Мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Определение мирового хозяйства. В экономической литературе нет единого понимания терминов «мировая экономика», «мировое хозяйство». Поскольку эти термины имеют широкую область применения, исследователи подчеркивают важные с их точки зрения аспекты. В отечественной литературе можно выделить несколько подходов.

Содержание

Понятие мирового хозяйства……………………………………..…………………3

2. Субъекты мирового хозяйства………………………………………………….…..8

3. Основные типы государств в мировой экономике…………………………….…17

4. Тенденции развития мирового хозяйства………………………..……………….21

Список используемой литературы…………………………………………….......…26

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.docx

— 46.52 Кб (Скачать)

       Группа  стран с переходной экономикой подразделяется на страны Восточной Европы, к которым  относятся Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия и новые  государства, возникшие после распада  СССР: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан, Армения, Молдавия, Азербайджан, Грузия, Латвия, Литва и Эстония, а также  новые страны, возникшие после  развала Югославии.

       Данная  группа стран с середины 80-х годов  оказалась в центре уникальных исторических преобразований практически во всех областях общественно-политической и экономической жизни. Суть этих преобразований состоит в замене авторитарных политических режимов плюралистической демократией и переходе от централизованной плановой социалистической экономики на рыночные условия хозяйствования. Практически во всех странах этой группы с начала 90-х годов проводятся экономические реформы, направленные на обеспечение устойчивого развития народного хозяйства за счет внутренней и внешней макроэкономической стабилизации, создания конкурентных рыночных отношений и проведения соответствующей реформы цен, структурной перестройки производства и предприятий на основе четкого законодательного определения прав собственности - государственной и частной, ограничения господства монополий и вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов рыночной экономики, расширения и углубления международной экономической интеграции.

       Наибольших  успехов в проведении экономических  реформ в данной группе стран к  концу 90-х годов добились Польша, Чехия, Венгрия. Результатом этих реформ в указанных государствах явилось  то обстоятельство, что после трех лет кризисного состояния экономики  в начале проведения реформ (1991-1993 гг.) положение начало стабилизироваться  в 1994 г., а уже в 1995-1996 гг. национальный доход в этих странах возрастал  ежегодно в среднем на 6%. С 1995 г. начался  экономический рост и в других странах Восточной Европы - Румынии, Болгарии и Словакии.

       Вместе  с тем в новых государствах, возникших после распада СССР и Социалистической Федеративной Республики Югославия, проводимые экономические  реформы еще не дали ощутимых положительных  результатов с точки зрения внутренней и внешней макроэкономической стабилизации. В этих странах еще предстоит  решить сложный комплекс проблем  по созданию реальной рыночной экономики  и обеспечения устойчивого экономического роста.

       Развивающиеся страны обычно группируются по регионам с учетом их географического положения. Для целей анализа отдельно выделяются также страны с активным платежным  балансом и страны-импортеры капитала. Последние в свою очередь подразделяются на страны-экспортеры и страны-импортеры энергоресурсов. Страна считается экспортером энергоресурсов, если она одновременно удовлетворяет следующим двум критериям:

       а) ее производство первичных энергоресурсов (включая каменный уголь, лигнит, сырую  нефть, природный газ, гидроэнергию и атомную энергию) превышает  собственное потребление по меньшей  мере на 20%;

       б) экспорт энергоресурсов составляет как минимум 20% от общего объема экспорта. Среди развивающихся стран-импортеров энергоресурсов выделяются страны с  недавно сформировавшимся активным платежным балансом, к которым  относятся четыре азиатские страны, считающиеся первым поколением успешных экспортеров готовых изделий (Сянган, Республика Корея, Сингапур и Тайвань).

       Среди развивающихся стран в современных  условиях идет процесс дальнейшей экономической  дифференциации. В настоящее время  они оказались по крайней мере на трех различных Уровнях хозяйственного развития. Наиболее развитые в промышленном отношении развивающиеся страны образовали группу "новых индустриальных стран" (НИС). К ним можно отнести  Аргентину, Бразилию, Сянган, Республику Корея, Мексику, Сингапур, Тайвань, Турцию.

       Промежуточную группу образовали страны, существенно  отставшие от НИС как по общим  объемам производства, так и по производству товаров и услуг  на душу населения. Эта группа, в  частности страны Ближнего Востока, характеризуется большой дифференциацией  отраслевых структур, социальных слоев  населения и их положением в обществе.

