Мировой рынок информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Динамичное развитие общества на современном этапе, усложнение технической и социальной инфраструктуры явились причиной того, что информация стала таким же стратегическим ресурсом экономики, как и традиционные (труд, капитал, материальные и энергетические) ресурсы. В последние годы XX в. многие государства приступили к стратегическому планированию развития национальной информационной инфраструктуры, так как информация стала играть особую, первостепенную роль в жизни общества. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы передачи информации потребителю, стали важнейшим фактором жизни общества и средством повышения эффективности всех сфер деятельности. Поэтому одним из основных понятий современной рыночной экономики является информационный рынок, функционирование которого оказывает существенное влияние на развитие производства и предпринимательства. На сегодняшний день на информационном рынке создаются продукты, которые соизмеримы по объему с отраслями традиционной экономики и которые становятся важнейшим рычагом ускоренного экономического развития, интеграции государств в глобальные экономические процессы и инструментом политического влияния в регионе и мире.

Содержание

1.Мировой информационный рынок: понятие, содержание, сущность.

2.Функционирование мирового информационного рынка.

3.Перспективы мирового информационного рынка.

4.Перспективы его развития в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

журнал.docx

— 109.10 Кб (Скачать)

     Намечается  появление нового вида читателя —  «легкий» читатель, который настолько  занят, что у него просто нет много  времени на медиа. Он с первого  же контакта должен удовлетворить свою потребность в информации и сделать  это быстро. «Легкий» читатель ищет в газете простоту и быстроту прочтения, удобство и лаконичность формы.

     Существует  проблема разработки правовых вопросов существования СМИ в сети Интернет, так как основные понятия, по которым  определяется, является ли данный (печатный) продукт СМИ: периодичность, постоянное название, текущий номер, тираж, распространение (тиражирование), не всегда применяются  в мировой сети.

     Рынок непериодической печати представлен  следующими регионами, которые являются лидерами книгопечатания: американским, азиатским и европейским.

     К середине 1990-х гг. мировой оборот книжного рынка оценивался в 80 млрд дол. США, 1/3 из которых приходилась на абсолютного лидера американского региона — Соединенные Штаты. В 2002 г. американские издательства выпустили 150 тыс. наименований общим тиражом около 2,5 млрд экземпляров, а оборот вырос почти до 27 млрд дол. США [20, с. 13].

     Второе  место занял азиатский регион с лидирующими странами Китаем и  Японией. Так, количество выпускаемых  наименований в Китае почти достигло американского уровня, а совокупный тираж составляет более 5 млрд экземпляров при годовом обороте свыше 11 млрд дол. США. Япония отстает от своего соседа по количеству наименований, которое приближается к 70 тыс., зато ежегодный совокупный тираж книжных изданий доходит здесь до 1 млрд экземпляров, а годовой доход меньше всего лишь на 1 млрд дол. США.

     Лидирующую  группу замыкают страны европейского региона с примерно равным годовым  оборотом (около 10 млрд дол. США) — Великобритания и Германия. Великобритания выпускает 125 тыс. наименований изданий. Германия в 2001 г. установила национальный рекорд, подняв уровень выпуска до 90 тыс. наименований, хотя совокупный тираж при этом несколько снизился — до 526 млн экземпляров [20, с. 13].

     В Республике Беларусь по состоянию на 1 августа 2007 г. информационный рынок  представляют 1244 печатных периодических  издания, 9 информационных агентств, 60 программ телевещания, 156 программ радиовещания, 629 издательств [19].

     Таким образом, рассмотрев различные подходы  к пониманию информационного  рынка и его структуры, можно  вывести основные тенденции и  новые явления, распространенные на отдельных сегментах мирового информационного  рынка: на рынке прессы и непериодической  печати, аудиовизуальных и электронных  средств массовой информации. В соответствии с полученными мировыми экономическими данными можно сформулировать ряд  рекомендаций по совершенствованию  информационного рынка в Республике Беларусь.

1. Присоединение  Республики Беларусь к мировым  соглашениям в сфере книгоиздания, электронных и печатных СМИ  (например, к Флорентийскому соглашению  о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера  на льготных условиях).

2. Принятие в  законопроектах механизмов правового  регулирования сетевых СМИ.

3. Подготовка  предложений по совершенствованию  организационных и экономических механизмов обеспечения и реализации процессов развития отдельных сегментов информационного рынка в республике.

4. Усиление государственной  поддержки по выходу продуктов,  созданных на белорусском информационном  рынке, за рубеж.

