Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:33, курсовая работа
Динамичное развитие общества на современном этапе, усложнение технической и социальной инфраструктуры явились причиной того, что информация стала таким же стратегическим ресурсом экономики, как и традиционные (труд, капитал, материальные и энергетические) ресурсы. В последние годы XX в. многие государства приступили к стратегическому планированию развития национальной информационной инфраструктуры, так как информация стала играть особую, первостепенную роль в жизни общества. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы передачи информации потребителю, стали важнейшим фактором жизни общества и средством повышения эффективности всех сфер деятельности.
Следует рассмотреть
1) возрастание роли
2) развитие способности к
3) ликвидация промежуточных
4) глобализация;
5) конвергенция.
Рассмотрим эти тенденции.
Возрастание роли информационного продукта.
Информационный продукт (ИП) выступает
в виде программных средств,
баз данных и служб
В мире бизнеса
Способность информационных технологий к взаимодействию.
Следующей тенденцией развития
ИТ является способность к
взаимодействию между всеми
Ликвидация промежуточных звеньев.
По мере того как информационные технологии все глубже проникают в различные сферы мирового бизнеса, они изменяют различные стоимостные показатели, на которых базируется конкуренция. Это влечет за собой структурные изменения в других отраслях экономики, выражающиеся в такой тенденции, как ликвидация промежуточных звеньев. Последнее означает устранение тех стадий, которые включают посредников между потребителями и производителями. В частности, в банковской сфере уменьшается роль мелких банков, так как на внедрение информационных технологий требуются значительные ресурсы. Информационные технологии уже в настоящее время обеспечивают возможности для ликвидации промежуточных функций внутри компаний и между ними. Телемаркетинг и система заказов "компьютер - компьютер" устраняют, например, промежуточные торговые организации. Покупатели, имеющие доступ к терминалам общего пользования (так называемым "электронным киоскам"), заказывают имеющиеся в продаже товары.
Глобализация.
Еще одной тенденцией развития информационных технологий как составной части мирового рынка высоких технологий является глобализация информационного бизнеса. Теоретически любой человек (или фирма) является сегодня возможным потребителем информации. Поэтому возможности информационного рынка по-прежнему являются беспредельными, хотя и существует довольно жесткая конкуренция между основными производителями. К традиционно сильным производителям, таким как США, Япония, Франция, Великобритания и ФРГ, в последние годы добавились фирмы Австралии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура. Одной из главных причин интенсификации мировой конкуренции является распространение спроса на конкретные виды ИТ в мировом масштабе. Несмотря на различие рынков, продукция, пользующаяся спросом в Америке, фактически аналогична той продукции, на которую существует спрос в Японии и Европе. Наличие пяти основных факторов обуславливает этот процесс:
· различный уровень знаний
в области ИТ, определяющий темпы
ее распространения, которые
· соотношение "стоимость — эффективность" ИТ;
· правительственная поддержка;
· стандартизация;
· сравнительные достоинства
сосуществующих и
Сегодня в информационном
Отмечается нарастание роли
В начале XXI века для Европы
характерно некоторое
Конвергенция.
Глобализация
непосредственно связана с
Конвергенция формирует
1) Потребительский сегмент
2) Обеспечение бизнеса включает
потребление продукции и услуг
ИТ в ходе реализации
3) Интеллектуальная работа
Создание новой продукции и
необходимость быстрой ее
1. Компании должны стремиться
к конвергенции с близкими
или родственными
2. Фирмы должны стремиться к
достижению прочного и
3. Компании должны подходить к
выбору перспективных
4. При наличии потенциально-
Конвергенция, таким образом, выступает
как многомерный процесс,
Мировой рынок информационных услуг имеет следующие особенности:
• Значительное увеличение в последние годы спроса на информацию. Многие фирмы начали ощущать нехватку информации для управления деятельностью своих предприятий, и прежде всего для выработки рыночной стратегии, разработки долгосрочных программ и выбора перспективных направлений производства и сбыта. Повышение спроса на информацию вызвано общим усложнением структуры управления компаниями, необходимостью принятия ими аргументированных решений на основе прогнозной информации.
•
Внедрение принципиально новой
технологии на базе быстрого развития
электронно-вычислительной техники. При
современных каналах связи
•
Быстрое расширение программного обеспечения,
составляющего базу новой технологии
в информационных системах. Темпы
увеличения программного обеспечения
даже на фоне общих сравнительно высоких
темпов прироста основных составляющих
информатики опережали в конце 80-х — начале
90-х гг. основные показатели экономического
развития.
• С появлением новых, более сложных ЭВМ стоимость технических средств и программирования в абсолютном значении в целом возрастает, причем затраты фирм на разработку и внедрение информационных систем значительно превышают расходы на приобретение и развитие электронно-вычислительной техники.
Основными субъектами рынка информационных услуг являются компании — владельцы банков данных и посредники. Владельцами информации являются издательские и исследовательские организации, обладающие мощной финансовой и технической базой, обширной сетью клиентов, а также их филиалы, и владельцы информации получают от своих филиалов, клиентов данные, которые обрабатывают, хранят и на коммерческой основе передают посредникам. Посредники в свою очередь передают информацию потребителям. В связи с возрастанием объема перерабатываемой информации наиболее сложными вопросами для владельцев является выбор техники и методов обработки, хранение массивов данных и их поиск. Для решения этих вопросов создается специальное программное обеспечение, которое вместе с массивами информации составляет банк данных.
В настоящее время важнейшими компонентами рынка информационных продуктов и услуг являются:
Техническая
и технологическая
Нормативно–правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. (Закон "Об информации, информатизации и защите информации"; Закон "Об авторском праве и смежных правах"; Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Закон " О правовой охране топологий интегральных схем").
Информация о работе Мировой информационный рынок: перспективы развития и функционирования