       К группе "наименее развитых стран" относятся около 50 развивающихся  стран. Как правило, они имеют  узкую, даже монокультурную структуру  хозяйства, высокую степень зависимости  от внешних источников финансирования мероприятий в социально-экономической  сфере. В ООН используются три  критерия для отнесения стран  к данной группе: доля валового внутреннего  продукта (ВВП) на душу населения не превышает 350 долл. США; доля взрослого  населения, умеющего читать, - не более 20%; обрабатывающая промышленность в ВВП составляет не более 10%. В эту группу входят 8 стран Азии, 28 - Африки, 5 - Латинской Америки и Океании и др.

       В Латинской Америке, Африке и Азии возникло более трех десятков зон  свободной торговли, таможенных или  экономических союзов. Перечислим некоторые  из них: Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу); Центральноамериканский общий рынок: Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор; Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество - АТЭС (14 развивающихся стран, а также  США, Канада и Япония); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины); МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай); Южноафриканский  комитет развития - САДК (Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве); Арабский общий рынок: Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливия, Мавритания и Сирия.

       Все более распространенной становится простая группировка стран по доходам - по ВВП на душу населения. На этом принципе строится, например, классификация  Всемирного банка. В 2000 г. эксперты Банка  выделили 53 страны и зависимые территории с высоким доходом (более 9266 долл.), 96 - со средним доходом (756-9265 долл.) и 61 страну с низким доходом (не выше 755 долл.).

       К числу стран и территорий с  высокими доходами помимо стран-членов ОЭСР относятся Сингапур, Гонконг, Макао, малые страны, разбогатевшие на экспорте нефти (Бруней, Кувейт), "заморские" территории Франции (Реюньон, Мартиника), а также малые и карликовые государства - оффшорные зоны (Багамы, Бермуды, Каймановы острова). Страны Восточной Европы и Латинской  Америки преимущественно относятся  к группе с доходом выше среднего; Китай, Россия, многие страны СНГ, арабские (не нефтяные) страны - к группе с  доходом ниже среднего; большинство  государств Тропической Африки, Индия  и ее соседи по Южной Азии и ряд  стран СНГ (Грузия, Киргизия, Таджикистан) - к группе государств с низким доходом.

 

       4. Тенденции развития мирового  хозяйства 

       Экономическое положение развивающихся стран, где сосредоточено свыше 4/5 населения  планеты, основная часть сельскохозяйственных угодий и запасов полезных ископаемых, имеет огромное значение для всего  человечества. Этим объясняется бурный рост исследований их экономической  проблематики, немалая часть которых  осуществляется в рамках и по заказу специализированных учреждений ООН  и других международных экономических  и гуманитарных организаций. С развертыванием информационно-коммуникационной революции (ИКР), радикально изменившей систему  производительных сил и связанных  с ними ценностей. Но из этого вовсе  не следует, что с ними можно совсем не считаться.

       Наряду  с широкой политэкономической трактовкой, отождествляющей индустриализацию с переходом общества к промышленному  способу производства, в прикладном ее понимании индустриализация зачастую ассоциируется с развитием обрабатывающей промышленности. И это не случайно. В обрабатывающей промышленности в  отличии от добывающей, снабжающей экономику исходным минеральным  сырьем, производятся практически все  предметы потребления и средства производства, а также приборы  и материалы для НИОКР.

       Другое  дело, что с завершением индустриализации роль обрабатывающей промышленности снижается, высвобождая место для дальнейшей экспансии сферы услуг. При этом модифицируются формы и механизмы  их производства. Благодаря ИКР параллельно  с межотраслевым разделением  труда (МРТ) неудержимо набирает силу его  внутриотраслевая разновидность, основанная на пооперационной, поузловой, подетальной  специализации и кооперации в  производстве промышленных изделий  и услуг. Такая кооперация, открывая дополнительные возможности для  снижения издержек производства за счет оптимизации его территориального размещения, одновременно торит дорогу к глобализации. Использование этих возможностей зависит от технико-технологического состояния кооперирующихся экономик и их общей размерности.

       Под давлением неизбывных хозяйственных  диспропорций и ведущих международных  организаций, выступающих в роли законодателей моды, арбитров, и  что самое главное, кредиторов в  последней инстанции, развивающиеся  страны вынуждены были взять на себя ряд обязательств, облегчивших и  ускоривших их подключение к глобальным процессам, но при этом основательно ограничивших возможности реализации им собственных интенций и инициатив  в борьбе с отсталостью, за ускорение  экономического возвышения.

       Особенно  важным представляется обязательство  по поддержанию свободной концентрации национальных валют и либерализации  трансакций по текущему счету платежного баланса, что в сочетании с  либерализацией внутренних цен и  увеличением открытости внешнеторгового  сектора втягивает национальных производителей развивающихся стран  в глобальную конкуренцию в режиме реального времени.

