Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:59, реферат
Новая эра отечественного кино началась в 1996 году с открытием в Москве первого современного кинотеатра. Этап повторного взросления она прошла всего за 13 лет и ситуация за это время изменилась кардинально. За эти годы в России открыто почти 2 тысячи современных кинозалов, кассовые сборы отечественных фильмов увеличились с нуля в 1996 году до 5,2 млрд. рублей в 2008 году, а сборы зарубежных фильмов составили почти 20 млрд. рублей.
Введение
Киноиндустрия России, несмотря на то,
что кино пришло в нашу страну более
100 лет назад, является молодой, еще
не сформировавшейся окончательно отраслью,
которая продолжает свое развитие,
вопреки внешним относительно неблагоприятным
для нее условиям.
Новая эра отечественного
кино началась в 1996 году с открытием в
Москве первого современного кинотеатра.
Этап повторного взросления она прошла
всего за 13 лет и ситуация за это время
изменилась кардинально. За эти годы в
России открыто почти 2 тысячи современных
кинозалов, кассовые сборы отечественных
фильмов увеличились с нуля в 1996 году до
5,2 млрд. рублей в 2008 году, а сборы зарубежных
фильмов составили почти 20 млрд. рублей.
В настоящее время основной
круг проблем российского кинематогр
Несмотря на проблемы, в российской киноиндустрии ощущается некоторый подъем. По всей стране открываются новые кинотеатры, оборудованные по последнему слову техники, число которых уже превысило двести. В 2003 году российская киноиндустрия отсняла 25 полнометражных фильмов, количество телевизионных картин исчисляется несколькими десятками. Cледует отметить новую тенденцию возрождения кино как искусства, как лучшего мирового, так и российского. Разработана концепция развития кинематографа Российской Федерации до 2005 года, направленная на сочетание государственной поддержки инвестициями предпринимателей, различными формами банковского кредитования при обязательном условии возврате затраченных производителем и прокатчиком фильма средств. В целом государство выступает за протекционистскую политику в области кино.
Позитивные изменения
на кинорынке привели к
С учетом того, что Россия обладает тысячами установок, подлежащих модернизации и замене, у киноспециалистов появляется большой объем работы на перспективу.
Для того, чтобы окончательно вывести киноотрасль из кризисного состояния, необходима продуманная государственная политика, в том числе, стабильное финансирование, принятие эффективных мер по модернизации кинотеатров. Также необходимо искать другие источники финансирования: инвестиции частных предпринимателей, банковские кредиты.
Основная часть
I.
Мировой финансово-экономически
на все сферы киноиндустрии в России: снизился объем производства кино- и телефиль-
мов, как финансировавшихся за счет федерального бюджета, так и частными инвесто-
рами и телеканалами; начали происходить процессы укрупнения игроков в сфере кино-
производства (продюсерских компаний) и кинопроката (в том числе появились и новые
вертикально интегрированные структуры); остановились проекты строительства новых
киностудийных комплексов на территории страны; замедлился рост рынка кинопоказа,
произошел переход от интенсивных методов развития киносетей (направленных на от-
крытие кинотеатров в новых регионах и городах) к экстенсивным (прежде всего за счет
установки цифровых кинопроекторов в уже действующих кинотеатрах).
Однако все
эти процессы расцениваются
нематографии неоднозначно. Многие говорят о благотворном влиянии кризиса, который
позволяет оздоровить индустрию. С рынка ушли слабые игроки, а также лишние непро-
фильные инвестиции, в последние годы способствовавшие постоянному росту себесто-
имости как кинопроизводства в России, так и цены лицензии на прокат фильмов, приоб-
ретаемой российскими
каза в России также происходил за счет открытия кинотеатров в крупных городах, что
привело к чрезмерной конкуренции в городах-миллионниках при сохранении дефицита
в более мелких населенных пунктах.
Рассмотрим краткие
России.
Все действующие на рынке киноп
на несколько категорий, в зависимости от реализуемых ими функций: кинопроизводя-
щие компании;
киностудийные комплексы (
павильонами); компании, предоставляющие кинооборудование в аренду съемочным группам; центры по оказанию монтажно-тонировочных услуг.
Кинопроизводство
Процесс создания фильмов в России децентрализован: в сегменте производства присутствует большое количество продюсерских центров и кинокомпаний, ряд киностудий и независимых павильонов, много сервисных компаний. Рынок плохо структурирован, сложно выделить крупные кинокомпании – ни одна из существующих пока не приблизилась к западному пониманию крупной киностудии. Продюсерские компании не достигают необходимых размеров по штату и объему производства, тогда как крупные киностудии (кинофабрики) не являются творческими единицами, а занимаются предоставлением павильонов и оборудования для производства фильмов.
Кинопроизводство в России на настоящий момент сложно назвать бизнесом, так как получение прибыли в этом сегменте киноотрасли является редким исключением. За 2007 и 2009 год вышло всего 9 проектов, кассовые сборы которых покрыли издержки на их производство (согласно применяемой методике в расчетах нами не используются данные о рекламных бюджетах, господдержке, доходах от рекламы и иных доходах помимо кассовых сборов).