5. Актуализация  освещения в иностранной печати  и электронных СМИ государственной  политики Республики Беларусь  с целью усиления заинтересованности  иностранных граждан в покупке  продукта белорусского информационного  рынка.

6. Улучшение  работы редакций и издательств  по прогнозированию финансово-экономической  деятельности с целью стабилизации  своей работы и регулярного  выпуска изданий.

7. Повышение  конкурентоспособности редакций  и издательств на внешних рынках  путем совершенствования содержательного  наполнения, улучшения дизайна и  верстки изданий и программ.

8. Расширение  сети кабельных операторов и  основного пакета телепрограмм  и услуг, предоставляемых операторами  кабельных сетей; содействие подготовке  и переподготовке квалифицированных  кадров теле- и радиожурналистов, которые должны на высоком  творческом уровне решать важнейшие  задачи государственной информационной  политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1. Андрианов,  Т. В. Информатизация общества  и бизнес / Т. В. Андрианов, А.  И. Ракитов. М., 1992.

2. Боканов, А. А. Информационный аспект современной экономики: начала теоретического анализа: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 / Волгоград. гос. ун-т. Волгоград, 2000.

3. Больше, чем  пресса // Новости СМИ. 2005. № 1. С. 22.

4. Введение в  информационный бизнес: учеб. пособие / под ред. В. П. Тихомирова, А. В. Хорошилова. М.: Финансы и статистика, 1996.

5. Винер, Н.  Кибернетика, или Управление и  связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Наука; Гл. ред. изд.  для зарубеж. стран, 1983.

6. Гринберг, А.  С. Информационные технологии  организации и управления внешнеэкономической  деятельностью: учеб. пособие / А. С. Гринберг, Л. Е. Тимошек. Минск, 1996.

7. Гуревич, С.  М. Экономика отечественных СМИ. 23-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

8. Дашевская, И. Мировой рынок масс-медиа: радио [Электронный ресурс] // Каталог сайтов www.linkpost.ru. Режим доступа: <http://www.linkpost.ru/news107241.html>. Дата доступа: 24.12.2006.

9. Дедюхина, А. Конец карьеры мистера «М»: кризис медиабизнеса полностью изменит расклад сил на рынке [Электронный ресурс] // Новый маркетинг. 2002. № 10 (16). Режим доступа: <http://marketing.web-standart.net/article-0$t!3$pa!4-=25$a!-15041.htm>. Дата доступа: 16.10.2002.

10. Делягин, М.  Г. Мировой кризис: общая теория  глобализации: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003.

11. Домненко, Г. Б. Производство информационных благ в современной экономике: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.01 / Москов. гос. ун-т. М., 2007.

12. Интернет наступает  на телерекламу [Электронный ресурс] // Журнал Вебпланета. Режим доступа: <http://webplanet.ru/news/lenta/2005/4/21/innetv.html>. Дата доступа: 21.05.2007.

13. Костюк, А.  Цифре место // Коммерсантъ. 2006. 1 дек.

14. Лозовский,  Б. Н. Журналистика: кр. словарь. М., 2004.

15. Ожегов, С.  И. Толковый словарь русского  языка. М., 2004.

16. Рыженкова, И. К. Рынок информации: особенности и проблемы развития // Вестник Москов. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1995. № 1. С. 50—62.

17. Садовская,  Т. В. Формирование рынка информационных  продуктов и услуг в Республике  Беларусь: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Институт экономики НАН Беларуси. Минск, 2004.

18. Сёмкина, Н. Н. Государственное регулирование рынка информационных продуктов и услуг: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.01 / Орлов. гос. тех. ун-т. Орел, 2005.

19. СМИ [Электронный  ресурс] // Мин-во информации Респ. Беларусь. Режим доступа: <http://www.mininform.gov.by/main/massmedia>. Дата доступа: 15.08.2007.

20. Стрелкова,  И. А. Становление и развитие  российского рынка информационных  продуктов и услуг (теория, методология,  практика): автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Всеросс. гос. налог. акад. М., 2006.

21. Тамбовцев,  В. Л. Пятый рынок: экономические  проблемы производства информации. М.: Изд-во МГУ. 1993.

22. Bell, D. The coming of post-industrial society. N.Y., 1973.

23. 2006 China Statistical Yearbook. Beijing: China Statistical Press, 2006.

24. World Press Trends 2006 / World Association of Newsapers. Paris, 2006. 
 
 
 
 

Информация о работе Мировой рынок информации