Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг., рост протекционизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его влияние на крупнейшие капиталистические страны.
Поставленная цель достигается через решение следующих задач:
изучить предпосылки и сущность экономического кризиса;
изучить влияние кризиса на экономику стран Западной Европы и США;
изучить последствия влияния мирового экономического кризиса на капиталистическую экономику.
Хронологические рамки: 1929-1933 гг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

ГЛАВА I Мировой экономический кризис
1.1 Биржевой крах 24 октября 1929 г. в Нью-Йорке……………………………..4
1.2. Мировой экономический кризис ………………………………………………….5-7
1.3. Мировой экономический кризис и его особенности в Великобритании…………………………………………………………………………….…….8-19
1.4. Особенности мирового экономического кризиса во Франции……………………………….10-11
1.5. Особенности экономического кризиса в Германии………………………………………………………………………………………..…..12-13
1.6. Мировой экономический кризис и его особенности в Италии………………………………………………………………………………………………….14-16
1.7. Влияние мирового кризиса на экономику Японии………………………..17
Глава II Протекционизм……………………………………………………..………..18-19
Заключение …………………………………………………………………………20-21

Работа содержит 1 файл

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг., рост протекционизма. .docx

— 46.39 Кб (Скачать)

Кроме того, правительству консерваторов  удалось получить крупный внешний  займ, с целью восстановления платежного баланса.

Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта.

За Великобританией вынуждены  были последовать страны входящие в  так называемый стерлинговый блок (25 государств - страны Скандинавия, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и др. включая британские колонии и  доминионы), которые устанавливали  курс своих валют на основании  английского фунта. Помимо этого, страны блока, что облегчило стране немалые  выгоды от данной операции. Члены блока, ориентируясь на стерлинг были вынуждены  покупать английские товары и одновременно поставлять сырье и продовольствие.

В отношениях со странами - конкурентами, сохранявшими некоторое время золотой  паритет национальных валют (США, Германия, Франция, Италия и др.), Англия получила преимущество за счет повышения ценовой  конкурентоспособности своих товаров, что способствовало усилению политики протекционизма в этих странах. В  силу последнего обстоятельства и Великобритания наконец отказалась от принципа фрейредерства, перейдя к политике жесткого протекционизма.

В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933г. Англия удалось  достичь стабилизирующего эффекта. Как видим, это происходит в основном за счет использования имеющихся  у Великобритании преимуществ в  отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем  рынке и достаточно жесткого внутреннего  экономического курса, что отличало ее антикризисную политику от 2Нового курса2 Рузвельта. Следует отметить, что уже в 1934г. жесткая бюджетная  политика экономии начинает несколько  смягчаться, о чем свидетельствует  рост заработной платы, восстановление пособий по безработице , снижения размера  подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.

Начавшийся в 1934г. подъем подкрепился  существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с  вооружением. Наряду с этиммеры правительства  по оздоровлению финансовой системы, жесткая  политикапротекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслей экономики, что впрочем  существенно не изменило имевшиеся  внутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная промышленность продолжали стагнировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Особенности мирового экономического кризиса во Франции.

Мировой экономический кризис распространился  на Францию несколько позднее, в 1930г., зато он был более продолжительным  и глубоким. В кризисный период произошла крайняя радикализация  внутриполитических отношений, что  было обусловлено отличной от других стран социальной структурой французского общества, а также политическими  традициями страны.

Наряду с усилением демократических  и леворадикальных течений появилась  тенденция к фашизации страны. Упорная борьба между различными политическими силами в свою очередь  определила особенности антикризисной  политики и во многом повлияла на длительность кризиса.

Подавление коммунистами и социалистами в феврале 1934г. попытки фашистского  путча (за которым стояли не только фашистские организации, но и часть  крупных монополий, представители  церкви.) вызвало заметный рост влияния  двух левых партий: социалистической (СФИО) и коммунистической (ФКП), объединившихся в Народный фронт, и соответственно, падение авторитета правительства.

Народный фронт (единая организация  левых антифашистских сил) к началу 1936г. включал в себя еще и организацию  радикал-социалистов, движение интеллигенции  «Амстерам - Плейель» и др.

