Мировой финансово-экономический кризис 2009-го

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:59, реферат

Описание работы

Новая эра отечественного кино началась в 1996 году с открытием в Москве первого современного кинотеатра. Этап повторного взросления она прошла всего за 13 лет и ситуация за это время изменилась кардинально. За эти годы в России открыто почти 2 тысячи современных кинозалов, кассовые сборы отечественных фильмов увеличились с нуля в 1996 году до 5,2 млрд. рублей в 2008 году, а сборы зарубежных фильмов составили почти 20 млрд. рублей.

Работа содержит 1 файл

Modernizatsia.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Введение

 

 

Киноиндустрия России, несмотря на то, что кино пришло в нашу страну более 100 лет назад, является молодой, еще  не сформировавшейся окончательно отраслью, которая продолжает свое развитие, вопреки внешним относительно неблагоприятным  для нее условиям.  
 
         Новая эра отечественного кино началась в 1996 году с открытием в Москве первого современного кинотеатра. Этап повторного взросления она прошла всего за 13 лет и ситуация за это время изменилась кардинально. За эти годы в России открыто почти 2 тысячи современных кинозалов, кассовые сборы отечественных фильмов увеличились с нуля в 1996 году до 5,2 млрд. рублей в 2008 году, а сборы зарубежных фильмов составили почти 20 млрд. рублей.

 

В настоящее время основной круг проблем российского кинематографа связан с ролью российского кино в мировом кинопрокате, значимости кино для государства и его роли в решении проблем киноиндустрии. По статистике наблюдается снижение доли отечественных фильмов на рынке кинопроката. При этом на телевидение резко вырос спрос на  сериалы, сегодня 90% кинематографистов заняты  в этой области.

 

Несмотря на проблемы, в  российской киноиндустрии ощущается  некоторый подъем. По всей стране открываются  новые кинотеатры, оборудованные  по последнему слову техники, число  которых уже превысило двести. В 2003 году российская киноиндустрия отсняла 25 полнометражных фильмов, количество телевизионных картин исчисляется несколькими десятками. Cледует отметить новую тенденцию возрождения кино как искусства, как лучшего мирового, так и российского. Разработана концепция развития кинематографа Российской Федерации до 2005 года, направленная на  сочетание государственной поддержки инвестициями предпринимателей, различными формами банковского кредитования при обязательном условии возврате затраченных производителем и прокатчиком фильма средств. В целом государство выступает за протекционистскую политику в области кино.

Позитивные изменения  на кинорынке привели к возрастанию  потребности в специалистах, которых  готовят только два учебных заведения: в Москве и Петербурге. Сейчас на российском уровне принято решение о том, что киносъемочная техника будет закупаться за рубежом, проекционная - изготавливаться на отечественных предприятиях.

С учетом того, что Россия обладает тысячами установок, подлежащих модернизации и замене, у киноспециалистов появляется большой объем работы на перспективу.

Для того, чтобы окончательно вывести киноотрасль из кризисного состояния, необходима продуманная государственная политика, в том числе, стабильное финансирование, принятие эффективных мер по модернизации кинотеатров. Также необходимо искать другие источники финансирования: инвестиции частных предпринимателей, банковские кредиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

I.

            Мировой финансово-экономический кризис 2009-го оказал негативное воздействие

на все сферы киноиндустрии  в России: снизился объем производства кино- и телефиль-

мов, как финансировавшихся за счет федерального бюджета, так и частными инвесто-

рами и телеканалами; начали происходить процессы укрупнения игроков в сфере кино-

производства (продюсерских компаний) и кинопроката (в том числе  появились и новые

вертикально интегрированные структуры); остановились проекты строительства  новых

киностудийных комплексов на территории страны; замедлился рост рынка кинопоказа,

произошел переход от интенсивных  методов развития киносетей (направленных на от-

крытие кинотеатров в новых  регионах и городах) к экстенсивным (прежде всего за счет

установки цифровых кинопроекторов в  уже действующих кинотеатрах).

 

       Однако все  эти процессы расцениваются отечественными  специалистами в сфере ки-

нематографии неоднозначно. Многие говорят о благотворном влиянии  кризиса, который

позволяет оздоровить индустрию. С  рынка ушли слабые игроки, а также  лишние непро-

фильные инвестиции, в последние  годы способствовавшие постоянному  росту себесто-

имости как кинопроизводства в  России, так и цены лицензии на прокат фильмов, приоб-

ретаемой российскими компаниями на международных кинорынках. Рост рынка кинопо-

каза в России также происходил за счет открытия кинотеатров в крупных городах, что

привело к чрезмерной конкуренции  в городах-миллионниках при сохранении дефицита

в более мелких населенных пунктах.

