Мировой рынок и международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

В сложном комплексе международных экономических отношений, включающих научно-техническое сотрудничество, движение капиталов, миграцию трудовых ресурсов и пр., главенствующая роль принадлежит международной торговле, удельный вес которой составляет около 80 процентов совокупного стоимостного объема всего многообразия международных экономических отношений (без учета банковских операций).

Содержание

Введение……………...…………………………………………………….......3
Сущность мирового рынка товаров и услуг и его характеристики…... ...4
Международная торговля: структура и динамика……………...………...7
Тесты……...………………………………………………………………...13
Заключение…………………………………………………………………...15
Список использованной литературы……………………………...……...16

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.42 Кб (Скачать)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  мировой экономике на тему:

«Мировой рынок и международная торговля»  
 
 
 
 
 

                                                   Преподаватель: З.Р. Каримова

                                                   Студент: И.Р. Фаткуллина   

                                                   Факультет:  финансы и кредит 

                                                   Курс: ФНО 1поток         

                                                    
 
 
 
 
 

Уфа - 2011 

                                                План работы

       

  Введение……………...…………………………………………………….......3

  1. Сущность мирового рынка товаров и услуг и его характеристики…... ...4
  2. Международная торговля: структура и динамика……………...………...7
  3. Тесты……...………………………………………………………………...13

Заключение…………………………………………………………………...15

  Список  использованной литературы……………………………...……...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Национальные  рыночные экономики развиваются  не изолировано, а в тесном взаимодействии друг с другом. Ни одна страна в мире не может произвести всю современную  номенклатуру товаров, которых насчитывается  десятки миллионов, обеспечить себя сотнями различных услуг, инвестиционными  и трудовыми ресурсами, высококвалифицированными специалистами. Страны удовлетворяют  растущие потребности личного и  производственного характера посредством  взаимного обмена и сотрудничества в производстве, научных исследованиях, решении экологических и других глобальных проблем, требующих объединения  финансовых, технических, профессиональных и иных ресурсов. По мере развития производительных сил взаимозависимость национальных экономик возрастает, социально-экономическое  развитие стран все более определяется масштабами, разнообразием и эффективностью их экономических отношений с  остальным миром, которые в совокупности образуют систему международных  экономических отношений. 

     В сложном комплексе международных  экономических отношений, включающих научно-техническое сотрудничество, движение капиталов, миграцию трудовых ресурсов и пр., главенствующая роль принадлежит международной торговле, удельный вес которой составляет около 80 процентов совокупного стоимостного объема всего многообразия международных  экономических отношений (без учета  банковских операций).

     Важность  этого обстоятельства и характеризует  актуальность данной работы. 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность мирового  рынка товаров  и услуг и его  характеристики 

    Мировая экономика – сложная, подвижная система, объединяющая свыше 200 стран и территорий, в которой за последнюю четверть века произошли крупные перемены.

    Существенно изменил конфигурацию мировой экономической  системы, соотношение социально-политических сил в мире развал СССР. Перестал существовать один из центров мировой  деловой активности, в мировом  хозяйстве практически стал доминировать один полюс – США. Почти повсеместно возобладали капиталистические товарно-денежные отношения. Мировое хозяйство изменилось не только в социальном, но и в технологическом отношении. Оно переживает очередной технологический переворот. Качественные преобразования мировых производительных сил происходят под влиянием научно-технического прогресса (НТП). В индустриальных странах идет информационная революция – информатика, связь, широкое внедрение информационной техники и технологий сокращают значение временного фактора в экономических процессах. Изменился облик и характер производства продукции.

    Огромные  сдвиги произошли в развитии производительных сил. Мировое производство почти  в два раза обгоняло рост населения. Под влиянием НТП произошли глубокие сдвиги в отраслевой структуре экономики, в промышленно развитых странах  Запада в основном возобладал интенсивный  тип развития. Развитие валютно-кредитных  отношений опережало производство и торговлю. Мировой рынок ссудных  капиталов превратился в один из центральных элементов мировой хозяйственной системы.

     Быстрый рост и устойчивость экономических  связей между странами ведет к  активному развитию мирового рынка как развитой сферы товарного обмена. Хотя мировой рынок отличается от  рынков отдельных стран и не может рассматриваться как их совокупность, но между мировым и внутренними рынками, как и между ценами на этих рынках, существует тесная взаимосвязь, осуществляемая прежде всего через каналы международной торговли. Последняя, позволяет преодолевать ограниченность национальной ресурсной базы, увеличивать емкость внутреннего рынка, обеспечивать получение дополнительного дохода за счет разницы издержек производства, а также расширять масштабы производства за счет привлечения иностранных ресурсов.

     Современный мировой рынок представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений по обмену произведенных национальных продуктов. Субъектами этих отношений могут выступать государства, отдельные организации и предприятия, частные лица. Так же, как и внутри страны, в структуре мирового рынка можно выделить рынки товаров и услуг, рынки труда, капитала, и, кроме того, - рынки достижений науки и техники. В составе последнего все большее значение приобретают информационные рынки. Можно выделить и отдельные рынки по региональному признаку – европейский, азиатский, южноамериканский, дальневосточный и др.

     Для того чтобы страна могла торговать  на мировом рынке, ей необходимо иметь  ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных  товаров и услуг, пользующихся спросом  на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а  также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения  и пр.

