Мировой информационный рынок: перспективы развития и функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Динамичное развитие общества на современном этапе, усложнение технической и социальной инфраструктуры явились причиной того, что информация стала таким же стратегическим ресурсом экономики, как и традиционные (труд, капитал, материальные и энергетические) ресурсы. В последние годы XX в. многие государства приступили к стратегическому планированию развития национальной информационной инфраструктуры, так как информация стала играть особую, первостепенную роль в жизни общества. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы передачи информации потребителю, стали важнейшим фактором жизни общества и средством повышения эффективности всех сфер деятельности.

Работа содержит 1 файл

Мировая Экономика (курсовая).doc

— 187.50 Кб (Скачать)

        Следует рассмотреть современные тенденции развития информационных технологий, как основного инструмента высоких технологий.

       1) возрастание роли информационного  продукта;

       2) развитие способности к взаимодействию (совместимости);

       3) ликвидация промежуточных звеньев  (непосредственность);

       4) глобализация;

       5) конвергенция.

        Рассмотрим эти тенденции.

      Возрастание роли информационного продукта.

        Информационный продукт (ИП) выступает  в виде программных средств,  баз данных и служб экспертного  обеспечения. ИП в форме различного  рода информации является источником человеческих знаний. Следовательно, деятельность интеллектуальных работников в большей степени зависит от содержания, точности и своевременности получаемой информации. ИП призвана донести информацию до места создания и использования знаний. Отсюда возрастающее значение ИП, причем в разных аспектах. Информационная часть ИП расширяет кругозор людей, позволяет более эффективно использовать ресурсы, а развлекательная – обеспечивает досуг.

        В мире бизнеса интеллектуальные  работники принимают решения, разрабатывают изделия, продают и покупают товары и услуги, предоставляют рекомендации, которые определяют ход дел фирмы. Эффективность работы любой компании напрямую зависит от уровня квалификации сотрудников.

      Способность информационных технологий к взаимодействию.

        Следующей тенденцией развития  ИТ является способность к  взаимодействию между всеми физическими  и логическими элементами системы.  Один из важнейших факторов  для обеспечения совместимости  взаимодействия — появление новых  стандартов на программные и аппаратные средства, дисплеи, базы данных и сети, что повлекло за собой процессы стандартизации.

      Ликвидация  промежуточных звеньев.

      По  мере того как информационные технологии все глубже проникают в различные  сферы мирового бизнеса, они изменяют различные стоимостные показатели, на которых базируется конкуренция. Это влечет за собой структурные изменения в других отраслях экономики, выражающиеся в такой тенденции, как ликвидация промежуточных звеньев. Последнее означает устранение тех стадий, которые включают посредников между потребителями и производителями. В частности, в банковской сфере уменьшается роль мелких банков, так как на внедрение информационных технологий требуются значительные ресурсы. Информационные технологии уже в настоящее время обеспечивают возможности для ликвидации промежуточных функций внутри компаний и между ними. Телемаркетинг и система заказов "компьютер - компьютер" устраняют, например, промежуточные торговые организации. Покупатели, имеющие доступ к терминалам общего пользования (так называемым "электронным киоскам"), заказывают имеющиеся в продаже товары.

      Глобализация.

      Еще одной тенденцией развития информационных технологий как составной части  мирового рынка высоких технологий является глобализация информационного бизнеса. Теоретически любой человек (или фирма) является сегодня возможным потребителем информации. Поэтому возможности информационного рынка по-прежнему являются беспредельными, хотя и существует довольно жесткая конкуренция между основными производителями. К традиционно сильным производителям, таким как США, Япония, Франция, Великобритания и ФРГ, в последние годы добавились фирмы Австралии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура. Одной из главных причин интенсификации мировой конкуренции является распространение спроса на конкретные виды ИТ в мировом масштабе. Несмотря на различие рынков, продукция, пользующаяся спросом в Америке, фактически аналогична той продукции, на которую существует спрос в Японии и Европе. Наличие пяти основных факторов обуславливает этот процесс:

        · различный уровень знаний  в области ИТ, определяющий темпы  ее распространения, которые варьируются  в широких пределах в зависимости  от сферы применения и от  особенностей страны;

        · соотношение "стоимость —  эффективность" ИТ;

        · правительственная поддержка;

        · стандартизация;

        · сравнительные достоинства  сосуществующих и взаимозаменяемых  технологий.

