Мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Мировая экономика является сложной системой, включающей множество разнообразных элементов, основу которой образуют международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из этих фаз мирового воспроизводственного процесса как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств в зависимости от их места и доли в целом, оказывает влияние на функционирование всей мировой хозяйственной системы.

Содержание

Введение

1. Всемирное хозяйство и его характерные черты

1.1 Понятия мирового хозяйства

1.2 Становление мировой экономики

1.3 Теории мирового хозяйства

2. Мировая экономика как система

2.1 Механизм мирового хозяйства и тенденции его развития

2.2 Субъекты мирового хозяйства и система показателей, характеризующих их место в мировой экономике

2.3 Международные экономические отношения: основные черты и особенности

3. Участие Республики Казахстан в мировом хозяйстве

3.1 Внешнеэкономические связи Республики Казахстан

3.2 Интеграция Казахстана в мировую экономику в условиях глобализации

3.3 Перспективы Республики Казахстан на мировых рынках

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 287.50 Кб (Скачать)
     Теория  Вернона и Киндельберга.
     Во  второй половине 60-х годов XX в. распространение получила теория «цикла жизни продукта», разработанная Р. Верноном, а также Ч. Киндельбергом и Л. Уэльсом. Каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые связи между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях зрелости [24., c.228-229].
     Теория  конкурентных преимуществ Майкла Портера.
     Рассмотренные выше теоретические объяснения международного обмена товарами показывают, что традиционные внешнеторговые теории недостаточны для объяснения современного международного обмена товарами. Тем не менее, они являются базовыми в теоретических исследованиях западных ученых и объясняют возникновение и направленность международной торговли товарами сравнительными преимуществами вследствие товарной дифференциации и различий в наборах факторов отдельных стран. Страна экспортирует товары, при производстве которых она имеет сравнительные преимущества в издержках, и импортирует товары, при производстве которых у нее нет этих преимуществ.
     В основе дальнейшего развития теории сравнительных преимуществ и  новых теорий интернационализации  лежит включение в процесс  исследования дополнительных новых  факторов и переменных, в том числе  различных человеческих и капитальных  ресурсов стран, НТП, условий несовершенного рынка товаров и факторов производства и международной мобильности последних и др.

     В последние два десятилетия макроэкономический подход к анализу в теориях  международной торговли дополнился микроэкономическим, что проявляется в значительном интересе ученых к разработке различных моделей участия в международной торговле отдельных фирм и корпораций. Большинство авторов при этом решающую роль отводит реализации технологических преимуществ отдельных корпораций на рынках, максимально восприимчивых к нововведениям. Объектами международной торговли в данном случае является как технология, воплощенная в наукоемких товарах, так и чистая (в виде лицензий).

     Наиболее  известной из них является теория конкурентных преимуществ Майкла Портера. В ней последовательно проводится идея, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, поэтому очень важно понять, как фирма создает и удерживает конкурентные преимущества, и уяснить роль страны в этом процессе. Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью следующих четырех основных составляющих, называемых «конкурентным ромбом»: факторных условий (наличие в стране основных факторов производства); условий внутреннего спроса, вызывающих эффект масштаба; наличия смежных и поддерживающих отраслей (кластеров); стратегия фирмы, её структуры и места во внутриотраслевой конкуренции [24., c.229-232].

     2. Мировая экономика как система

     2.1 Механизм мирового хозяйства  и тенденции его развития

     Наиболее  динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет более 500 млрд. долл. в год, а доля высокотехнологичной продукции приближается к 40% в экспорте промышленно развитых стран [4., c.243-246].

     В самом общем виде хозяйственный  механизм мирового хозяйства можно  определить как общественную систему  организации производственных сил, совокупность форм и методов регулирования экономических процессов в планетарном масштабе, а также организационно-правовых основ, которые обуславливают производство, распределение, обмен и потребление производственных ресурсов, динамизм и качественные параметры экономического развития. Хозяйственный механизм обеспечивает взаимодействие организованных в соответствующих формах собственности производительных сил в процессе их реализации [10., c. 122-123].

