Мировая торговля услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:53, доклад

Описание работы

1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
2. ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
3.ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

Работа содержит 1 файл

Доклад к 4 теме по МЭ.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

    Несмотря  на формальную преемственность, Всемирная  торговая организация по ряду параметров отличается от ГАТТ.

    1. ГАТТ представляло собой просто  свод правил (многосторонних соглашений выборочного характера). В качестве постоянного органа там был лишь секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами, касающимися абсолютно всех ее членов.

    2. ГАТТ использовалось как временный  базис. Обязательства ВТО являются полноценными и постоянными.

    3. Правила ГАТТ распространялись  на торговлю товарами. В сферу  деятельности ВТО входит Соглашение  о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение  по торговым аспектам интеллектуальной  собственности (ТРИПС). Всемирная  торговая организация регулирует международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, а также разрабатывает меры по контролю защиты инвестиций. По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн. долл. 
Перед Всемирной торговой организацией стоят несколько первоочередных сложных задач. Во-первых - продолжить снижение пошлин на торговлю товарами, в особенности на сельскохозяйственную продукцию; во-вторых оказание содействия сфере торговли услугами.

    После образования Всемирной торговой организации появляется настойчивые призывы ряда развитых стран Запада в пользу связывания торговых режимов с трудовыми и экологическими стандартами. Суть этих призывов в том, что страны, в которых эти стандарты ниже, получают конкурентные «нерыночные» преимущества за счет низких издержек производства. В случае признания ВТО такой нормы в первую очередь пострадают развивающиеся страны, а также Россия, где производство трудоемкой и экологоемкой продукции дешевле, чем на Западе6.

    Во  многих странах существуют достаточно жесткие требования в отношении иностранных инвестиций. Зачастую иностранным инвесторам предписываются сферы и отрасли приложения их капиталов, ставятся условия в отношении доли продукции, поставляемой на экспорт, найма местной рабочей силы, использования компонентов и материалов местного производства и др. Подобные меры государственного регулирования воспринимались крупными западными компаниями как дискриминационные и отрицательно влияющие на свободный перелив капитала и, следовательно, как барьер в международной торговле. По инициативе США данная проблематика все настойчивее выдвигалась в рамках ГАТТ.

    В начале 80-х годов на заседаниях органов  ГАТТ также периодически стал подниматься  вопрос о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Это было связано с невиданными масштабами, которые повсеместно приобрели торговля товарами с поддельными товарными знаками, видео- и компьютерное пиратство, использования чужих научных и конструкторских разработок. Помимо того, что компании, являющиеся владельцами товарных знаков, терпят колоссальные убытки от подобного рода “конкуренции” (не говоря уже о моральном ущербе), речь зачастую идет о жизни и здоровье людей, поскольку подделываться стали уже детали авиационных двигателей и автомашин, медицинские препараты. Исследования, проведенные в этой области, показали, что существующие международные конвенции по охране прав интеллектуальной собственности не предоставляют надежных гарантий против пиратской практики. По этой причине предлагавшимся выходом была разработка специального соглашения в рамках ГАТТ, которое позволяло бы применять торговые санкции к странам, злостно нарушающим права интеллектуальной собственности7.

    Помимо  упомянутых вопросов, получивших название “новых проблем” (и охватываемых сегодня  уже рамками ВТО), в рамках ГАТТ осталась масса “старых”, традиционных проблем, которые также все настойчивее требовали своего решения.

    Анализируя  процессы, протекающие в мировой  торговле, следует подчеркнуть, что  либерализация становится ее основной тенденцией. Происходит значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Иногда либерализация внешней торговли осуществляется в одностороннем порядке. Так, например, проводилась внешнеэкономическая либерализация в России. Форсированная либерализация внешнеторгового режима фактически мешала решению задачи повышения конкурентоспособности российских производителей на внешнем рынке и не способствовала их защите от иностранной конкуренции внутри страны. Открытие российского рынка перед международными корпорациями в одностороннем порядке (может быть вынужденное, но не всегда достаточно взвешенное), наплыв импорта (часто недоброкачественного) не стимулировали формирование рациональной структуры потребления и совершенствования материальной базы производства.

    Помимо  либерализации внешнеэкономического фактора существует и противоположная  тенденция - сохранение, а иногда и  усиление протекционистских тенденций  в торгово-экономических связях различных стран и их экономических  группировках. Так, области торговли текстилем, сельскохозяйственной продукцией тарифы остаются высокими, а прогресс в сравнении квот на импорт достаточно медленный. Невелики результаты и в снижении торговых барьеров в таких областях, как морские грузоперевозки и возможности получения рабочих мест для иностранцев. Например, США все еще взимают пошлину в 14,6 процента на импорт одежды, что в 5 раз выше, чем средний налоговый сбор. Сопротивление уменьшению тарифов сильнее всего в сельском хозяйстве. Пошлины на сельскохозяйственные товары и другие связанные с ними барьеры в мировом масштабе достигают в среднем 40%8.