Программа народного фронта была ориентирована  в основном на удовлетворение ближэайших нужд широких слоев граждан. Среди  самых основных требований следует  отметить6 создание национального фонда  безработицы, сокращение рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение числа рабочих мест (за счет уменьшения порога пенсионного возраста, организация  масштабных общественных работ и  др.)

4 июля 1936 года было создано первое  правительство Народного фронта (во главе с премьер - министром  Л.Блюмом), 7 июля было подписано  соглашение между всеобщей конфедерацией  труда (ВКТ) и предпринимателями  об увеличении заработной платы,  признании профсоюзов и института  цеховых старост. Соглашение предусматривало  введение 40-часовой рабочей недели, предоставление оплачиваемых отпусков , признание системы коллективных  договоров.

Этот документ и большая часть  положений платформы Народного  фронта были закреплены законодательно парламентом страны. Это было триумфом народного фронта и кульминацией рабочего движения в его поддержку.

Увеличение расходов по социальным статьям поставило правительство  перед проблемой непомерно разбухшего дефицита государственного бюджета. Это  заставило правительство пойти  на первую девальвацию франка, что  не замедлило отрицательно сказаться  на уровне жизни самых широких слоев граждан. Левая направленность политики правительства социалистов способствовала усилению бегства капиталов из страны, углублению процесса сокращения производства, появлению иных форм противодействия правительственному кризису со стороны, прежде всего крупного капитала.

В этих условиях правительство Блюма  не решалось поставить под государственный  контроль деятельность Французского банка  и начать налоговую реформу. Пауза  в действиях правительства вызвала  политический кризис и как результат - смену кабинета министров.

Правительство социалиста - радикала Камиля Шотана попыталось найти компромисс между интересами широких слоев  населения и представителей крупного капитала за счет некоторого ограничения  требований программы Народного  фронта. Однако, несмотря на существенное свертывание бюджетных расходов, состояние финансовой системы еще  более ухудшилось, что вынудило правительство  вторично произвести девальвацию национальной валюты.

Непоследовательность антикризисных  действий привели к расколу внутри самого Народного фронта, в результате чего трансформировалась и его программа.

В результате нового правительственного кризиса весной 1938г. формируется 2-й  кабинет Блюма, который проводит дальнейшее свертывание политики Народного  фронта.

За счет сокращения социальных ассигнований Блюм надеялся ускорить военно-оборонительное строительство в стране. Одновременно в качестве источников средств для  выполнения оборонной программы  правительством были названы : увеличение размеров налога на капитал, на привилегированные  предприятия, на сверхприбыли оборонных  предприятий, а так же установление жесткого государственного контроля за валютными операциями, импортом и  некоторые другие мероприятия. Политика пересмотра доходной и расходной  статей бюджета вызвала недовольство представителей крупных промышленных и финансовых кругов, с одной стороны, и не получила широкой поддержки  граждан, с другой, что определило скорое падение кабинета.

Сформированное в апреле 1938г. правительство  Эдуарда Даладье окончательно отказалось от программы Народного фронта на основе полученных им от парламента чрезвычайных полномочий.

Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 30-х годов, что во многом объясняется непоследовательностью  антикризисных мероприятий, а по сути отсутствием согласованной  общенациональной программы выхода из кризиса. В результате этого Франция  существенно уступила свои позиции  на мировых рынках. Некоторое оживление  в экономике страны было вызвано  накануне войны усилением государственных ассигнований на военное строительство.

1.5. Особенности экономического кризиса в Германии.

Зависимое положение в достаточной  мере неокрепшей экономики Германии определило глубину кризиса 1929-1933 гг. в стране.

Своей нижней точки он достиг в 1932г. поразив промышленный сектор (68 тыс. предприятий стали банкротами), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (около 8 млн. чел).

Прекращение помощи со стороны ведущих  стран, которые также испытывали экономический кризис, усугубило  положение Германии.

Неспособность режима Веймарской республики эффективно противодействовать экономическому кризису, обострению социальных противоречий, стремление монополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках , растущая ностальгия широких общественных кругов граждан по былому величию  Германии в условиях резкого падения  жизненного уровня, безразличие к  внутренним проблемам Германии со стороны  правительств других стран было главным  фактароми установления фашистского  режима в стране в 1933г.

Экономическая политика фашизма носила ярко выраженный этатистский характер. Антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер, преследовали не только тактические цели вывода экономики в режим роста, но и  стратегические - возвращение утерянных  территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, завоевание мирового господства.