     Основной  организующей силой мирового хозяйства  выступает постоянно растущий мировой  рынок, представляющий собой совокупность внутренних, иностранных и международных рынков.

     Значительно возросла роль торговли машинами и  оборудованием. Наиболее быстрыми темпами  растет экспорт электротехнического  и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции. Ежегодный прирост мирового рынка микроэлектроники вплоть до 2010 г. прогнозируется на уровне 10--15 процентов. Еще в 2007 г. мировой объем продаж электронных устройств всех видов превысил достижение рубежа в 1 трлн. Долларов [29., c. 237].

     В связи с возрастанием мирового экспорта машин и оборудования (лидеры здесь - промышленно развитые страны) резко  вырос и обмен соответствующими услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как: инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги.

     В целом мировой экспорт услуг 80-х  годов демонстрирует заметный рост, несколько затормозившийся в середине 90-х годов.

     Развитие  мировой экономики во многом определяется ростом торговли услугами - транспортными, финансовыми, туристическими. В середине 90-х гг. он достиг 1230 млрд. долл. (экспорт  товаров соответственно 4875 млрд. долл.) и составлял, таким образом, пятую часть общей стоимости мировой торговли. Приведенные показатели относятся лишь к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, приблизительно на сумму в три раза большую совершаются операции с услугами филиалами иностранных компаний на территории других стран.

     Одной из быстроразвивающихся сфер международной  торговли является торговля химической продукцией.

     Важной  тенденцией 90-х годов является весьма динамичный рост мирового металлургического рынка. К особенностям этого рынка следует отнести относительное, но достаточно заметное снижение доли традиционных экспортеров -- Японии и стран ЕС. Заметно укрепились позиции Республики Корея и Бразилии. Место крупнейших нетто-импортеров по-прежнему сохраняют США и Китай [34., c.351-354].

     Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое  отставание объясняется созданием заменителей сырья, более экономичным использованием и углублением его переработки.

     Ужесточение требований по охране окружающей среды, направленное на ограничение выброса  в атмосферу газов, и, прежде всего, углекислого газа, для предотвращения глобального изменения климата, в перспективе окажет определенное влияние на снижение потребления угля и в какой-то степени нефти, как наиболее экологически грязных энергетических ресурсов. Одновременно будет повышена роль возобновляемых источников энергии и природного газа [21., c. 152-156].

     Долгосрочными тенденциями развития мирового продовольственного рынка являются опережающее развитие торговли по сравнению с темпами  роста продовольствия в отдельных  странах. Другая тенденция - это опережающее  развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельскохозяйственным сырьем.

     Характеризуя  отраслевую структуру мировой торговли в первой половине XX века (до второй мировой войны) и в последующие  десятилетия, можно заметить существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится только 1/4. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой торговли к концу 90-х годов - это торговля машинами и оборудованием [4., c.407-410].

     Особое  место в системе международной  торговли с середины 90-х гг. занимает электронная торговля - торговля во всемирной сети Интернет. Интернет - коммерция, названная «новой экономикой», развивается намного динамичнее большинства секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира происходит процесс адаптации к «новой экономике», осознание ее роли в системе международных экономических связей. Между тем уже сейчас ясно, что компьютерные и телекоммуникационные сети поставят электронную границу между преуспевающими и бедными странами.

     Существенное  распространение «электронная торговля» (ЭТ) получила в США. Это объясняется  тем, что американские компании являются лидерами в области создания систем электронной торговли, а также тем, что в стране высокая степень обеспечения семей компьютерами и программным обеспечением. Поскольку цены в электронных системах торговли США часто ниже мировых, ЭТ начинает приобретать глобальный характер [20., c. 450-458].