    Несмотря  на то, что средневзвешенная ставка импортного таможенного тарифа развитых стран после переговоров “токийского” раунда составила лишь около 5%, средние  показатели далеко не полно отражали реальный уровень таможенно-тарифного обложения. Так, в ЕС, Японии и США на ставки таможенного тарифа, превышавшие 10%, приходилось соответственно 21,5, 17,1 и 16,0% общего количества тарифных позиций. Причем большая часть высоких ставок применялась в отношении импорта продовольствия, текстиля и одежды, т.е. основных экспортных статей развивающихся стран. Важной проблемой была и низкая доля “связанных” (т.е. не изменяемых в сторону повышения) тарифов. У развитых стран это касалось в основном сельскохозяйственной продукции, у развивающихся - товаров всех категорий, что давало возможность в одностороннем порядке повышать уровень таможенного обложения, ухудшая условия доступа на свои рынки.

    Традиционно болезненной темой для ГАТТ была торговля сельскохозяйственной продукцией. Исторически сложилось так, что под предлогами “особой социальной значимости” или “обеспечения продовольственной безопасности” рядом стран (США, Швейцария, ЕС, Япония) этот сектор торговли был фактически выведен из сферы регулирования ГАТТ. Так, еще на начальном этапе существования Генерального соглашения США, ссылаясь на национальное законодательство, добились от партнеров узаконенного изъятия своего сельскохозяйственного сектора из-под действия правил ГАТТ. Это позволило им вводить импортные количественные ограничения на сельскохозяйственную продукцию.

    Помимо  явной, открытой протекционистской  политики некоторые страны применяют  формы скрытого протекционизма. Многие государства, снижая таможенные пошлины, компенсировали их так называемыми нетарифными барьерами. К ним можно отнести дотации национальному производству, введение различных стандартов и норм, сертификацию товаров. Например, значительная часть претензий американских экспортеров связана не с торговыми барьерами как таковыми, а с так называемым антиконкурентным поведением японских компаний, когда они заключают эксклюзивные соглашения на поставки и размещение заказов или монополизируют определенные рынки. Выступая за либерализацию международной торговли, многие экономисты все чаще связывают ее с понятиями «добросовестной», «справедливой» торговли. 
 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
    1. Авдокушин E.Ф., Международные экономические отношения, М., Юристъ, 2003 г.
    2. Акопова Е.С., Воронова О.Н., Мировая экономика и экономические отношения, Ростов-Н-Д., Феникс,2000
    3. Бабинцева Н.С., Международные экономические отношения: проблемы и тенденции развития, С.-Петербург, 2002 г.
    4. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения, М., Финансы и статистика, 2003 г.
    5. Гаврилова Г.В., Международная экономика, М., Приор, 2002 г.
    6. Дюмулен И.И.«Международная торговля услугами»-М.2003г.-314с.
    7. Дюмулен И.И.«Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы и правила», Внешняя торговля, М. - 1993 г. №7/8, стр. 34-44.
    8. Киреев А.Л., Международная экономика, М., Международные экономические отношения, 2002 г.
    9. Логвинова И.Л., Мировая экономика, М., МЭСИ, 2002 г.
    10. Международные экономические отношения под ред. В.Е. Рыбалкина, М., Инфра-М, 2003 г.
    11. Международные экономические отношения под ред. Фоминского И.П., М., Юристъ, 2001 г.
    12. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХl вв., М., Инфра-М, 2003 г.
    13. Полуэктов А. Многосторонняя система ГАТТ: до и после «уругвайского» раунда», Внешняя торговля, М. - 1994 г. №4, стр. 23-36.
    14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Современный экономический словарь, М., Инфра-М., 2004 г.
    15. Резинский И.А., Международная экономика и мировые рынки, М., Приор, 2003 г.
    16. Семенов К.А., Международные экономические отношения, М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.
    17. Стрыгин А.В., Мировая экономика, М., Экзамен, 2001 г.
    18. Экономика под ред. Проф. Булатова, М., Юристъ, 2000 г.
    19. Всемирная Торговая Организация (англ.) // http://www.wto.org

Всемирно Торговая Организация (рус.) // h

Информация о работе Мировая торговля услугами