на складах до продажи; на упаковку, маркировку, оформление документации, страхование  товара в пути; на оплату грузовых сборов в портах и на погранстанциях, оплату налогов, административных расходов и  т.д. В тех случаях, когда экспортер  считает нецелесообразным заниматься процессом товародвижения, он поручает его транспортно-экспедиторской фирме  за соответствующее вознаграждение за все услуги.

К транспортным услугам относятся услуги по железнодорожному транзиту товаров из стран Западной Европы через территорию России на Восток - Иран, КНР, Дальний Восток (КНДР, Японию) и в обратном направлении, а также воздушным путем.

Операции по международному туризму - это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста.Международный туризм включает выезжающих за границу лиц, не занимающихся там оплачиваемой деятельностью.

Туристские услуги в международном  товарообороте выступают как "невидимый" товар. Характерной особенностью и  своеобразным достоинством этих услуг  как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с  минимальными затратами на месте  и, как правило, без использования  иностранной валюты.

Виды туристических услуг, предлагаемых в качестве товаров, довольно разнообразны. К ним относятся: услуги по размещению туристов; услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране различными видами транспорта; услуги по обеспечению туристов питанием; услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей и деловых интересов туристов; услуги по оформлению документации (паспорта, визы и др.). При осуществлении туристских операций складываются определенные отношения между производителями туристских услуг и туристскими фирмами, с одной стороны, и между туристскими фирмами и клиентами-туристами, - с другой. Характер и содержание этих соглашений различны.

В системе ООН имеется  специальная организация - Всемирная  туристская организация, созданная  в 1975 году, она объединяет правительственные  организации по туризму, цель ее - содействие развитию туризма.

Международный туризм - важный источник валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран.

Таможенные услуги.

При пересечении таможенной границы взимаются установленные  таможенные пошлины, НДС и акцизы, а за производство таможенных услуг - и таможенные сборы. К ним относятся  сборы за выдачу лицензий, таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение товаров, информирование и консультирование, принятие предварительного решения, участие в таможенных аукционах. Таможенные сборы в РФ уплачиваются в размере 0,15% от таможенной стоимости товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Рекламные, информационные  и арендные услуги.

Рекламные услуги.

Рекламная деятельность требует  значительных финансовых средств (оплата расходов за услуги). Определение эффективности  рекламной деятельности предполагает проведение анализа структуры расходов на рекламу, как в целом, так и  по отдельным элементам: на проведение рекламных компаний, на использование  конкретных рекламных средств, на изготовление рекламных материалов и их распределение. Целенаправленность рекламы предполагает ее ориентацию на известный рынок, конкретную группу потребителей.

Арендные услуги (лизинг).

Международные арендные услуги предполагают предоставление внаем товаров, пересекающих границу страны арендодателя. В зависимости от сроков или продолжительности в международной практике различают 3 вида аренды: лизинг - долгосрочная аренда (3 - 5 лет и выше); хайринг - среднесрочная аренда (1 - 3 года); рентинг - краткосрочная аренда (от нескольких часов, дней, месяцев до 1 года). Наибольшее распространение в международной торговле приобрели лизинговые услуги, объем которых постоянно увеличивался, так же как и круг сдаваемых внаем товаров. Это относительно новый вид коммерческой деятельности в международной торговле. Во внешнеэкономической деятельности российских предприятий лизинговые операции имеют преимущественно эпизодический характер.

Информационные услуги.

Важную роль во внешнеэкономической  деятельности играют производители  информационных услуг. Сотни различных организаций в зарубежных странах заняты сбором исходной новой информации, ее аналитической обработкой, хранением и распространением на коммерческой основе. В их числе органы государственной статистики, консультационно-исследовательские фирмы, торговые издательства и торгово-промышленные палаты, ассоциации производителей и т.д. Новые возможности в информационном обеспечении конъюнктурно-ценовой работы открываются благодаря созданию и развитию рынка электронных информационных услуг. Современные компьютерные телекоммуникационные технологии дают доступ практически ко всем видам ценовой информации, которые накапливаются в автоматизированных базах данных (АБД). Услуги по подключению и проведению поиска в этих АБД представляет в России, например, ВАО "Совинцентр", вычислительный центр которого в 1985 году в числе первых подключил свою терминальную секцию к Национальному центру автоматизированного обмена информацией, став удаленным абонентом целого ряда крупных зарубежных информационно-вычислительных сетей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Финансовые, инжиниринговые  и консалтинговые услуги

Мировой рынок финансовых услуг включает банковские, страховые сделки и операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается в 1 трлн. долл.