       Немало  проблем для развивающихся экономик создает, в частности, необходимость  сопряжения норм внутреннего регулирования  хозяйственной деятельности с общими правилами трансграничного перемещения  товаров, услуг и капиталов, предусматриваемыми уставом ВТО. В итоге снизились  возможности дифференцированного  налогообложения, использования субсидий, льгот и других инструментов стимулирования национального предпринимательства. Несмотря на то, что в стартовый  период индустриализации силы формируемого ею рынка, как следует из опыта  промышленно развитых стран, нуждаются  не только в свободе, но и в поддержке  государства.

       Искусственное свертывание интервенции государства  в экономику ограничивает возможности  периферийных стран по регулированию  и стимулированию собственного развития, исходя из своих национальных интересов. Между тем преобладающая часть  иностранных инвестиций в реальную экономику развивающегося мира концентрируется  в сравнительно небольшой группе наиболее динамичных и преуспевающих стран. Благодаря более совершенному технико-технологическому и социокультурному потенциалу они, как правило, лучше и быстрее адаптируются к глобальным тенденциям и императивам развития.

       В связи переходом экономического авангарда в постиндустриальную фазу развития его отрыв от стран  запоздалой индустриализации во многом обрел новое качество. К подавляющему превосходству в технико-технологических  характеристиках экономики, объемах  среднедушевого дохода, накопленного национального богатства и капиталов, в готовности и способности адаптироваться к вызовам времени добавился  разрыв в стадиях общественно-экономического развития со всеми вытекающими из этого различиями в системе ценностей, насущных задач и в подходах к  их решению. В итоге, не смотря на расширение общих возможностей развития, глобализация скорее осложняет, чем облегчает  процесс подтягивания развивающихся  стран к технико-технологическим  и социально-экономическим стандартам развитых стран. Не только из-за возросших  трудностей взаимопонимания между  лидерами и аутсайдерами техногенной  цивилизации и углубившихся различиях  в их интересов, но и вследствие ощутимого  обострения конкуренции во всех сферах и на всех этажах мировой экономики.Отображая  переход стран авангарда в  постиндустриальную фазу развития, глобализация сама в известном смысле является его порождением. Так называемое постиндустриальное развитие опирается  не столько на информационно-коммуникационные технологии как таковые, сколько  на своеобразный симбиоз, возникающий  в результате оснащения машин, оборудования и инструментов всевозможными микроэлектронными  устройствами и их подключение к  системе компьютерного управления. Этот симбиоз обеспечил масштабную диверсификацию и рост качества услуг.

       К 2020 г. ВВП развивающихся стран  превысит ВВП развитых государств по паритету покупательской способности. Новыми лидерами глобализации станут Китай и Индия. Именно эти державы  будут вносить основной вклад  в высокую мировую динамику. Согласно прогнозу, ежегодный ВВП Китая составит 7,7%, Индии – 6,6%. Это в два с лишним раза выше, чем в США, и в 3-4 раза выше, чем в Западной Европе и Японии.

       Высокие темпы роста мировой экономики  в сочетании с замедлением  роста населения приведут к резкому  приросту ВВП на душу населения. Инновационный  процесс ускорится за счет роста  капиталовложений в НИОКР, формирование глобальных телекоммуникационных сетей, нарастания использования интернет - технологий. Наиболее быстро будут  расти обмен коммерческими услугами. Сохранится тенденция к сокращению доли изделий низкой технологии и  ресурсоемкой продукции в международном  товарообороте. Удельный вес в нем  топлива снизится с 13,8% до 8-9%.

       Энергосбережение  и экология останутся в круге  инновационной активности. Общее  потребление первичных энергоресурсов в мире возрастет примерно в 1,3 раза. Потребление нефти на единицу  мирового ВВП снизится в два раза по сравнению с 1990 г.

       Для достижения прогнозируемых показателей  экономического развития требуются  следующие условия: дальнейшая либерализация  внешнеэкономического обмена; расширения доступа к инновационным достижениям, передовым техническим стандартам и методам государственного и  корпоративного управления экономикой; более рациональное использование  всех видов ресурсов; поддержание  общепризнанных правил глобальной конкуренции.

       Нельзя  исключать и очередного отката глобализации. В случае возврата к протекционизму в международных экономических  отношениях среднегодовые темпы  прироста ВВП могут упасть в 2-2,5 раза.

       Ускорение глобализации увеличивает нагрузку на международные и национальные институты, скорость адаптации которых  отстает от темпа перемен. Неравномерность  развития, информационная революция, демографические  дисбалансы, экологические проблемы, порождают мощные миграционные потоки. Конкуренция за ресурсы и рынки  в многополярном мире ведется  очень жестко. Международная безопасность становится более хрупкой, угроза терроризма политической и экономической стабильности нарастает, увеличивается опасность распространения ядерного оружия.

Информация о работе Мировое хозяйство