Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:32, курсовая работа
Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокуп-ность различных национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства экономичес¬ких ресурсов. На этой основе между странами возникают меж¬дународные экономические отношения, т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами (юридическими и физическими лицами разных стран).
Основа существования мирового хозяйства - целостность и устойчивость. Цель мирового хозяйства - удовлетворение спроса и человеческих потребностей. Порядок функционирования мирового хозяйства базируется на нормах частного и государственного права.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
I. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ……….5
II. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО, ЧЕРТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИ-ТИЯ
2.1. Понятие мировой экономики, ее сущность………...……..10
III. СУБЪЕКТЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА……………………...13
3.1. Критерии выделения подсистем мирового хозяйства……24
3.2. Основные показатели развития мирового хозяйства…….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..41
Основная цель функционирования мировой экономики – удовлетворение человеческих потребностей (спроса). Внутри самой системы, в рамках отдельных государств данная цель модифицируется в силу различных социально-экономических условий. Мировая экономика одновременно является объектом изучения теории международных экономических отношений. Специфика мирового хозяйства и международных экономических отношений определяется тем, что взаимоотношения в социально-экономическом обществе осуществляются через государственные границы и реализуются в виде международных экономических отношений. Отсюда предметом исследования теории мировой экономики и международных экономических отношений являются взаимоотношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Весь многообразный комплекс вопросов мировой экономики и международных экономических отношений является объектом изучения теории экономических отношений на уровнях:
а) развитых стран;
б) развивающихся стран;
в) постсоциалистических стран.
В своей совокупности эти отношения на всех уровнях образуют отношения мировой экономики. Находясь в составе мировой экономики, экономика каждой страны приспосабливается. Она постепенно трансформируется из экономики полного или неполного набора отраслей в экономику специализированную, в которой одни отрасли начинают играть в условиях жесткой конкуренции не только внутристрановое, но и международное значение (при наличии благоприятных предпосылок для их развития), а другие прекращают свое существование или сохраняют значение только в пределах своей страны.
Исторически в разных странах производятся различные виды товаров в зависимости от природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации и исторических особенностей развития. Так складывается международное территориальное и отраслевое разделение труда, в результате чего страна специализируется на производстве конкретной продукции и развитии соответствующих отраслей. Например: Марокко (имеет богатые месторождения фосфатов) – страна получила международную специализацию по производству и экспорту сырья продукции химической промышленности. Страны ОПЕК (страны – экспортеры нефти) – в международном разделении труда их лицо определяется добычей, экспортом, а сейчас и переработкой нефти. Страны Центральной Америки – производство и экспорт цитрусовых и других видов тропических культур и т.д. В современном мировом хозяйстве очень мало стран, которые не специализировались бы на производстве конкретной продукции. Таким образом, мировая экономика представляет собой совокупность взаимосвязанных стран, объединяемых системой МЭО (одни страны и регионы не могут обойтись без других, например Европа без Северной Африки и наоборот, Ближний Восток без Европы и т.д.). В этих и других регионах идет, с одной стороны, взаимная поставка сырья и рабочей силы, а с другой – готовой продукции и оборудования. Во всем этом процессе каждая страна стремится получить экономическую выгоду, используя лучшие условия (стороны) своего положения. В настоящее время почти все государства бывшего Союза переживают экономический кризис, основной причиной которого является резкий разрыв всех социально-экономических отношений, сложившихся десятилетиями.
II. СУБЪЕКТЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Целенаправленная
Государство — основной субъект мирового хозяйства. Государство представляет собой форму политической и экономической организации общества, отражающую интересы господствующего класса, группы населения. Господствующий класс, группы превращают собственные интересы в цели государства. На этой основе происходит взаимодействие государственной и хозяйственной деятельности. Это предполагает приведение экономических субъектов к определенному политическому единству. Являясь аппаратом власти, государство не только становится над обществом, но и представляет его интересы, что придает ему определенную самостоятельность.
Развитие государства тесно связано с национальным хозяйством. Национальная экономика обычно представляет собой разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому государство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохранять или вновь создавать структурообразующие производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздействия, способствовать улучшению структуры экономики и повышению ее эффективности.
Роль государства в экономике проявляется прежде всего в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участии в накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве ВВП. Это достигается в основном перераспределением национального дохода через государственные финансы.
В течение длительного времени происходит увеличение финансовых средств, мобилизуемых государством. Данные по 14 развитым странам показывают, что только правительственные расходы у них возросли с 8,35 в 1870 г. до 47% в 1996 г. Норма текущих поступлений в развитых странах за 80—90-е годы XX в. поднялась с 34 до 37,5% ВВП, в развивающихся странах — до 25%. За последние десятилетия за исключением восточноевропейских стран практически нигде не происходило сокращение перераспределительной роли государства.
• Мобилизуемые государством финансовые средства позволяли обеспечивать подготовку рабочей силы, которой в основном занимается государство. Расходы на образование только за 80—90-е годы увеличилась с 3,9 до 4,8% ВМП, расходы на здравоохранение составили 2,5% ВМП, в том числе в промышленно развитых странах — 6% их совокупного ВВП.
• Государство во многих странах несет ответственность за социальное обеспечение населения. В целом на социальные услуги населению государства выделяют до 20% их ВВП (в развивающихся странах — около 5%).
