Мировой рынок и его структура. Механизм функционирования мирового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной мною темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

Работа содержит 1 файл

мировая.docx

— 46.31 Кб (Скачать)

По соответствию действующему законодательству:

    1. Легальный рынок (открытый, узаконенный)
    2. Нелегальный рынок («черный» и «серый»). Возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами,свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).

По рганизации рыночного обмена:

    1. Оптовый рынок.
    2. Розничный рынок.
    3. Экспортный рынок.
    4. Импортный рынок.

С учетом ассортимента товаров:

    1. Замкнутый рынок, где товары только первого производителя.
    2. Насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей.
    3. Рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей.
    4. Смешанный рынок, но котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой.

    Координацию всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм "наводит порядок в потенциальном хаосе" прежде всего через цены.

      Цены выступают сигналом, дающим  информацию об условиях на  рынке как для потребителей, так  и для производителей. Они служат  маяком, по которому хозяйствующие  субъекты могут сверять свой  выбор, преследуя частный интерес.  Через цены суммируются и балансируются  бесчисленные индивидуальные экономические  решения. Цены рассматриваются  в западной экономической литературе  организующей силой. 

      Важную роль в рыночном механизме  играет конкуренция. Она сдерживает  частные интересы, направляет их  на производство общественно  необходимых товаров. Конкуренция  непременно приводит к тому, что  ограниченные ресурсы используются  более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.

    К преимуществам рынка западные экономисты относят:

    1. эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
    2. возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства;
    3. гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;
    4. оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;
    5. свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;
    6. способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышения качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

      Чтобы поддерживать конкурентоспособность  своей продукции, фирмы стремятся  расширять свой ассортимент, повышать  качество, снижать издержки и  т. д. Если же в отраслях  неправильно оценили спрос и  выпустили, например, много женских платьев и меньше блузок, то рынок незамедлительно отреагирует на это: цены на блузки возрастут, соответственно выручка пойдет на увеличение выпуска блузок, а производители женских платьев будут заинтересованы в перепрофилировании производства на пошив блузок и на изменение фасона платьев.

    Но  рынок имеет и негативные стороны:

    1. не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
    2. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;
    3. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;
    4. в условиях рынка порою игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений;
    5. не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т. д.);
    6. не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Индивидуумам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;
    7. не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;
    8. рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;
    9. подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами.

     Решение  перечисленных выше задач берет  на себя государство. 

     Современная  рыночная экономика промышленно-развитых стран Запада характеризуется:

    1. насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей;
    2. ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. Быстрая реакция на спрос покупателей привела к изготовлению, например, так называемых камкордеров (видеокамер, смонтированных вместе с видеомагнитофоном в одном портативном корпусе), дисковой аппаратуры, автомобилей с пониженным расходом горючего и т.д. Каждый год только на рынок радиоаппаратуры поступает более 700 новых моделей и модификаций;
    3. меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат;
    4. происходит изменение форм предпринимательской деятельности. Начиная с 70-х годов, наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночной экономике ведущих стран Запада стал играть мелкий бизнес. Эта организационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможностей, на широкое использование творческого потенциала отдельной личности;
    5. в современных условиях конкуренция становится регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения степени информированности всех хозяйственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции;
    6. в современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

    В самом общем виде мировой рынок  – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда  и других факторов производства.

Информация о работе Мировой рынок и его структура. Механизм функционирования мирового рынка