Мировой финансово-экономический кризис 2009-го

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:59, реферат

Описание работы

Новая эра отечественного кино началась в 1996 году с открытием в Москве первого современного кинотеатра. Этап повторного взросления она прошла всего за 13 лет и ситуация за это время изменилась кардинально. За эти годы в России открыто почти 2 тысячи современных кинозалов, кассовые сборы отечественных фильмов увеличились с нуля в 1996 году до 5,2 млрд. рублей в 2008 году, а сборы зарубежных фильмов составили почти 20 млрд. рублей.

Работа содержит 1 файл

Modernizatsia.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

 

Необходимо отметить, что 3D в 2009 году окончательно перешло тот рубеж, который отделяет простой аттракцион от искусства. Как когда-то кино появилось как форма аттракциона и люди приходили смотреть на бессюжетный, но чрезвычайно впечатляющий ролик с прибывающим поездом, и только потом перешло в форму искусства, для которого важны как форма, так и содержание, так и 3D, которое вошло в обиход как аттракцион-демонстрация морских чудовищ или космических приключений, теперь постепенно выходит на содержательно и художественно иной уровень.

 

Кинотеатры

Одним из очевидных проявлений кризиса в 2009 году стало снижение темпов строительства новых кинотеатров, а также закрытие ряда кинотеатров, в том числе и крупными сетевыми операторами, из-за низкой рентабельности. По данным компании НеваФильм Research за первое полугодие 2009 года уже закрылось такое же количество залов и кинотеатров, как в среднем за год в период с 2004 по 2008 гг.

Темп роста числа кинотеатров  достиг своего минимального значения за период возрождения отечественного кинопоказа в современном формате: количество кинотеатров увеличится к концу года всего на 5%, кинозалов – на 10%.

Зато увеличился темп роста числа цифровых залов. Согласно прогнозам, к концу 2009 года их число  достигнет двух сотен. Тем не менее, можно сказать, что количество цифровых залов увеличивается недостаточно быстро по сравнению с потенциальным темпом роста. Осознание необходимости перехода на цифровой показ пришло практически ко всем владельцам кинотеатров, однако не все располагают достаточными инвестиционными средствами для переоборудования кинозалов. Помимо затрат на приобретение сервера и цифрового проектора, кинотеатр несет также расходы на приобретение очков, их чистку и на увеличение персонала. Все эти расходы ложатся на бюджет кинотеатров, а прокатчики, наоборот, экономят на печати копий. Таким образом, происходит неравномерное перераспределение расходов между прокатчиками и кинотеатрами.

Система, которая позволяет  ускорить распространение цифрового  показа и распределить инвестиционную нагрузку между кинотеатрами и дистрибуторами – VPF – пока не пришла в Россию. Данная бизнес-модель подразумевает, что прокатчик берет на себя часть расходов по установке в кинотеатре цифрового проектора и сервера. Такая модель успешно показала себя на территории США и некоторых стран Европы.

Не угасает идея строительства  кинотеатров в малых и средних  городах России, хотя общее количество заявленных рынку проектов сократилось, некоторые из них продолжают разрабатываться  и находятся гораздо в более  перспективном состоянии, чем проекты  «российских голливудов». Эти проекты пока не находят своего широкого применения из-за срока окупаемости в 7-10 лет, срока, который уже не сопоставим с периодом окупаемости кинотеатров, открытых в городах-милионниках несколько лет назад. И все чаще от экспертов можно услышать, что необходимо государственное участие в расширении сети кинотеатров. Приведем некоторые аргументы «за» и «против». В поддержку государственного участия в расширении киносети, особенно в малых городах, приводятся следующие аргументы:

 

1.Кинопоказ в малых городах является социально-значимым вопросом, так как он, с одной стороны, отчасти решает вопрос организации содержательного досуга населения, с другой стороны, в случае создания национальных кинопроектов, несущих важное для государства и для общества идейно-художественное содержание, государство должно быть заинтересовано, чтобы население страны увидело эти фильмы на широком экране.

2.Если киносеть значительно  расширится, то снизится нагрузка  на государство в плане поддержки  кинопроизводства, так как большее число кинопроектов сможет выйти на уровень самоокупаемости или прибыльности за счет увеличения потенциальной аудитории. Государственное участие в расширении киносети – лучше один раз дать удочку, чем регулярно выдавать рыбу.

В качестве аргументов «против» приводятся следующие суждения:

1.Кинотеатры, созданные  на средства федерального бюджета,  становятся объектами федеральной  собственности. Политика государства  в управлении госсобственностью,  наоборот, направлена на отказ  от создания в регионах новых объектов, непосредственно подчиненных федеральному уровню. В лучшем случае это может быть уровень субъектов федерации или муниципальный уровень.

