Мировая транспортная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

Развитие мировой экономики в значительной степени зависит от состояния транспортной системы в целом. Темпы развития транспорта в 20 веке были настолько высоки, что достигнутые перемены сравнимы по своим масштабам с прогрессом за всю предыдущую историю транспорта. В 20 веке возникли, начали практически функционировать и стали важнейшими компонентами всей мировой экономики новые транспортные отрасли такие, как автомобильный, авиационный, трубопроводный.

Содержание

1. Мировая транспортная система. Основные тенденции ее развития…………
2. Прямые зарубежные инвестиции: субъекты вывоза капитала, причины прямых зарубежных инвестиций, государственная поддержка прямых инвестиций………………………………………………………………………..
3. Определить экономическую сущность действия………………………………
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 72.00 Кб (Скачать)


                                            Оглавление

 

 

1.      Мировая  транспортная система. Основные тенденции ее развития…………

2.      Прямые зарубежные инвестиции: субъекты вывоза капитала, причины прямых зарубежных инвестиций, государственная поддержка прямых инвестиций………………………………………………………………………..

3.      Определить экономическую сущность действия………………………………

Список используемой литературы…………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Мировая транспортная система. Основные тенденции её развития.

Развитие мировой экономики в значительной степени зависит от состояния транспортной системы в целом. Темпы развития транспорта в 20 веке были настолько высоки, что достигнутые перемены сравнимы по своим масштабам с прогрессом за всю предыдущую историю транспорта. В 20 веке возникли, начали практически функционировать и стали важнейшими компонентами всей мировой экономики новые транспортные отрасли такие, как автомобильный, авиационный, трубопроводный.

Определяющее значение для развития современного транспорта имел быстрый технологический прогресс 60-70-х годов прошлого столетия, вошедший в историю под названием «транспортная революция». Основным новшеством стало создание контейнера, т.е. стандартной емкости для бестарной перевозки грузов различными видами транспорта. Укрупнение и стандартизация грузовых мест позволили использовать специализированные транспортные средства, механизировать погрузочно-разгрузочные складские операции. В результате были облегчены и удешевлены все звенья процесса доставки грузов от производителя до потребителя. Сократились сроки доставки, и улучшилась сохранность грузов. Контейнерные перевозки играют существенную роль в международной торговле между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией.

Мировая транспортная система имеет свои количественные показатели, такие как общая протяженность путей сообщения, количество занятых в работе транспортной системы, грузооборот, пассажирооборот. Так протяженность транспортных сетей в развитых странах составляет 50-60км на 100 кв.м. территории, а в развивающихся странах всего 5-10км на 100 кв.м. территории.

Общая протяженность транспортной сети мира, без морских путей, превышает 37млн.км: протяженность автомобильных дорог-24млн км, железнодорожные пути сообщения-1,25млн км, трубопроводы-1,9млн км, воздушные пути-9,5млн км, речные-0,55млн км.

В  США сложился высокоразвитый транспортный комплекс, в котором занято 4,2млн чел. Объем грузовых перевозок в 2005г. составил свыше 6трлн т-км, в том числе на железнодорожный транспорт приходится 40% всех перевозок, автомобильный-28%, внутренний водный-13%, трубопроводный -17%. В пассажирских перевозках преобладает личный автомобильный транспорт-77,5% всех перевозок, авиаперевозки-19,5%. США располагают самой протяженной сетью автомобильных дорог в мире-7,3млн км (в России -0,9млн км).

1.1 Морской транспорт.

Колоссальную трансформацию претерпел основной вид транспорта - морской, на который приходится наибольшая часть грузооборота, особенно в международных перевозках. Благодаря качественным и количественным переменам общий объем грузов увеличился в несколько десятков раз в прошлом столетии.

Высокими темпами растет мировой тоннаж, который увеличился с 28,6млн рег.т в начале ХХ столетия до 514,5млн рег.т к 2000году, а к 2004 до 594,6млн рег.т. В первой пол. ХХ века  появились первые специализированные суда – танкеры, а затем и рефрижераторы, а в 60-х гг. возник флот для перевозки массовых сухогрузов - балкеры, который сейчас достигает 36%. В последние десятилетия, как балкеры, так и танкеры грузоподъемностью в несколько сотен тысяч тонн стали обычными. Этот процесс быстрого увеличения размеров судов, возникновения крупнотоннажного флота, сухогрузного и наливного, связан с бурным развитием морской торговли массовыми сырьевыми товарами: нефтью, рудой, углями, фосфатами, зерном и т.д.