        Сегодня в информационном бизнесе,  как и в целом в сфере  экономики, сложились три крупнейших  центра — США, Япония, Западная  Европа, между которыми и разворачивается вся конкурентная борьба. Основные итоги этой борьбы в конце 80-х - начале 90-х годов характеризуются следующим. Наметилось общее ослабление американских позиций на мировом рынке информационных технологий. США сегодня доминируют только в области поставок компьютерного оборудования (75%) и программных средств (65%), доля высокотехнологичных отраслей в ВВП США составляет по разным оценкам от 4,5 до 9%.

        Отмечается нарастание роли Японии. С конца 70-х годов она произвела  около 50% мирового объема потребительской электроники. В настоящее время на североамериканском рынке доля японских производителей конторского оборудования составляет в области копировальной аппаратуры свыше 40%, в области калькуляторов и факсимильного оборудования — около 100%.

        В начале XXI века для Европы  характерно некоторое отставание  в области ИТ. Европейские компании, специализирующиеся на ИТ, за  редким исключением нескольких  производителей мирового класса, рассматриваются как полностью  и, возможно, навсегда утратившими  способность конкурировать на мировом рынке ИТ. Такое заключение неизбежно следует из проведенного опроса общественного мнения. Общая доля европейских компаний на внутреннем рынке составляет только 30 - 40% общего объема поставок ИТ. Среди 100 крупнейших частных компаний и фирм только 19 – европейские. Все страны Европы являются нетто-импортерами ИТ, и их торговый дефицит в области новейших технологий растет. Но правительства европейских государств, несмотря на скептическое отношение к их деятельности со стороны руководства частных компаний, способствуют возрождению своей промышленности ИТ. НИОКР в области ИТ нашли поддержку не только со стороны отдельных правительств: они привлекли внимание руководства ЕС, которое выработало несколько программ по содействию в развитии ИТ. Примером является программа ESPRIT (Европейская стратегическая программа исследований в области информационных технологий).

      Конвергенция.

      Глобализация  непосредственно связана с конвергенцией. Ранее сферу производства и сферу  услуг можно было легко определить и дифференцировать. Однако описанные выше "информационные тенденции" меняют традиционные представления. Некоторые виды продукции и услуг разграничить достаточно просто. Пишущие машинки и калькуляторы — это продукция, телекс и радиовещание — это услуги. Сложнее обстоит дело, когда речь идет, например, о телексной аппаратуре и ТВ-приемниках, которые приобретают конкретную значимость только в совокупности с вышеупомянутыми видами услуг. Примерами являются системы кодировки брокерских операций, банковские аппараты, а также системы энергоконтроля. Кроме того, определенные виды продукции и услуг, выполняя одинаковые функции, становятся по существу взаимозаменяемыми.

        Конвергенция формирует сегодня  свой собственный рынок ИТ, основными  сегментами которого являются следующие элементы.

       1) Потребительский сегмент включает  передачу информации и развлечений  и потребление их частными  лицами. Такое потребление может  осуществляться дома, в личном  автомобиле, местном торговом центре  или номере гостиницы. Многие индивидуальные услуги могут быть получены также служащими фирмы со своих АРМ.

       2) Обеспечение бизнеса включает  потребление продукции и услуг  ИТ в ходе реализации различных  видов деловой деятельности: закупки,  производство-обслуживание, маркетинг,  физическое распространение. Использование  ИТ в этой области, как правило,  чрезвычайно интенсивно.