 

           Рассмотрим краткие характеристики  конкретных ветвей отрасли кинематографии в

России.

 

           Все действующие на рынке кинопроизводства РФ кинокомпании можно разделить

на несколько категорий, в зависимости от реализуемых  ими функций: кинопроизводя-

щие компании; киностудийные комплексы (обладают собственными киносъемочными

павильонами); компании, предоставляющие кинооборудование в аренду съемочным группам; центры по оказанию монтажно-тонировочных услуг.

 

Кинопроизводство

Процесс создания фильмов в России децентрализован: в сегменте производства присутствует большое количество продюсерских центров и кинокомпаний, ряд киностудий и независимых павильонов, много сервисных компаний. Рынок плохо структурирован, сложно выделить крупные кинокомпании – ни одна из существующих пока не приблизилась к западному пониманию крупной киностудии. Продюсерские компании не достигают необходимых размеров по штату и объему производства, тогда как крупные киностудии (кинофабрики) не являются творческими единицами, а занимаются предоставлением павильонов и оборудования для производства фильмов.

 

Кинопроизводство в России на настоящий  момент сложно назвать бизнесом, так  как получение прибыли в этом сегменте киноотрасли является редким исключением. За 2007 и 2009 год вышло  всего 9 проектов, кассовые сборы которых  покрыли издержки на их производство (согласно применяемой методике в расчетах нами не используются данные о рекламных бюджетах, господдержке, доходах от рекламы и иных доходах помимо кассовых сборов).

 

Многие кинопроекты финансируются  на невозвратной основе, в том числе  на средства государственной поддержки. Если перед продюсером все же встает вопрос о возврате вложенных средств, то существует несколько подходов.

 

Некоторые продюсеры организуют недорогой  проект и снимают не очень качественный фильм, привлекают для его создания какой-либо дополнительный ресурс, например, медийный, благополучно зарабатывают деньги на прокате и остаются удовлетворенным полученным результатом, не обращая внимания на тон отзывов и долгосрочные последствия в виде снижения имиджа российского кино у зрителей. В данную категорию фильмов преимущественно попадают так называемые «молодежные комедии», которые не являются сложнопостановочными проектами и могут быть сделаны при относительно небольшом производственном бюджете.

 

Другой подход – наоборот, потратить  солидные суммы денег на зрелищный фильм, с дорогими декорациями, костюмами, спецэффектами и т.д., собрать больше, чем многие другие фильмы в прокате, но все равно не достичь желаемой планки, необходимой для покрытия расходов. К этой категории относятся преимущественно исторические фильмы и фантастика. Естественно, что существуют и другие, промежуточные варианты, так как эти два подхода представляют собой две крайности.

 

В отношении дорогих сложнопостановочных  фильмов очевиден тот факт, что  при существующем количестве киноэкранов речи об их окупаемости идти не может. Это повлияло на выбор жанров для фильмов нынешнего года, и, вероятно, тенденция будет сохраняться еще некоторое время в период существующего спада производства в киноотрасли.

 

Одним из позитивных последствий кризиса является тот факт, что некоторые производственные компании начали уделять больше внимания самой начальной стадии – девелопменту, т.е. детальной проработке проекта до стадии его запуска. В частности продюсеры стараются упорядочить процесс поиска сценариев и разработки концепции фильма, проводят более тщательный анализ потенциала различных сценариев с точки зрения проката. Решения о запуске фильмов в производство постепенно становятся более взвешенными. Практически все кинокомпании стараются выработать для себя свой собственный алгоритм действий по отбору сценариев и концепций.

 

Однако реально оценить результат  подобных изменений и определить, в какой мере данные процессы повлияют на качество фильмов, мы сможем не ранее  чем через 1-2 года, когда разрабатываемые в настоящее время проекты будут выходить на экраны кинотеатров. Хотя необходимо отметить, что доля продюсеров, которые задумываются о возможностях проката или продажи прав на ТВ только после завершения съемок, в общей массе остается достаточно большой.

 

Российские кинопроекты – потенциальные  лидеры 2010 года уже частично заявлены. Многие из них являются продолжениями  – «Утомленные солнцем 2» (две  части), «Любовь-морковь 3», «Любовь  в большом городе 2», «Мы из будущего 2». Новыми историями станут «Черная молния» (релиз в конце 2009 года) и «Колотилов», продюсером которых выступил Тимур Бекмамбетов. С сегментом среднего кино ситуация не столь прозрачна и понятна. Однако уже сейчас можно сделать прогноз, что доля в общих кассовых сборах 10-ти лидеров отечественного проката будет на 10-20% больше, чем в предыдущие годы, т.е. концентрация сборов на отечественных фильмах-лидерах усилится.