• Государство является активным участником хозяйственной деятельности. Приобретая товары и услуги, оно создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субсидии. В течение прошлого века происходило снижение доли частного потребления и повышение государственного. В 1820 г. частное потребление в ныне развитых странах, очевидно, составляло 85% ВВП, в конце XX в. — порядка 60% (табл. 1.1). Наибольшая доля государственного потребления отмечается в странах с высоким уровнем дохода и самых бедных странах.
Таблица 1.1
Потребление правительственных организаций, % ВМП
|
1980 |
1999 |
Потребление правительств |
15 |
15 |
Частное потребление |
61 |
62 |
Капиталовложения |
25 |
22 |
Экспорт товаров и услуг |
20 |
22 |
Баланс |
—1 |
0 |
В общегосударственное
Государственное потребление создает для компаний достаточно гарантированный и емкий рынок сбыта. Он оказывает на положение национальных хозяйствующих субъектов не только прямое, но и косвенное воздействие. Государственные заказы образуют цепную реакцию в хозяйстве, обеспечивая возможность реализации товаров и услуг не только фирм-контракторов, но и фирм-субподрядчиков.
• Государство прямо и косвенно влияет на размеры и структуру капиталовложений. Роль государственных капиталовложений в конце века сократилась, но она остается значительной, колеблясь в пределах 0,7 — 14% ВВП.
• Государственное кредитование и субсидирование — важный инструмент воздействия на инвестиционный процесс и потребление частного сектора. По оценкам, субсидии, предоставляемые предпринимательскому сектору, в среднем составляют 2,5% ВМП. Развитие целого ряда отраслей напрямую зависит от государственных капиталовложений и субсидий. Ярким примером этого является сельское хозяйство и научно-исследовательская сфера в развитых странах.
• Государство выступает крупным работодателем, обеспечивая до 20% занятых.
• Государство непосредственно занимается предпринимательской деятельностью. Поскольку прямое огосударствление производства ограничивает частную собственность, правящие круги используют его, когда с помощью других мер не удается справиться с противоречиями в воспроизводственном процессе, с возникшими трудностями. Обычно усиление предпринимательской функции государства и расширение государственной собственности характерны для решения социально-политических задач, для мобилизационного типа развития (во время войн, кризисов, послевоенного восстановления) и для догоняющего типа развития. В промышленно развитых странах Запада в 70-е годы государственные предприятия обеспечивали до 20 % ВВП. В настоящее время экономическая роль государства в большей мере сводится к воздействию на производственные процессы через перераспределение национального дохода, регулирование воспроизводства.
В целом государство, используя свою властную монополию, определяет национальную стратегию, разрабатывает правовые основы развития общества, регулирует денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обеспечивает внешнюю безопасность. Объектом его воздействия выступают все пропорции национального производства. Направленность и характер решения этих задач зависят от соотношения между различными группами населения, целенаправленной деятельности правящих групп, ее соответствия интересам всего общества.
Обеспечение общенациональных, общегосударственных интересов исторически означало предпочтение собственной территории. Для собственных хозяйствующих субъектов, населения создавались предпочтительные возможности хозяйственной деятельности. В рамках национальной хозяйственной системы государство обеспечивало определяющее место внутренним экономическим, национальным и культурным связям. Это предопределяло самостоятельную роль национального хозяйства в мировой экономической системе.
Государственное воздействие на другие субъекты мирового хозяйства и на систему в целом соизмеряется с хозяйственным потенциалом государства и ролью национальных хозяйствующих субъектов на международных рынках.
Транснациональные компании. ТНК занимают особое место в мировом хозяйстве, оказывая разностороннее влияние на его функционирование, на положение других хозяйствующих субъектов и подсистем.
Понятие ТНК. Среди исследователей нет единообразного понимания международных хозяйственных объединений. Их именуют международными, многонациональными, глобальными, сверхнациональными, транснациональными корпорациями. Данные названия отражают поиск соответствующего выражения различных функций компаний, действующих на различных экономических пространствах.
К многонациональным, транснациональным
компаниям относят
По национальному составу капитала международные компании делят на две группы: транснациональные и собственно международные, многонациональные компании. Ведущее место занимают ТНК, которые являются национальными по капиталу и международными по месту его приложения. Международные по капиталу компании немногочисленны и стоят на втором месте.
К ним, например, относятся англо-голландские «Ройял датч Шелл», «Юнилевер», шведско-швейцарская «АСЕА-Браун Бовери», англо-американская «Бритиш Петролеум-Амоко» и другие. Препятствием на пути развития международных по капиталу компаний выступает национальная клановость группировок капитала.
В учебнике вышеупомянутые типы компаний, имеющие прямые капиталовложения за границей, отнесены к ТНК.
Формирование ТНК в основном относится к 60-м годам XX в., когда ведущие компании западных стран начали осуществлять массированный вывоз капитала. Углубление общественного разделения труда и внедрение новых технологий создали возможности пространственного разделения отдельных технологических процессов, а появление новых средств транспорта и связи способствовало реализации этих возможностей. Ранее единый процесс производства в рамках отдельных производственных единиц стал дробиться и размещаться с учетом различий в ценах национальных факторов производства. Получила развитие пространственная децентрализация производства в планетарном масштабе при концентрации капитала.