Мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Определение мирового хозяйства. В экономической литературе нет единого понимания терминов «мировая экономика», «мировое хозяйство». Поскольку эти термины имеют широкую область применения, исследователи подчеркивают важные с их точки зрения аспекты. В отечественной литературе можно выделить несколько подходов.

Содержание

Понятие мирового хозяйства……………………………………..…………………3

2. Субъекты мирового хозяйства………………………………………………….…..8

3. Основные типы государств в мировой экономике…………………………….…17

4. Тенденции развития мирового хозяйства………………………..……………….21

Список используемой литературы…………………………………………….......…26

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.docx

— 46.52 Кб (Скачать)

       Содержание 

1. Понятие мирового хозяйства……………………………………..…………………3

2. Субъекты мирового хозяйства………………………………………………….…..8

3. Основные типы государств в мировой экономике…………………………….…17

4. Тенденции развития мирового хозяйства………………………..……………….21

Список используемой литературы…………………………………………….......…26 

 

       

       1. Понятие мирового хозяйства 

       Определение мирового хозяйства.  В экономической  литературе нет единого понимания  терминов «мировая экономика», «мировое хозяйство». Поскольку эти термины  имеют широкую область применения, исследователи подчеркивают важные с их точки зрения аспекты. В отечественной  литературе можно выделить несколько  подходов.

       1) Наиболее распространено понимание мирового хозяйства как совокупности национальных хозяйств, взаимосвязанных системой международного разделения труда, экономических и политических отношений.

       В этом определении основными составными частями выступают национально  обособленные страны вне зависимости  от того, идет их производство на внутренний или внешний рынок. При таком  подходе затушевываются причины, которые  определяют взаимосвязи, состояние  и перспективы развития мирового хозяйства.

       2) Согласно другой точке зрения, мировая экономика трактуется как система международных экономических взаимоотношений, как общая, универсальная связь между национальными хозяйствами. Подобной концепции придерживаются многие западные исследователи, в частности, считая, что международная экономическая система включает и торговлю, и финансовые отношения, а также неравное распределение капитальных ресурсов и рабочей силы. В данном случае из поля зрения исследователей выпадает производство, которое во многом определяет международные экономические взаимосвязи.

       3) Более полное толкование мирового хозяйства определяет его как глобальную экономическую систему, самовоспроизводящуюся на уровне производительных сил, производственных отношений и определенных аспектов правовых и политических отношений в той мере, в какой входящие в него хозяйствующие субъекты обладают определенной совместимостью на каждом из трех названных уровней. В этом определении находят отражение основные составные части хозяйства, включая материальную базу, реализацию различных форм собственности и определенный порядок функционирования воспроизводственных процессов.

       Характерные черты мировой экономики.  Все  исследователи признают, что мировое  хозяйство представляет собой определенную систему.