Эта стратегия и определила формы  и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием которого становится тотальная милитаризация народного  хозяйства.

Нацисты создают мощный аппарат  государственного регулирования экономики, явившейся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, людских и прочих ресурсов.

Ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому  построению германского хозяйства, об оброне империи и др. позволили  установить жесткий контроль государства  над большей частью промышленного  потенциала. Закон об организации  национального труда создал нормативную  базу для становления принудительного  труда.

Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра - Главного хозяйственного совета, перераспределявшего финансовые, людские и сырьевые ресурсы, прежде всего в военный комплекс за счет гражданских отраслей.

Таким образом, в условиях фашистской диктатуры при отсутствии необходимых  средств на широкомасштабные военные  инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, самоизоляции страны методы государственного регулирования изначально приобрели ярко - выраженные прямые административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой «ариизации» предприятий. Росла доля участия государства в акционерных кампаниях.

Такой вариант интервенции государства  в хозяйственную жизнь оказались  весьма эффективными и позволили  в течении 1934г. покончить с кризисом прежде всего в тяжелой промышленности и на этой основе обеспечить быстрые  темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении  кризиса были весьма призрачными, т.к. не устраняли народохозяйственные  диспропорции явившиеся его причиной, а напротив углубляли их.

Продолжение политики милитаризации  экономики, таким образом, не решало задачи восстановления оптимальных  хозяйственных пропорций , расширения внутренних и внешних рынков, оздоровления финансовой системы и т.д. Впрочем, нацистское правительство и не стремилось к решению данных проблем.

Только развязывание внешней агрессии могло временно отодвинуть неотвратимую хозяйственную катастрофу. Поэтому  с 1935г. Германия все более втягивается  в военные конфликты и в  конечном счете развязывает Вторую мировую войну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Мировой экономический кризис и его особенности в Италии.

Экономический подъем был прерван  охватившим в 1929г. все экономически развитые страны мировым экономическим  кризисом. В Италии кризис положил  начало новому этапу становления  фашистского режима. Под предлогом  принятия антикризисных мер фашистское государство полностью поставило  под свой контроль основные отрасли  экономики. Усилился процесс концентрации финансового и промышленного  капитала, монополизации экономики  страны. Правительство Муссолини  отдавало приоритет монополистам, что  существенно затрагивало интересы мелких и средних собственников. Сумма правительственных субсидий крупным монополистам достигла 10 млрд. лир, государство приобретало тысячи акций и облигаций промышленных предприятий. В итоге оно стало  одним из крупнейших акционеров, в  его руках были сосредоточены  мощные рычаги для оказания не только административного, но и экономического воздействия на политику крупных  монополистических объединений.

Экономическая политика фашистского  государства способствовала росту  авторитета Муссолини в кругах крупных  предпринимателей. Ведущие представители  финансово-промышленного капитала - Донегани, Мотта, Пирелли, Аньелли, Вольпи и др. - стали одновременно и руководителями корпораций соответствующих отраслей, заняли крупные посты в фашистской иерархии. Фактически в стране сложилась  система государственно-монополистического капитализма. Отдельные концерны полностью  господствовали в итальянской экономике. Наиболее крупными из них являлись химический и горнорудный трест  “Монтекатини”, электроэнергетический  “Эдисон”, резиновый “Пирелли”, металлургический и оружейный “Терни” и некоторые  другие.

Вместе с тем, в годы кризиса  существенно сократился сектор мелких частных предприятий. В 1929-1932 гг. потерпело  финансовый крах, разорилось или было поглощено более сильными конкурентами 12661 предприятие. Большая часть разорившихся предпринимателей была вынуждена идти работать на крупные предприятия  или государственную службу.

Централизация управления экономикой имела и другие негативные последствия. Она привела к бюрократизации экономической системы и бурному  расцвету коррупции среди чиновников.

Вместе с тем, по сравнению с  экономикой нацистской Германии, уровень  монополизации в Италии был все  же значительно ниже. Итальянским  фашистам не удалось полностью подчинить  себе экономику, сохранялся сектор частных  предприятий, в том числе и  крупных. Действие рыночных механизмов сильно ограничивалось, но они не были полностью разрушены.

Информация о работе Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг., рост протекционизма