Многие кинопроекты
Некоторые продюсеры организуют недорогой проект и снимают не очень качественный фильм, привлекают для его создания какой-либо дополнительный ресурс, например, медийный, благополучно зарабатывают деньги на прокате и остаются удовлетворенным полученным результатом, не обращая внимания на тон отзывов и долгосрочные последствия в виде снижения имиджа российского кино у зрителей. В данную категорию фильмов преимущественно попадают так называемые «молодежные комедии», которые не являются сложнопостановочными проектами и могут быть сделаны при относительно небольшом производственном бюджете.
Другой подход – наоборот, потратить солидные суммы денег на зрелищный фильм, с дорогими декорациями, костюмами, спецэффектами и т.д., собрать больше, чем многие другие фильмы в прокате, но все равно не достичь желаемой планки, необходимой для покрытия расходов. К этой категории относятся преимущественно исторические фильмы и фантастика. Естественно, что существуют и другие, промежуточные варианты, так как эти два подхода представляют собой две крайности.
В отношении дорогих
Одним из позитивных последствий кризиса является тот факт, что некоторые производственные компании начали уделять больше внимания самой начальной стадии – девелопменту, т.е. детальной проработке проекта до стадии его запуска. В частности продюсеры стараются упорядочить процесс поиска сценариев и разработки концепции фильма, проводят более тщательный анализ потенциала различных сценариев с точки зрения проката. Решения о запуске фильмов в производство постепенно становятся более взвешенными. Практически все кинокомпании стараются выработать для себя свой собственный алгоритм действий по отбору сценариев и концепций.
Однако реально оценить
Российские кинопроекты –
Одной из нерешенных проблем является оплата труда участников съемочного процесса. Затраты на оплату труда не соответствуют финальному бизнес-результату производства кино, т.е. оплата труда не соотносится с прибыльностью проектов, и зачастую оказывается завышенной.
В США данные вопросы регламентируются, в том числе при помощи профессиональных сообществ (профсоюзов), в России же система гильдий и профсоюзных организаций в некоторых секторах не существует в целом, в некоторых – существует, но работает недостаточно эффективно. За последний год некоторыми производственными компаниями предпринимались попытки разработать прозрачную и понятную схему оплаты труда актеров и внедрить ее в практику, однако до сих пор не найдена возможность создания официальной системы тарифов.
Вопрос оплаты труда актеров связан еще и с тем, что участие известных актеров не гарантирует увеличение посещаемости фильма. В единичных случаях участие отечественного актера может привлечь небольшую дополнительную аудиторию на фильм, однако социальный институт «кинозвезды» в России не сформировался. Кассовые результаты различных картин с участием одного и того же актера очень сильно различаются, актер не выступает гарантом качества фильма для зрителей.
По результатам опросов, регулярно проводимых компанией Movie Research, было выявлено, что на статус звезды в наибольшей степени в России могут претендовать Константин Хабенский и Сергей Безруков.
Ситуация с качественным и количественным составом киностудий за последний год не изменилась. В настоящее время в России действует семь основных производственных комплексов, размещенных на территории более 100 га, в которых действуют более 50 павильонов общей площадью около 30 тыс. кв.м., а также частные павильоны, расположенные, преимущественно, на территориях бывших заводов и фабрик. Однако кризис значительно повлиял на загрузку киностудий, так как сократилось производство фильмов в целом. Помимо полнометражных фильмов, загрузку студий обеспечивали съемки телепроектов, которые также сократились: компании стали тратить меньше денег на рекламу, доходы каналов упали, каналы стали заказывать меньше контента и сократили расходы на его закупку. Вероятно, ситуация несколько улучшится в 2010 году, когда вновь войдет в оборот государственная поддержка кинопоизводства не только на завершение начатых проектов, но и на создание новых.
До сих пор не решен вопрос с государственным и частным участием в судьбе киностудий, который поднимался в прошлом году. Наиболее подготовленным для реализации схемы государственно-частного партнерства рассматривался тогда проект потенциального объединения киностудии «Ленфильм» и RWS (Русские всемирные студии). Однако до настоящего времени эта модель не была реализована ни юридически, ни в производственном плане.
До наступления кризиса в России было заявлено несколько масштабных проектов строительства новых киностудий – «российских голливудов», создаваемых по инициативе частного бизнеса. Судьба этих проектов вызывала сомнение экспертов уже в то время. Еще до сокращения объемов производства была очевидна экономическая нецелесообразность создания такого числа новых объектов. Достаточно было оценить общую доходность киностудий, на которую приходится не более 18-20% всех производственных бюджетов кинофильмов, снимаемых в течение года, и сравнить эту доходность с объемом инвестиций, которые необходимы для строительства и оборудования одной современной киностудии полного цикла.
Притом, что у продюсерских компаний
действительно существует потребность
в качественных производственных площадях
и высококвалифицированном
Если говорить о развитии технологий производства, то необходимо отметить, что стоимость производства фильмов в 3D постепенно падает, и есть прогнозы о том, что в ближайшие годы она снизится настолько, что производство 3D фильмов станет возможным и в России. Отставание от Голливуда по созданию мультфильмов в 3D-графике отечественная кинематография пытается преодолеть до сих пор – на экраны вышла пока только одна анимационная лента в 3D-графике «Приключения Аленушки и Еремы», готовится к прокату в ближайшее время «Звездные собаки: Белка и Стрелка», «Наша Маша и волшебный орех». Оптимизм экспертов по данному вопросу весьма ограничен.
Информация о работе Мировой финансово-экономический кризис 2009-го