  • Основой возникновения и существования системы выступает ее целостность , которая предполагает экономическое взаимодействие всех составных частей системы на достаточно устойчивом уровне. Только в этом случае возможна регулярная циркуляция производимого продукта в глобальном масштабе и обеспечиваются постоянная деятельность, жизнеспособность системы, ее саморегулирование и развитие. Такое единство мирового хозяйства, циркуляция воспроизводимого продукта обеспечиваются национальными и международными рынками с присущими им товарно-денежными отношениями и множественностью цен.
  • Мировая экономика относится к числу сложных систем, характеризующихся множественностью составляющих ее элементов, иерархичностью, многоуровневостью, структурностью, неравномерностью  экономического развития.
  • Иерархичность предполагает, что функционирование мировой хозяйственной системы прежде всего на удовлетворение спроса высшего системного уровня. Экономическая мощь распределяется в мире очень неравномерно. Три государства — США, Япония и Германия, с 8% населения планеты, — аккумулируют половину мирового дохода и обладают более чем 1/3 покупательной способности всех стран мира. В этой связи распространяемый тезис о том, что в условиях открытой экономики каждая страна, преследуя свои интересы, действует для общего прогресса в мире, лишь маскирует удовлетворение интересов определенного числа стран.
  • Основу системы составляет международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из этих фаз мирового воспроизводственного процесса как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств в зависимости от их места и роли в целом оказывает влияние на функционирование всей мировой хозяйственной системы. Последняя имеет и присущие ей как целому определенные направления своего развития, но она не развивается вне национальных хозяйств.
  • Система понимается неоднозначно. При одном подходе она должна иметь общую цель, которая выступает как движущая сила ее развития. Внутри такой системы могут существовать обособленные секторы — подсистемы, обладающие специфическими характеристиками, но тем не менее подчиненные организующей цели системы в целом. Другое понимание системы исходит из того, что она состоит из ряда обособленных подсистем с разными и даже противоположными целями. Но входящие в нее подсистемы должны быть связаны между собой и взаимно воздействовать друг на друга. Такая структура систем может иметь временный, переходный характер, поскольку наиболее жизнестойкие подсистемы преобразуют или подчиняют своим целям другие. В противном случае система распадается.
  • Мировая экономика как система имеет общую цель.  В конечном счете ее функционирование направлено на удовлетворение потребностей (спроса), но в разных подсистемах эта цель модифицируется в силу различных социально-экономических условий. Создание новых предприятий не может быть самоцелью. Оно может быть оправдано, если способствует увеличению предложения и спроса, улучшению условий жизни населения.
  • Мировая экономика как система не может развиваться без определенного порядка,  основанного на нормах международного публичного и частного права, которые регулируют экономические отношения между государствами, экономическими объединениями, юридическими и физическими лицами. Соблюдение установленных конвенционных и обычных норм обеспечивается самими государствами и коллективными формами контроля за соблюдением международного права, которым занимаются различного рода международные организации. Эти правила уточняются и пересматриваются в соответствии с потребностями развития мировых производительных сил и отдельных подсистем и элементов.
  • Мировое хозяйство является исторической и политико-экономической категорией. Это объясняется тем, что каждому конкретному историческому этапу присущи определенные масштабы и уровень производства, интернационализации хозяйственной жизни и социально-экономическая структура.
  • Мировое хозяйство представляет собой сложную экономическую систему, состоящую из отдельных элементов, субъектов, которые сами являются системами с присущим только им регулированием.

       Отношения между отдельными элементами мирового хозяйства составляют уровни.  Отношения  между государствами составляют международный  уровень, который  регулируется международными правилами  и нормами. Отношения потоков, выходящих  за пределы национальных границ, образуют транснациональный  уровень —  сфера деятельности фирм и групп  с их внутренними системами информации. Он все больше становится автономным, все меньше поддается регулированию.

       Транснациональный уровень включает также сеть потоков  неформальной деятельности: торговля наркотиками, оружием, подпольная миграция.

       Множество элементов, из которых состоит мировая  хозяйственная система, действуют  там одновременно. Между центрами силы существуют столкновения, договоренности, объединения. Возникают черты олигополии, которые распространяют свою стратегию  либо на весь мир, либо на отдельные  районы.

       В социально-экономическом  плане  мировое хозяйство неоднородно. Ведущее место в нем принадлежит  промышленно развитым западным странам. Особое место занимают развивающиеся  страны, у которых во многом сохраняется  зависимый характер их экономик от индустриальных стран. Большую специфику  в своем развитии имеют восточноевропейские  страны с переходной экономикой и  целый ряд других государств. В  целом мировое хозяйство представляет собой сложное социально-экономическое  образование.

       В производственном и социальном плане  мировое хозяйство представляет собой арену противоречий, конкурентной борьбы, которые развертываются как  внутри стран, так и в планетарном  масштабе. Они охватывают факторы  производства (производительные силы), национальные образования и экономические  объединения, группы предпринимателей, предпринимателей и рабочую силу.

       В мировом хозяйстве, как и в  любой сложной системе, имеются  узкие места или аттрактары, обладающие такими свойствами, что даже слабые воздействия на них способны вызывать существенные, а иногда и катастрофические изменения в состоянии и поведении  всей сложной системы.

 

       2. Субъекты мирового хозяйства 

       Целенаправленная  хозяйственная деятельность в мировом  хозяйстве осуществляется субъектами, которые определяют состояние и  развитие факторов производства, а  также способы их соединения. Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие  единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном  пространстве и обладающие определенными  международными правами и обязанностями.  В число таких основных хозяйствующих  субъектов входят национальные государства, ТНК, региональные интеграционные хозяйственные  объединения, международные экономические организации.