     Наиболее  успешными организационными формами, действующими в ЭТ, являются специализированные розничные электронные магазины. Помимо собственно торговли, в системе  Интернет все большее развитие получают разного рода услуги, в том числе  информационные, рекламные, банковские, услуги по грузоперевозкам и т. п. Особую динамику в последнее время приобретает торговля через сеть ценными бумагами. Основными проблемами ЭТ являются, во-первых, отсутствие гарантии качества со стороны государства: ни одно правительство не может применить внутренние санкции к зарубежной компании, работающей в системе ЭТ. Во-вторых, стоимость доставки товаров в разные страны мира достаточно высока. При этом затраты на перевозку в основном увеличиваются за счет импортных пошлин и других налогов.

     Специалисты полагают, что проблемы ЭТ - это проблемы роста. Ее роль в развитии международной  торговли в XXI веке будет огромной.

     Виды  мировой торговли:
     1.Оптовая торговля.
     Основная  организационная форма в оптовой  торговле стран с развитой рыночной экономикой - независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм в Германии имеются собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады.

     Промышленные  компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции  фирмам и могут иметь свою оптовую сеть. Используются прямые связи производства с розничной торговлей, минуя специализированные оптовые фирмы. Однако в ряде случаев, при обилии и широком территориальном сосредоточении розничных торговых фирм, покупающих товары данной промышленной компании, при необходимости значительной послепроизводственной обработки прямые связи нецелесообразны.

     Распространены  вертикальные объединения «контрактного  типа» - когда промышленный концерн  объединяется с торговыми фирмами. В таких «цепных компаниях» создаются центральные закупочные конторы, а самостоятельность мелких фирм ограничивается. Последние стали развивать другие формы интеграции, например, кооперативные ассоциации розничных фирм. Еще одна форма «цепных компаний» - «добровольные цепи» - контрактная форма связи между оптовыми и розничными фирмами при сохранении независимости участников «цепи». В «добровольной цепи» совместная оптовая фирма обслуживает создавшие ее розничные фирмы, в кооперативном объединении оптовые фирмы объединяют усилия с розничными.

     Вертикальные  объединения дают их участникам ряд  преимуществ: более благоприятные  условия воспроизводства по сравнению  с условиями необъединенных фирм, большая стабильность и надежность снабжения торговых фирм товарами, более надежный сбыт.

     Важный  параметр в оптовой торговле - соотношение  универсальных и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать  тенденцию к специализации (в  специализированных фирмах производительность труда значительно выше, чем в  универсальных). Специализация идет по предметному (товарному) и функциональному (т.е. ограничение функций, выполняемых оптовой фирмой) признаку.

     Особое  место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют чем угодно, причем и оптом, и в розницу. В основном товарные биржи имеют свою специализацию: уголь, нефть, лес, зерно и т.д. [25., c.34-46].

     2. Публичная биржевая торговля  основана на принципах двойного  аукциона, когда увеличивающиеся  предложения покупателей встречаются  со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведенья публики через прессу и каналы связи.

     Движение  цен будет определяться числом продавцов, желающих продать товар при данном уровне цен и покупателей, готовых приобрести данный товар при этом уровне цены. Особенностью современной биржевой торговли при высокой ликвидности (большом числе продавцов и покупателей) является то, что разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1% уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5% цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости - 10% и более [26., c.84-86].

     · Товарные биржи.

     Существует  несколько основных видов товарных бирж:

     Открытые - доступные для всех. На них торгуют  реальными товарами, поэтому в  сделках непосредственно участвуют  продавцы и покупатели. Посредники между ними возможны, но не обязательны. Деятельность таких бирж регламентируется слабо.

     2) Открытые биржи смешанного типа, уже с посредниками - брокерами,  действующими за счет клиента,  и дилерами, действующими за свой  счет.

     Закрытые - торгующие реальным товаром. На них  продавцы и покупатели не вправе входить  в «биржевое кольцо» и тем  самым непосредственно контактировать друг с другом [4., c.253-256].

Информация о работе Мировое хозяйство