       3) Интеллектуальная работа относится  к потреблению и передаче информации  среди научных работников, менеджеров  и других специалистов.

        Создание новой продукции и  необходимость быстрой ее конвергенции  вызывают стремление к всестороннему  сотрудничеству фирм в области ИТ. Успех здесь во многом зависит от четырех обстоятельств.

       1. Компании должны стремиться  к конвергенции с близкими  или родственными предприятиями.

       2. Фирмы должны стремиться к  достижению прочного и долговременного  положения на рынке, которое может быть обеспечено совместными усилиями.

       3. Компании должны подходить к  выбору перспективных партнеров  со стратегических позиций.

       4. При наличии потенциально-стратегического  партнера поставщик ИТ до совершения  сделки должен четко представлять, какие условия партнерства обеспечат максимальные преимущества.

        Конвергенция, таким образом, выступает  как многомерный процесс, обусловленный  развитием других четырех "информационных  тенденций". Конвергенция услуг  является наглядным примером  доминирующего значения информационного продукта, доступ потребителя к которому осуществляется посредством систем, способных к взаимодействию, что приводит, в свою очередь, к ликвидации промежуточных звеньев и традиционных каналов распространения, способствует глобализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Мировой рынок информационных услуг имеет  следующие особенности:

      • Значительное увеличение в последние  годы спроса на информацию. Многие фирмы  начали ощущать нехватку информации для управления деятельностью своих  предприятий, и прежде всего для выработки рыночной стратегии, разработки долгосрочных программ и выбора перспективных направлений производства и сбыта. Повышение спроса на информацию вызвано общим усложнением структуры управления компаниями, необходимостью принятия ими аргументированных решений на основе прогнозной информации.

      • Внедрение принципиально новой  технологии на базе быстрого развития электронно-вычислительной техники. При  современных каналах связи операторы  могут подключиться к отдаленным источникам информации или другим компьютерам. Системы связи используют микроэлектронику и компьютеры для регулирования сложного потока данных по своим каналам. Объединение компьютера с телекоммуникацией вызвало сдвиг во всей системе связи и привело к появлению электронной почты, системы «Видеотекст», «Телетекст», дающих возможность проведения любых консультаций, ведения различных видов деловых операций не выходя из дома.

      • Быстрое расширение программного обеспечения, составляющего базу новой технологии в информационных системах. Темпы  увеличения программного обеспечения даже на фоне общих сравнительно высоких темпов прироста основных составляющих информатики опережали в конце 80-х — начале 90-х гг. основные показатели экономического развития. 

      • С появлением новых, более сложных  ЭВМ стоимость технических средств и программирования в абсолютном значении в целом возрастает, причем затраты фирм на разработку и внедрение информационных систем значительно превышают расходы на приобретение и развитие электронно-вычислительной техники.

      Основными субъектами рынка информационных услуг являются компании — владельцы банков данных и посредники. Владельцами информации являются издательские и исследовательские организации, обладающие мощной финансовой и технической базой, обширной сетью клиентов, а также их филиалы, и владельцы информации получают от своих филиалов, клиентов данные, которые обрабатывают, хранят и на коммерческой основе передают посредникам. Посредники в свою очередь передают информацию потребителям. В связи с возрастанием объема перерабатываемой информации наиболее сложными вопросами для владельцев является выбор техники и методов обработки, хранение массивов данных и их поиск. Для решения этих вопросов создается специальное программное обеспечение, которое вместе с массивами информации составляет банк данных.

      В настоящее время важнейшими компонентами  рынка информационных продуктов  и услуг являются:

      Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

      Нормативно–правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые  обеспечивают цивилизованные отношения  на информационном рынке. (Закон "Об информации, информатизации и защите информации"; Закон "Об авторском праве и смежных правах"; Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Закон " О правовой охране топологий интегральных схем").

Информация о работе Мировой информационный рынок: перспективы развития и функционирования