       Государство — основной субъект мирового хозяйства.  Государство представляет собой  форму политической и экономической  организации общества, отражающую интересы господствующего класса, группы населения. Господствующий класс, группы превращают собственные интересы в цели государства. На этой основе происходит взаимодействие государственной и хозяйственной  деятельности. Это предполагает приведение экономических субъектов к определенному  политическому единству. Являясь  аппаратом власти, государство не только становится над обществом, но и представляет его интересы, что  придает ему определенную самостоятельность.

       Развитие  государства тесно связано с  национальным хозяйством. Национальная экономика обычно представляет собой  разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому государство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохранять  или вновь создавать структурообразующие  производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздействия, способствовать улучшению структуры  экономики и повышению ее эффективности.

       Роль  государства в экономике проявляется  прежде всего в создании гарантированных  рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участии в  накоплении капитала, регулировании  внутренних и внешних экономических  связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве ВВП. Это достигается в основном перераспределением национального дохода через государственные финансы.

       В течение длительного времени  происходит увеличение финансовых средств, мобилизуемых государством. Данные по 14 развитым странам показывают, что  только правительственные расходы  у них возросли с 8,35 в 1870 г. до 47% в 1996 г. Норма текущих поступлений  в развитых странах за 80— 90-е годы XX в. поднялась с 34 до 37,5% ВВП, в развивающихся  странах — до 25%. За последние  десятилетия за исключением восточноевропейских  стран практически нигде не происходило  сокращение перераспределительной  роли государства.

       Мобилизуемые  государством финансовые средства позволяли  обеспечивать подготовку рабочей силы, которой в основном занимается государство. Расходы на образование только за 80— 90-е годы увеличилась с 3,9 до 4,8% ВМП, расходы на здравоохранение  составили 2,5% ВМП, в том числе  в промышленно развитых странах  — 6% их совокупного ВВП.

       Государство во многих странах несет ответственность  за социальное обеспечение населения. В целом на социальные услуги населению  государства выделяют до 20% их ВВП (в  развивающихся странах — около 5%).

       Государство является активным участником хозяйственной  деятельности. Приобретая товары и  услуги, оно создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субсидии. В течение прошлого века происходило  снижение доли частного потребления  и повышение государственного. В 1820 г. частное потребление в ныне развитых странах, очевидно, составляло 85% ВВП, в конце XX в. — порядка 60%. Наибольшая доля государственного потребления отмечается в странах с высоким уровнем дохода и самых бедных странах.

       В общегосударственное потребление  входят также расходы местных  органов власти, соответственно его  показатели будут значительно выше.

       Государственное потребление создает для компаний достаточно гарантированный и емкий  рынок сбыта. Он оказывает на положение  национальных хозяйствующих субъектов  не только прямое, но и косвенное  воздействие. Государственные заказы образуют цепную реакцию в хозяйстве, обеспечивая возможность реализации товаров и услуг не только фирм-контракторов, но и фирм-субподрядчиков.

       Государственное кредитование и субсидирование —  важный инструмент воздействия на инвестиционный процесс и потребление частного сектора. По оценкам, субсидии, предоставляемые  предпринимательскому сектору, в среднем  составляют 2,5% ВМП. Развитие целого ряда отраслей напрямую зависит от государственных  капиталовложений и субсидий. Ярким  примером этого является сельское хозяйство  и научно-исследовательская сфера  в развитых странах.

       Государство непосредственно занимается предпринимательской  деятельностью. Поскольку прямое огосударствление производства ограничивает частную  собственность, правящие круги используют его, когда с помощью других мер  не удается справиться с противоречиями в воспроизводственном процессе, с возникшими трудностями. Обычно усиление предпринимательской функции государства  и расширение государственной собственности  характерны для решения социально-политических задач, для мобилизационного типа развития (во время войн, кризисов, послевоенного  восстановления) и для догоняющего  типа развития. В промышленно развитых странах Запада в 70-е годы государственные  предприятия обеспечивали до 20 % ВВП. В настоящее время экономическая  роль государства в большей мере сводится к воздействию на производственные процессы через перераспределение  национального дохода, регулирование воспроизводства.

Информация о работе Мировое хозяйство