Результатом колоссального прогресса морского транспорта явился рост его возможностей по перевозке товаров в мировой торговле. Если в сер. ХХ века объем мировых морских перевозок достигал 525млн т, в 70-х гг. – 2,6млрд т, в 2000 г. – более 5,8млрд т, а в 2004 -6,2млрд т.

1.2  Внутренний водный транспорт.

Общая протяженность водных транспортных путей в мире составляет 475 тыс.км. В течение первой половины ХХ в. грузооборот внутреннего водного транспорта возрастал, а затем постепенно стал терять свои позиции. Объем перевозок в настоящее время составляет 1750млн т. В сфере перевозок пассажиров речной транспорт постепенно ориентируется на круизно-туристические цели. Внутриконтинентальные речные перевозки стали все больше переключаться на автомобильный и железнодорожный транспорт, которые могут обеспечить более быструю доставку.  В США перевозки по внутренним водным путям составляют примерно 670млн т ежегодно. В России протяженность путей сократилась со 120тыс. км в 80-х гг. до 80тыс. в настоящее время из-за обмеления, а также резкого уменьшения тоннажа речного флота. Объем ежегодных перевозок упал с 560млн т до 100млн т. Сохраняется острая потребность в восстановлении судоходства по речным путям.

1.3 Железнодорожный транспорт.

В ХХ в. железнодорожный транспорт превратился в главный вид наземного транспорта и доминировал на суше. Протяженность железных дорог в мире составляет 900тыс. км. Все время происходило техническое совершенствование железных дорог, подвижного состава и т.д. Качественные показатели улучшались: возрастала пропускная способность, скорость движения, обеспечивалась лучшая сохранность грузов, быстрота их доставки. На железнодорожном транспорте широко стали использоваться автоматические системы управления, новейшая компьютерная техника, появились скоростные линии, транспортные коридоры. В 2000 г общий ежегодный грузооборот составил около6-7трлн т/км.

Во второй половине ХХ в. железные дороги начали терять свои позиции в пользу автомобильного транспорта, который принял на себя основные перевозки грузов и пассажиров на короткие и средние расстояния.

В России железнодорожный транспорт имеет особое значение, в связи с огромными размерами территории. В настоящее время общая протяженность железных дорог в России составляет 160тыс. км, грузооборот составляет 1500млрд т/км (в 70-80-е гг. – 3900млрд т/км). Несмотря на снижение объема перевозок, железнодорожный транспорт играет главную роль в экономике России, обеспечивая 85% всего грузооборота и 38% всего пассажирооборота страны. К сожалению многие российские пространства, в особенности к востоку от Урала и на Севере, слабо связаны железнодорожными путями с остальными регионами, или вообще лишены его. Густота железнодорожной сети и сейчас остается недостаточной. Также железнодорожная сеть недостаточно ориентирована на использование транзитного потенциала нашей территории.

1.4 Автомобильный транспорт

Вклад автомобильного транспорта в формирование единой мировой транспортной системы велик. В целом большая часть автотранспортных средств принадлежит развитым странам Европы и Северной Америки, равно как и основная часть дорожной сети с твердым покрытием. К началу 21 в. общая протяженность автомобильных дорог с улучшенным покрытием превысила 12,7млн км. Ежегодно по ним перевозится более 20млрд т грузов. Общий грузооборот по 29 странам составляет 3300млрд т/км. Пассажирские перевозки по автодорогам достигают 10600млрд пасс/км.

В современной России развитие автотранспорта получило новый импульс и стало адаптироваться к рыночным требованиям. Общий парк машин в частном владении стал возрастать. Трудности связаны с недостаточно развитой инфраструктурой, ее отсталостью и низким качеством автотранспортных средств, которые не соответствуют экологическим и другим нормативам, действующих в передовых странах. Серьезной проблемой остается борьба за безопасность движения на дорогах, где ежегодно погибают более 30 тыс. человек.

1.5 Воздушный транспорт.