     Два встречных потока товаров и услуг  образуют экспорт и импорт каждой страны. Экспорт – это продажа и вывоз товара за границу, импорт – покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок – внешнеторговый оборот.

     На  мировом рынке, как и на любом  рынке, формируются спрос и предложение, и поддерживается стремление к рыночному  равновесию.

     По  горизонтали оси Q располагается объемы производства товара, а по вертикали Р – цены. Спрос показан кривой D, а предложение – кривой S. Равновесия будут отражать точки Е, равновесные цены – Рх и Рy. 

     

     Рис.1. Спрос и предложение на мировом  рынке

     Таким образом, на мировом рынке всегда сбалансируются спрос и предложение  на экспортируемые и импортируемые  товары, а мировая цена находится  между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами.

     Мировой рынок всегда представляет собой  арену жесточайшей конкурентной борьбы, поэтому удержаться на нем  значительно сложнее, чем на внутреннем рынке. Помимо конкуренции на положение  отдельных субъектов мирового рынка  оказывает влияние и изменение  структуры международного товарооборота  под воздействие различных факторов.

     Долговременные  структурные сдвиги возникают, как  правило, под воздействием изменений  в условиях производства, и, прежде всего под влиянием научно-технического прогресса. В современных условиях значительно уменьшился удельный вес  сырьевых товаров, и возросла доля продукции  обрабатывающей промышленности. Современная  технология, технические знания и  другая информация превратились в специфический  товар, спрос на который постоянно  растет, так же как и на продукцию  электротехнической и электронной  промышленности. В то же время существует ряд стран, традиционно торгующих сырьевыми и энергетическими ресурсами. 

  1. Международная торговля: структура  и динамика
 

     Международная торговля, совокупность внешней торговли различных стран мира. На протяжении нескольких тысячелетий, со времени зарождения цивилизаций, вывоз товаров в зарубежные страны в обмен на иноземные товары являлся неотъемлемой чертой мирового хозяйства. В 19 в. стремительный рост производства и развитие средств транспорта и связи привели к огромному расширению сферы внешней торговли и увеличению ее объема. Тем не менее, на протяжении большей части 20 в. действовала тенденция к снижению доли пересекающих границы товаров и услуг в совокупном мировом объеме производства.

     Обычно  систему международной торговли понимают как сферу товарного  обмена между странами на базе международного разделения труда. Такая трактовка  международной торговли отражает лишь международный уровень товарных потоков, обусловленный межстрановым разделением труда, на котором происходит торговля традиционными товарами. Международная  торговля базируется, однако, не только на международном разделении труда, но и на становлении и развитии мирохозяйственного разделения труда  Современное состояние общественного  разделения труда наделяет торговлю рядом новых специфических черт. Речь идет, прежде всего, о том, что  современная международная торговля отражает не только обмен традиционными  товарами, но и движение новых товарных форм.

           Традиционные товары. К традиционным товарам можно  условно отнести: товар-продукт, товар-услуга.

           Товар-продукт. Первоначально  наибольший удельный вес в мировом  товарном обращении занимали товары, материализованные в продуктах Традиционный товар-продукт включает два основных компонента топливо-сырьевые и сельскохозяйственные товары; промышленные товары, машины и оборудование. Динамика международной торговли традиционными товарами-продуктами такова, что удельный вес промышленных товаров, машин и оборудования возрастает. Это вызвано тремя основными причинами:

     1. Усилением международного разделения  труда между развитыми странами, что позволяет:

     а) произвести структурную перестройку  экономики;

     6) увеличить долю наукоемких отраслей;

     в) значительно сократить потребление  сырья и топлива;

     г) увеличить производство новых промышленных товаров, машин и оборудования.

     2. Ростом удельного веса развивающихся  стран в качестве экспортеров  готовых изделий и полуфабрикатов  в развитые страны.

     3. Модернизацией сельского хозяйства  и индустриализацией развивающихся  стран. Это влечет за собой  значительное увеличение производства  и потребления сырья, продовольствия, топлива, что фактически означает:

     а) увеличение ресурсной базы под развитие добычи полезных ископаемых (преимущественно  экспорт из развитых стран);

     б) увеличение ресурсной базы для обеспечения  развивающихся стран продовольствием (преимущественно экспорт из развитых стран).

           Товар-услуга. Товар-услуга включает в себя следующие компоненты:

     I. Производственные услуги:

  • ноу-хау,
  • лицензии;
  • транспортные услуги;
  • инжиниринговые услуги и т.д.

     II. Услуги потребительского характера:

  • туризм;
  • социально-культурные услуги (образование, здравоохранение, спорт и т.д.).

           Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с торговлей товаром-продуктом.

     1.Услуги, в отличие от товаров, производятся  и потребляются в основном  одновременно и не подлежат  хранению. Поэтому большинство видов  услуг базируется на прямых  контактах между их производителями  и потребителями.

     2. Сфера услуг обычно больше  защищается государством от иностранной  конкуренции, чем продукты сферы  собственно материального производства.

     Перед международной торговлей услугами встает большее количество таможенных барьеров, чем перед торговлей  обычными товарами.

     3. Не все виды услуг, в отличие  от товара-продукта, могут быть  широко вовлечены в международный  хозяйственный оборот. Так, например, вряд ли можно рассчитывать  на заметный рост торговли  коммунальными и бытовыми услугами.

Информация о работе Мировой рынок и международная торговля