 

Одной из нерешенных проблем является оплата труда участников съемочного процесса. Затраты на оплату труда не соответствуют финальному бизнес-результату производства кино, т.е. оплата труда не соотносится с прибыльностью проектов, и зачастую оказывается завышенной.

 

В США данные вопросы регламентируются, в том числе при помощи профессиональных сообществ (профсоюзов), в России же система гильдий и профсоюзных организаций в некоторых секторах не существует в целом, в некоторых – существует, но работает недостаточно эффективно. За последний год некоторыми производственными компаниями предпринимались попытки разработать прозрачную и понятную схему оплаты труда актеров и внедрить ее в практику, однако до сих пор не найдена возможность создания официальной системы тарифов.

 

Вопрос оплаты труда актеров  связан еще и с тем, что участие  известных актеров не гарантирует  увеличение посещаемости фильма. В единичных случаях участие отечественного актера может привлечь небольшую дополнительную аудиторию на фильм, однако социальный институт «кинозвезды» в России не сформировался. Кассовые результаты различных картин с участием одного и того же актера очень сильно различаются, актер не выступает гарантом качества фильма для зрителей.

 

По результатам опросов, регулярно  проводимых компанией Movie Research, было выявлено, что на статус звезды в наибольшей степени в России могут претендовать Константин Хабенский и Сергей Безруков.

 

Ситуация с качественным и количественным составом киностудий за последний год  не изменилась. В настоящее время  в России действует семь основных производственных комплексов, размещенных  на территории более 100 га, в которых действуют более 50 павильонов общей площадью около 30 тыс. кв.м., а также частные павильоны, расположенные, преимущественно, на территориях бывших заводов и фабрик. Однако кризис значительно повлиял на загрузку киностудий, так как сократилось производство фильмов в целом. Помимо полнометражных фильмов, загрузку студий обеспечивали съемки телепроектов, которые также сократились: компании стали тратить меньше денег на рекламу, доходы каналов упали, каналы стали заказывать меньше контента и сократили расходы на его закупку. Вероятно, ситуация несколько улучшится в 2010 году, когда вновь войдет в оборот государственная поддержка кинопоизводства не только на завершение начатых проектов, но и на создание новых.

 

До сих пор не решен вопрос с государственным и частным участием в судьбе киностудий, который поднимался в прошлом году. Наиболее подготовленным для реализации схемы государственно-частного партнерства рассматривался тогда проект потенциального объединения киностудии «Ленфильм» и RWS (Русские всемирные студии). Однако до настоящего времени эта модель не была реализована ни юридически, ни в производственном плане.

 

До наступления кризиса в  России было заявлено несколько масштабных проектов строительства новых киностудий – «российских голливудов», создаваемых по инициативе частного бизнеса. Судьба этих проектов вызывала сомнение экспертов уже в то время. Еще до сокращения объемов производства была очевидна экономическая нецелесообразность создания такого числа новых объектов. Достаточно было оценить общую доходность киностудий, на которую приходится не более 18-20% всех производственных бюджетов кинофильмов, снимаемых в течение года, и сравнить эту доходность с объемом инвестиций, которые необходимы для строительства и оборудования одной современной киностудии полного цикла.

 

Притом, что у продюсерских компаний действительно существует потребность  в качественных производственных площадях и высококвалифицированном персонале  киностудий, объемы кинопроизводства не позволили даже на докризисном  подъеме реализовать эти планы. Сейчас, в условиях спада данная тема становится еще менее актуальной, и постепенно приходит понимание, что необходимо модернизировать существующие киностудии, повышая их конкурентоспособность для отечественных кинокомпаний по сравнению с зарубежными площадками.

 

 

Если говорить о развитии технологий производства, то необходимо отметить, что стоимость производства фильмов  в 3D постепенно падает, и есть прогнозы о том, что в ближайшие годы она снизится настолько, что производство 3D фильмов станет возможным и в России. Отставание от Голливуда по созданию мультфильмов в 3D-графике отечественная кинематография пытается преодолеть до сих пор – на экраны вышла пока только одна анимационная лента в 3D-графике «Приключения Аленушки и Еремы», готовится к прокату в ближайшее время «Звездные собаки: Белка и Стрелка», «Наша Маша и волшебный орех». Оптимизм экспертов по данному вопросу весьма ограничен.

Информация о работе Мировой финансово-экономический кризис 2009-го