К началу 21 в. мировой авиационный транспорт подошел с несомненными успехами: быстрыми темпами развития, более надежными техническими средствами, улучшением качества обслуживания, повышением скоростей и грузоподъемности.

По уровню спроса на авиаперевозки и интенсивности движения выделяются США, Европа и Дальний Восток, на которые в совокупности приходится 2/3 мирового грузо- и пассажирооборота. Положение на авиационном транспорте США характеризовалось очень быстрым ростом в продолжении длительного периода. В последние годы количество перевозимых грузов колеблется  в пределах 3-4,5млн т ежегодно. На Европу приходится более ¼ мирового грузооборота и примерно 1/5 пассажирооборота.

1.6 Трубопроводный транспорт.

Трубопроводный транспорт начал стремительно развиваться во второй половине 20 века. Общая протяженность магистральных нефтепроводов достигала 258тыс. км, газопроводов-609тыс.км. К началу 21 в. общая протяженность магистральных нефтепроводов в мире достигла 500тыс.км.

Наибольшей трубопроводной сетью обладают США, Россия  и Европа. В США общая протяженность нефтепроводов составляет около 290тыс.км. В Европе общая протяженность нефтепроводов-более45тыс.км, газопроводов-10,5тыс.км. По европейским нефтепроводам ежегодно прокачивается 800млн т нефти. По нефтепроводам РФ прокачивается более 300млн т нефти. Газотранспортная система России рассчитана на 600млрд м3 газа. На Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предполагается строительство новых нефтепроводов для обеспечения поставок нефти на экспорт в Китай и Японию. Строится нефтепровод на Северо-Балтийском направлении, с пропускной мощностью18млн т. Завершены работы по строительству трубопровода «Ямал-Европа» продолжительностью 4200км.

Мировая транспортная система находится в постоянном развитии. На нынешнем этапе большое значение имеют информационные и инновационные технологи развития. Основными направлениями являются увеличение скорости движения, безопасности движения, увеличение пропускной способности транспортных путей, грузоподъемности транспортных средств, а также разработка и внедрение новых видов транспорта. Исторический опыт удачной транспортной политики развитых стран показывает, что она может благоприятно влиять на национальное хозяйство, на рынок товаров и услуг, на развитие регионов и международного бизнеса. В целом развитие транспортно-коммуникационной системы – это важнейшее условие долговременного экономического успеха любой страны.

 

 

2. Прямые зарубежные инвестиции: субъекты вывоза капитала, причины прямых зарубежных инвестиций, государственная поддержка прямых инвестиций.

Зарубежные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала.

Прямые зарубежные инвестиции представляют собой потоки предпринимательского капитала в форме, соединяющей управленческий опыт с кредитованием. Это такая форма инвестирования, когда инвестор владеет управленческим контролем над объектом, в который вложен капитал.

Прямые зарубежные инвестиции – приобретение длительного интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятии  другой страны(предприятии с прямыми инвестициями). В соответствии с этим определением, принятым в МВФ, к прямым инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое вложен его капитал.

В состав прямых инвестиций входит:

- вложение компаниями за рубеж собственного капитала;

- реинвестированные прибыли – доля инвестора в доходах предприятия с иностранными инвестициями, не распределенная в качестве дивидендов и не переведенная прямому инвестору;

- внутрикорпорационные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором и дочерними компаниями, филиалами.

Признаком прямых иностранных инвестиций является то, что на их основе возникают длительные деловые связи между предприятиями, инвестор получает значительное влияние на принятие решения предприятием, куда вложены его средства.

Предприятие с иностранными инвестициями – акционерное или неакционерное предприятие, в котором прямому инвестору принадлежит более 10% обыкновенных акций и голосов(в акционерном предприятии) или их эквивалент(в неакционерном предприятии).

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

- дочерней компании - предприятия, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50%капитала;

- ассоциированной  компании – предприятия, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;

-  филиала – предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.

Прямой инвестор – государственные и частные организации, физические и юридические лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми иностранными инвестициями за рубежом, транснациональные корпорации, международные экономические организации.

В числе прямых инвесторов выделяется группа финансовых предприятий (банков, инвестиционных, страховых, иных непромышленных компаний), которые служат посредниками на финансовом рынке и через которые осуществляются прямые инвестиции.

Информация о работе Мировая транспортная система