Финансовая деятельность - сравнительно молодая, но развивающаяся отрасль международных экономических отношений. Наиболее важным ее сектором являются международные перемещения капиталов, которые растут быстрее, чем торговля товарами. В настоящее время в мире насчитывается несколько главных центров, которые соперничают между собой в международном перемещении капиталов. В течение долгого времени в роли главного экспортера капитала в мире выступали США. В последние десятилетия ХХ века страны Западной Европы по масштабам своих заграничных инвестиций превзошли США. Велика роль в экспорте капитала Германии, Англии, Франции. Третьим финансовым центром является Япония. Наряду с ними в последние годы сложились новые финансовые базы в развивающемся мире. Самой мощной из них является группа стран ОПЕК, среди которых выделяются особенно богатые страны - Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ. Значительную часть нефтедолларов они экспортируют, причем 80% из них направляют в промышленно развитые страны.

Разновидностью международной  финансовой деятельности является страхование. Это такая форма экономических отношений, которая предполагает формирование за счет взносов участников этой деятельности целевых фондов для возмещения потерь, связанных со стихийными и случайными действиями природы и человека. Объектом страхования являются все факторы производства, каждый из которых подвержен различным рискам. Во внешнеэкономических связях страхуются сделки, заключаемые иностранными контрагентами. Страховой бизнес характеризуется постоянным расширением числа видов предоставляемых услуг. Они включают различные виды страхования, перестрахования, сервисное обслуживание, трастовые услуги и пр.

Инжиниринговые и консалтинговые услуги.

Инжиниринг (инженерно-консультационные услуги) - обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. Вся совокупность инжиниринговых услуг делится на 2 группы: в первой группе - услуги, связанные с подготовкой производственного процесса (предпроектные, проектные, послепроектные и специальные услуги), во второй группе - услуги по обеспечению нормального хода производства и реализации продукции (работы, связанные с оптимизацией процессов эксплуатации, управлением предприятием и реализацией его продукции, в том числе услуги по осмотру и испытанием оборудования, подбор и подготовка кадров, маркетинговые исследования и пр).

В современных условиях роль инжиниринга как объекта международной  торговли существенно возросла. Данные услуги оказываются специализированными  фирмами, строительными и промышленными  компаниями на коммерческой основе.

Консалтинг представляет собой особый вид консультационных услуг, которые предоставляются фирмам и предприятиям в форме консультаций по экономическим вопросам на коммерческой основе. Эти консультации оказывают специализированные фирмы по широкому кругу проблем - делают аналитические обзоры экономической деятельности предприятий за определенный срок, дают прогнозы функционирования рынков, разрабатывают технико-экономические обоснования разных проектов и т.д. Консалтинговые фирмы разрабатывают также для предприятий и компаний экспортно-импортную стратегию. При этом они действуют как на национальной территории, так и за рубежом, открывая там собственные филиалы или участвуя в смешанных компаниях аналогичного направления.

 

Глава 3. Россия на мировом  рынке услуг

3.1 Общая характеристика  российского рынка услуг

В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача - ускорить развитие сферы услуг. В 2000 г. на долю рассматриваемых отраслей в России приходилось 23% ВВП и 37% общей численности занятых, т.е. эти показатели были в 2 - 2,5 раза ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В 2006 г. эти показатели составили соответственно 53 и 50%, однако в преобладающей части их рост связан с более глубоким падением материального производства.

Динамика производства ВВП  в России за период с 1990 по 1994 г.

(в сопоставимых ценах,  в % к 2000 г.)

 

2001

2002

2003

2004

ВВП

95,0

81,2

74,2

64,8

в т. ч.:

производство товаров

93,9

76,8

67,5

55,2

производство услуг

98,1

91,5

88,4

85,9

из него:

рыночные услуги

96,7

90,3

87,4

84,9

нерыночные услуги

100,6

88,2

84,2

82,0

косвенно измеряемые услуги финансового посредничества

177,2

199,0

234,4

251,1


 

Как показывают приведенные  данные, за период с 2000 по 2004 г. В России при общем падении объема ВВП  на 35,2% наибольший спад наблюдался в  сфере производства товаров, объем  которого в 2004 г. составлял только 55,2% от соответствующего уровня 2000 года. Менее  существенным за этот период было снижение объемов ВВП для отраслей производства услуг, которое составило 14%. При  этом в отдельных отраслях наблюдался довольно устойчивый рост объемов ВВП. В производстве рыночных услуг такая  тенденция была характерна для отраслей, специализирующихся на операциях с  недвижимым имуществом (прирост ~ 5%), в  коммерческой деятельности по обеспечению  функционирования рынка (рост более  чем в 3 раза), жилищном хозяйстве (5,8%), в сфере финансов, кредита и  страхования (57%) и др. Реальный прирост  объемов ВВП в отраслях производства нерыночных услуг наблюдается только в жилищном строительстве (6,2%). В  сфере финансового посредничества наблюдался существенный прирост ВВП (более чем в 2,5 раза).

Информация о работе Мировой рынок услуг