Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:20, курсовая работа
Мировая экономика является сложной системой, включающей множество разнообразных элементов, основу которой образуют международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из этих фаз мирового воспроизводственного процесса как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств в зависимости от их места и доли в целом, оказывает влияние на функционирование всей мировой хозяйственной системы.
Введение
1. Всемирное хозяйство и его характерные черты
1.1 Понятия мирового хозяйства
1.2 Становление мировой экономики
1.3 Теории мирового хозяйства
2. Мировая экономика как система
2.1 Механизм мирового хозяйства и тенденции его развития
2.2 Субъекты мирового хозяйства и система показателей, характеризующих их место в мировой экономике
2.3 Международные экономические отношения: основные черты и особенности
3. Участие Республики Казахстан в мировом хозяйстве
3.1 Внешнеэкономические связи Республики Казахстан
3.2 Интеграция Казахстана в мировую экономику в условиях глобализации
3.3 Перспективы Республики Казахстан на мировых рынках
Заключение
Список использованной литературы
В
последние два десятилетия
Наиболее известной из них является теория конкурентных преимуществ Майкла Портера. В ней последовательно проводится идея, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, поэтому очень важно понять, как фирма создает и удерживает конкурентные преимущества, и уяснить роль страны в этом процессе. Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью следующих четырех основных составляющих, называемых «конкурентным ромбом»: факторных условий (наличие в стране основных факторов производства); условий внутреннего спроса, вызывающих эффект масштаба; наличия смежных и поддерживающих отраслей (кластеров); стратегия фирмы, её структуры и места во внутриотраслевой конкуренции [24., c.229-232].
2. Мировая экономика как система
2.1 Механизм мирового хозяйства и тенденции его развития
Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет более 500 млрд. долл. в год, а доля высокотехнологичной продукции приближается к 40% в экспорте промышленно развитых стран [4., c.243-246].
В самом общем виде хозяйственный механизм мирового хозяйства можно определить как общественную систему организации производственных сил, совокупность форм и методов регулирования экономических процессов в планетарном масштабе, а также организационно-правовых основ, которые обуславливают производство, распределение, обмен и потребление производственных ресурсов, динамизм и качественные параметры экономического развития. Хозяйственный механизм обеспечивает взаимодействие организованных в соответствующих формах собственности производительных сил в процессе их реализации [10., c. 122-123].
Основной организующей силой мирового хозяйства выступает постоянно растущий мировой рынок, представляющий собой совокупность внутренних, иностранных и международных рынков.
Значительно возросла роль торговли машинами и оборудованием. Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции. Ежегодный прирост мирового рынка микроэлектроники вплоть до 2010 г. прогнозируется на уровне 10--15 процентов. Еще в 2007 г. мировой объем продаж электронных устройств всех видов превысил достижение рубежа в 1 трлн. Долларов [29., c. 237].
В связи с возрастанием мирового экспорта машин и оборудования (лидеры здесь - промышленно развитые страны) резко вырос и обмен соответствующими услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как: инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги.
В целом мировой экспорт услуг 80-х годов демонстрирует заметный рост, несколько затормозившийся в середине 90-х годов.
Развитие мировой экономики во многом определяется ростом торговли услугами - транспортными, финансовыми, туристическими. В середине 90-х гг. он достиг 1230 млрд. долл. (экспорт товаров соответственно 4875 млрд. долл.) и составлял, таким образом, пятую часть общей стоимости мировой торговли. Приведенные показатели относятся лишь к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, приблизительно на сумму в три раза большую совершаются операции с услугами филиалами иностранных компаний на территории других стран.
Одной из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией.
Важной тенденцией 90-х годов является весьма динамичный рост мирового металлургического рынка. К особенностям этого рынка следует отнести относительное, но достаточно заметное снижение доли традиционных экспортеров -- Японии и стран ЕС. Заметно укрепились позиции Республики Корея и Бразилии. Место крупнейших нетто-импортеров по-прежнему сохраняют США и Китай [34., c.351-354].