2.В функции государства  не входит управление коммерческими  объектами, какими являются кинотеатры.

В отношении взаимодействия органов государственной власти и кинотеатральных сетей также существует проблема в отношении аренды и возможности выкупа муниципальных кинотеатров в собственность. В случае, если в сеть входит кинотеатр, по форме собственности являющийся муниципальным, сеть может испытывать сомнения в целесообразности инвестирования в переоборудование современной дорогостоящей техникой и мебелью объекта, не находящегося в его в собственности.

Компромиссным решением в данной ситуации может стать  использование механизма государственно-частного партнерства, позволяющего закрепить права и обязанности сторон на долгосрочную перспективу.

 

 

Дистрибуция

Прокатные компании являются одним из звеньев цепи с наименьшими  рисками, особенно те компании, которые  прокатывают голливудские фильмы с понятным и предсказуемым прокатным потенциалом.

Представители кинокомпаний-мейджоров, действующих на отечественном рынке  кинопроката, оценивают кризис скорее положительно, так как, с одной  стороны, он нанес им урон значительно меньший, чем их конкурентам, и во-вторых, стал поводом пересмотреть свой взгляд на модель ведения бизнеса. В том числе он стимулировал к тому, чтобы найти более практичные, энергоемкие, финансово оправданные схемы продажи продукта и переосмыслить подходы к маркетингу. Основной проблемой для них стала девальвация рубля, так как большая часть их расходов является долларо-зависимой.

 

Другие виды дистрибуции фильмов  – DVD-прокат и ТВ-показ, а также  показ фильмов через Интернет (VOD, Video-On-Demand), который пока абсолютно не развит в России – не приносят доходов, которые были бы сопоставимы с доходами от кинотеатрального проката. Доля кассовых сборов в доходах создателей фильма доходит в России до 90%, тогда как в США доля кинотеатрального проката для среднего проекта составляет 40-60%.

 

Какие тенденции можно отметить в отношении альтернативных способов дистрибуции? Во-первых, всем очевидно, что DVD находится на стадии устаревания  технологии. Ему на замену приходит как новый формат дисков – Blue-ray, так и способы передачи информации вообще без помощи дисков. Потребность в DVD пока сохраняется в регионах, где Интернет пока не стал высокоскоростным и дешевым, вследствие чего, пиратское скачивание фильмов затруднено. Но в целом идет явная тенденция на спад.

 

В отношении организации легального скачивания фильмов в Интернете  можно отметить, что до сих пор  никем не создано удобного ресурса, позволяющего зрителю получить, во-первых, широкий выбор картин для просмотра, во-вторых, в достаточно удобной  и безопасной форме платить за такую услугу.

 

 

 

Пиратство 
 
         Пиратство можно рассматривать как один из нелегальных видов дистрибуции фильмов. 
 
           В 2009 году пиратство в России приобрело практически катастрофический масштаб. На слуху у всей кинематографической общественности были случаи с фильмом «Люди Х: начало», появившимся во всемирной паутине задолго до релиза, с фильмом «Каникулы строгого режима», размещенного на торрентах за день до премьеры, и фильмом «Книга мастеров», появившимся в отличном качестве за неделю до проката. 
 
           Меры по борьбе с пиратством в аудио-визуальной сфере напоминают затыкание дыр на тонущем корабле с огромной пробоиной. Если смотреть на ситуацию шире, то становится совершенно очевидным, что современный технологический уровень развития высоких технологий не соответствует сложившейся, в том числе и экономической, системе взаимоотношений между производителями, распространителями и потребителями. В советский период согласно К. Марксу про эту ситуацию сказали бы, что производственные отношения отстают от развития производственных сил, что неминуемо приведет к смене формации и созданию адекватных производственным силам социальных и экономических отношений.  
 
             C пиратством стало практически бесполезно бороться закрыванием сайтов и устранением отдельных торговых точек с нелицензионными DVD. Объекты, охраняемые авторским правом, становятся достоянием общественности, несмотря на все попытки пресечь данный процесс: закрытые ссылки обновляются, пиратские торговые точки появляются в 100 метрах от закрытой точки и т.д.  
 
              Необходимо перейти к новой системе общественных и товарно-денежных отношений, которая позволила бы получать доход от просмотра фильмов и прослушивания музыки вне зависимости от того, каким образом распространена информация. Конкретное выражение такой системы пока не придумано, но вектор борьбы с пиратством должен быть направлен не на карательные меры в отношении распространителей и потребителей нелегального контента, а на создание принципиально новой системы его распространения, в которой бы возврат средств не был бы связан со способом просмотра и использования интеллектуальной собственности и объектов авторского права.

