Мировой рынок и его структура. Механизм функционирования мирового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной мною темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

Работа содержит 1 файл

мировая.docx

— 46.31 Кб (Скачать)

5 Хайкман Д. Современная микроэкономика: анализ и примечание. Т1. М

    Важную  роль в рыночном регулировании имеет  соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. В  результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или  менее оптимальных экономических  пропорций.

    На  рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал Адам Смит: « Предприниматель имеет в  виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой  направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя  свои собственные интересы, он часто  более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда  сознательно стремится служить  им»[6].

    В современных условиях экономика  управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

    Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой  продукции, необходимых товаров  с наименьшими затратами и  получением достаточной прибыли. Выполнение рынком стимулирующей функции очень  важно для развития экономики. Без  давления рынка работники предприятия  будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей, а  в результате произойдет падение  объемов производства и уровня индивидуального  материального благосостояния.

    Ценообразующая  или эквивалентная функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь собственно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

    Контролирующая  функция мирового рынка  выполняет  роль главного контролера конечных результатов  производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

    Посредническая  функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически  обособленные производители в условиях глубокого  общественного разделения труда  должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без  рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и  экономическая связь между конкретными  участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике  с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность  выбора оптимального поставщика ( с  точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового  обслуживания и других параметров). В тоже время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

    Информационная  функция дает участникам рынка через  постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.  
 
 
 
 

    6 Смит А. Исследование о природе  и причинах богатства народов.  М.,1962

    Санирующая  функция означает очищение рынка и экономики наиболее демократичным путем от экономически неэффективных структур (экономических операторов) и улучшение условий деятельности для наиболее сильных из них. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых , нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течении трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной среде и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.

    Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

    Функция реализации интересов рыночных субъектов  обеспечивает взаимосвязь этих интересов. Экономический интерес продавцов  состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

    Из  сущности рынка и его функций  логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция мирового рынка» и  «роль мирового рынка» тесно связаны  между собой. Функция и роль –  это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция  непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.

    Роль  мирового рынка в общественном производстве сводится к следующему:

    1. Выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.
    2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.
    3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.
    4. «Санитарная» роль мирового рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

    Такова  сущность рынка как политэкономической категории, свойственная в той или  иной степени всем этапам развития цивилизации. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат  естественно – исторического  развития человеческого общества рынок  включат исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические  особенности развития народов, вобравших в себя все богатство многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается.

    Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных  элементов рынка, их удельный вес  в общем объеме рынка.

    Признаками  любой структуры являются:

    • тесная связь между ее элементами;
    • определенная устойчивость этих связей;
    • целостность, совокупность данных элементов.

    Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит  от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры рынка.

    По  объектам:

  1. Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля – продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя – домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:
        • рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);
        • рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;
        • рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.
    1. Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:
        • рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения;
        • особой категорией рынка недвижимости выступает земля. Под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей – продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду.
    1. Рынок факторов производства предполагает куплю – продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.
    1. Рынок труда, или рабочей силы (входит в рынок факторов производства) это свободная продажа каждым трудоспособным человеком своих возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.
    2. Рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства). К нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынкахарактерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально – экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли – продажи, патенты, лицензии.
    3. Денежный рынок – это рынок купли – продажи краткосрочныхвзаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.
    4. Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, т.к. он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – окциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие, на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.
    5. Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт – информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.
    6. Рынок инноваций – это специфическая область купли – продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально – экономические новшества, патенты (рынок лицензий – здесь объектом купли – продажи служат патентные и безпатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков)

По субъектам:

    1. Рынок покупателей – предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.
    2. Рынок продавцов – значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание.
    3. Рынок государственных учреждений – совокупность актов купли – продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
    4. Рынок промежуточных продавцов – совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

      По  общественному разделению труда:

    1. Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны.
    2. Региональный рынок.
    3. Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию.
    4. Мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По уровню насыщения:

    1. Равновесный рынок – спрос и предложение примерно совпадают.
    2. Дефицитный рынок – спрос превышает предложение.
    3. Избыточный рынок – предложение превышает спрос.

По степени  зрелости:

    1. Неразвитый рынок.
    2. Развитый рынок.
    3. Формирующийся рынок.

По степени  ограниченности конкуренции:

    1. Свободный рынок. Регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей.
    2. Монополистический рынок. Условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция.
    3. Олигополистический рынок – это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями.
    4. Смешанный рынок.

Информация о работе Мировой рынок и его структура. Механизм функционирования мирового рынка