Следует
отметить тенденцию в увеличении
потребления сырья и
Ужесточение требований по охране окружающей среды, направленное на ограничение выброса в атмосферу газов, и, прежде всего, углекислого газа, для предотвращения глобального изменения климата, в перспективе окажет определенное влияние на снижение потребления угля и в какой-то степени нефти, как наиболее экологически грязных энергетических ресурсов. Одновременно будет повышена роль возобновляемых источников энергии и природного газа [21., c. 152-156].
Долгосрочными тенденциями развития мирового продовольственного рынка являются опережающее развитие торговли по сравнению с темпами роста продовольствия в отдельных странах. Другая тенденция - это опережающее развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельскохозяйственным сырьем.
Характеризуя отраслевую структуру мировой торговли в первой половине XX века (до второй мировой войны) и в последующие десятилетия, можно заметить существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится только 1/4. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой торговли к концу 90-х годов - это торговля машинами и оборудованием [4., c.407-410].
Особое место в системе международной торговли с середины 90-х гг. занимает электронная торговля - торговля во всемирной сети Интернет. Интернет - коммерция, названная «новой экономикой», развивается намного динамичнее большинства секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира происходит процесс адаптации к «новой экономике», осознание ее роли в системе международных экономических связей. Между тем уже сейчас ясно, что компьютерные и телекоммуникационные сети поставят электронную границу между преуспевающими и бедными странами.
Существенное распространение «электронная торговля» (ЭТ) получила в США. Это объясняется тем, что американские компании являются лидерами в области создания систем электронной торговли, а также тем, что в стране высокая степень обеспечения семей компьютерами и программным обеспечением. Поскольку цены в электронных системах торговли США часто ниже мировых, ЭТ начинает приобретать глобальный характер [20., c. 450-458].
Наиболее
успешными организационными формами,
действующими в ЭТ, являются специализированные
розничные электронные
Специалисты полагают, что проблемы ЭТ - это проблемы роста. Ее роль в развитии международной торговли в XXI веке будет огромной.
Промышленные компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции фирмам и могут иметь свою оптовую сеть. Используются прямые связи производства с розничной торговлей, минуя специализированные оптовые фирмы. Однако в ряде случаев, при обилии и широком территориальном сосредоточении розничных торговых фирм, покупающих товары данной промышленной компании, при необходимости значительной послепроизводственной обработки прямые связи нецелесообразны.
Распространены вертикальные объединения «контрактного типа» - когда промышленный концерн объединяется с торговыми фирмами. В таких «цепных компаниях» создаются центральные закупочные конторы, а самостоятельность мелких фирм ограничивается. Последние стали развивать другие формы интеграции, например, кооперативные ассоциации розничных фирм. Еще одна форма «цепных компаний» - «добровольные цепи» - контрактная форма связи между оптовыми и розничными фирмами при сохранении независимости участников «цепи». В «добровольной цепи» совместная оптовая фирма обслуживает создавшие ее розничные фирмы, в кооперативном объединении оптовые фирмы объединяют усилия с розничными.
Вертикальные объединения дают их участникам ряд преимуществ: более благоприятные условия воспроизводства по сравнению с условиями необъединенных фирм, большая стабильность и надежность снабжения торговых фирм товарами, более надежный сбыт.
Важный
параметр в оптовой торговле - соотношение
универсальных и
Особое место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют чем угодно, причем и оптом, и в розницу. В основном товарные биржи имеют свою специализацию: уголь, нефть, лес, зерно и т.д. [25., c.34-46].
2.
Публичная биржевая торговля
основана на принципах
Движение цен будет определяться числом продавцов, желающих продать товар при данном уровне цен и покупателей, готовых приобрести данный товар при этом уровне цены. Особенностью современной биржевой торговли при высокой ликвидности (большом числе продавцов и покупателей) является то, что разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1% уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5% цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости - 10% и более [26., c.84-86].
· Товарные биржи.
Существует несколько основных видов товарных бирж:
Открытые
- доступные для всех. На них торгуют
реальными товарами, поэтому в
сделках непосредственно
2)
Открытые биржи смешанного
Закрытые - торгующие реальным товаром. На них продавцы и покупатели не вправе входить в «биржевое кольцо» и тем самым непосредственно контактировать друг с другом [4., c.253-256].