Реклама кинофильмов

 

Реклама кинофильмов остается одним  из больных вопросов киноиндустрии. И если с зарубежными релизами студий-мейджоров ситуация обстоит более или менее понятно, так как решен один из ключевых вопросов – вопрос креатива – и в обязанности прокатной компании входит грамотная адаптация и правильное размещение рекламы, то реклама отечественных кинофильмов вызывает значительно больше проблем.

 

Один из вопросов, на который пока не найден ответ: как привлечь старшую  возрастную аудиторию, не используя  масштабную телевизионную рекламу? Все чаще в прокат выходят картины, которые могут быть интересны людям за 40, но данная целевая группа достаточно инертна и не склонна ходить в кинотеатр. Следует признать, что основным источником информации о фильмах для данной возрастной группы продолжает оставаться реклама на телевидении.

 

Государственная поддержка киноотрасли

Очень примечательный факт – доля затрат на поддержку кинопроизводства в Федеральном бюджете РФ снижается  с 2006 года. До 2004 года она росла, и  достигла 0,69% в 2004 и 2005 годах. За три  года доля упала на 30% и составила всего 0,42% от всех расходов Федерального бюджета. По мнению ряда экспертов, такое снижение может быть следствием недостаточно эффективной деятельности существовавшего в то время Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ по повышению роли отечественного кино в обществе и отстаиванию его позиций в части объемов и мер государственной поддержки.

И если до наступления кризиса еще  оставалась надежда, что отрасль  и без средств господдержки может  выйти на уровень самоокупаемости, то сейчас очевидно, что для поддержания кинопроизводства необходимо сохранить или даже увеличить размер государственной поддержки производства фильмов. Если сокращение производства достигнет критического минимума, возникнет опасность потерять те молодые профессиональные кадры, которые начали постепенно появляться после возрождения киноотрасли.

 

Нынешнее состояние отечественного кино – это результат политики государства в отношении поддержки  кинопроизводства, которая рассматривается  экспертами как в позитивном, так  и в негативном плане. В позитивном – так как без господдержки киноотрасль не смогла бы подняться с колен или сделала бы это значительно позже. В негативном – так как система безвозмездного финансирования кинопроектов без четкой отработанной схемы контроля качества и способов расходования бюджетных средств привела к появлению огромного числа никому не нужных фильмов, единственной целью создания которых было «освоение» бюджетных денег и, которая создала условия для коррупции.

 

 

 

 

 

 

II.

 

Исходя из выше сказанного в первой  главе,  становится возможным сделать некоторые выводы  и заключения, связанные с модернизацией киноиндустрии в РФ.

 Абсолютно все сферы отечественной  киноиндустрии нуждаются в реформировании, инвестициях и новых подходах организации их деятельности.

В первую очередь  стоит сказать о самом процессе кинопроизводства. Можно выделить следующие  меры , необходимые для  модернизации данного процесса : 

 

- централизирование  процесса создания  фильма

 

Под централизацией процесса кинопроизводства понимается создание киностудий  западного образца , то есть  такую организацию при которой творческие и материальные ресурсы будут сбалансировано сочетаться и взаимодействовать внутри одной компании .

 

- взаимодействие  государства и частного бизнеса  в функционировании киностудий

 

Такой  подход позволит взаимодополнить  влияние двух экономических  систем на процесс кинопроизводства, что  обеспечит максимальную выгоду для  организации кинопроцесса .

 

-создание  и развитие культовости отечественного  кинематографа.

 

Безусловно для выполнения  данной  задачи необходимо высокопрофессиональный  подход как в творческом так и в технологическом аспектах. Однако не стоит  забывать, что киноиндустрия это сфера шоу-бизнеса,  успех в которой  обеспечивается  по определенным канонам и правилам. В этой  связи  нужно выделить необходимость создания  в отечественном  кинематографе социального института «Кинозвезда».  Данный аспект кинобизнеса  является одним из самых главных элементов голливудской  системы.

 

- увеличение площадей для реализации готового кинопродукта

 

Увеличение количества кинотеатров, киноцентров , киноклубов  в малых  и средних городах РФ, при необходимости , используя поддержку государства .

 

- проведение  разносторонней  рекламы готовой   кинопродукции,  доступной  для  всех слоев заинтересованного или потенциально заинтересованного населения.

 

Достаточно большая часть населения  РФ использует  новейшие информационные технологии лишь в рабочих целях, а не в качестве потребителей, что  затрудняет доступ информации о поступлении в прокат нового фильма, и таким образом возможности рекламы сужаются до небольших постеров в метро и баннеров на улицах города, но такая реклама не создает  представление  фильме, достаточного для  привлечения  зрителя  к просмотру данного фильма.  Необходимо организация выгодного  сотрудничества кинокомпаний  с различными телеканалами , на которых бы прокручивали трейлеры  киноновинок сезона.

Информация о работе Мировой финансово-экономический кризис 2009-го