Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:53, доклад
1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
2. ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
3.ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
Услуги
– это экономическая
Одной
из важнейшей закономерностей
Торговля услугами также широко развита, как и международная торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:
Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.
В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства1.
Все многообразие услуг в современной развитой экономике можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:
1) Транспорт:
- пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)
- грузовой (международная перевозка грузов)
2) Поездки:
- деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу: командировки)
- личные (например, туризм)
3) Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами)
4) Строительство
5) Страхование
6) Финансовые услуги
7) Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)
8) Роялти и лицензионные платежи
9) Другие бизнес – услуги:
- посреднические услуги
- лизинг
- прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)
11) Личные, культурные, рекреационные услуги:
- аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)
- прочие (показ выставок, проведение мероприятий)
12) Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира)
Обмен
услугами занимает важное и растущее
место в международной
Переговоры
по созданию ГАТС привели к появлению
новых теоретических и
В ходе Уругвайского раунда был связан с новым подходом к определению того, что может быть названо не просто торговлей, а международной торговлей услугами
Международный
обмен услугами развивается высокими
темпами. По оценке Секретариата ВТО, емкость
мирового рынка услуг в 2004 г. составляла
более 4,8 трлн. долл. Однако статистика
международной торговли услугами зарегистрировала
стоимость мирового экспорта услуг в 2,4
трлн. долл. Это связано с несовершенством
систем статистического учета всех четырех
способов продажи услуг. По имеющимся
оценкам, в 2020 г. мировой экспорт услуг
может сравняться с мировым экспортом
товаров.
Опережающие темпы роста международной
торговли услугами и расширение их позиций
в экономике всех стран - характерная особенность
развития современной мировой экономики.
Динамику отраслей услуг определяет ряд долговременных факторов экономического развития.
Научно-технический
прогресс - это одно из главных обстоятельств,
меняющих не только место услуг в
экономике, но и традиционное представление
об этой сфере экономики. Услуги сегодня
- это наукоемкие отрасли хозяйства,
использующие новейшие информационные
технологии. Само понятие «услуга» определяется
сегодня группой таких наукоемких отраслей,
как транспорт, глобальные телекоммуникационные
системы, финансово-кредитные и банковские
услуги, насыщенные электроникой, компьютерные
и информационные услуги, современное
здравоохранение, образование. В середине
90-х годов в сферу услуг США направлялось
80% информационной техники, Великобритании
и Японии - около 75%3.
В сфере услуг усилилось формирование
крупных и крупнейших транснациональных
корпораций. Вот характерные цифры, иллюстрирующие
этот процесс. В 2004 г. из числа 100 крупнейших
ТНК мира, по оценке журнала «Форчун»,
48 находилось в сфере услуг, а 52 - в промышленности.
В 80-е и 90-е годы сфера услуг (их производство
и международный обмен) превратилась в
крупный сектор деловых операций. Доля
производства услуг составляет 55-68% во
внутреннем валовом продукте большинства
стран мира. В производстве услуг занято
55-70% работающих в хозяйстве. Доля услуг
в международной торговле товарами и услугами
превысила 20% их общей стоимости.
Развитие
структуры сферы услуг
Прежде всего это возникновение абсолютно
новых видов услуг, таких, как компьютерные
услуги, информационные сети, электронная
торговля, логистика (или управление товарными
потоками), глобальные транспортные системы,
использующие многие виды транспорта,
объединенные в непрерывные транспортные
цепочки и др.
Далее,
это активное обособление и выделение
в самостоятельные отрасли целого ряда
видов услуг, которые ранее носили внутрифирменный
вспомогательный характер. Это относится
к маркетинговым услугам, рекламе, аудиту,
бухгалтерским и юридическим услугам
и многим другим видам услуг, которые стали
самостоятельными сферами бизнеса.
Наконец, заметным явлением стало образование
крупных интегрированных компаний, поставляющих
потребителю «пакет» услуг, дающий возможность
использовать одного поставщика услуг,
не обременяя себя ведением дел с поставщиками
других конкретных вспомогательных услуг.
По такому принципу действуют крупные
транспортные компании, берущие на себя
все связанные с транспортной цепочкой
и входящие в нее поставки услуг и предоставляющие
потребителю транспортной услуги возможность
доставки груза «от двери до двери» и «точно
в назначенное время»4.
В
итоге развился многоплановый, многофункциональный
мировой рынок услуг и возникла
острая потребность в создании адекватной
системы многостороннего
Глобализация мировой экономики, включая валютно-финансовую сферу, научно-техническая революция привлекли внимание к такому феномену, как международная торговля услугами. Долгое время предоставление услуг (например, гарантийный ремонт) воспринималось как нечто сопутствующее (и способствующее) традиционной торговле товарами. Однако национальные исследования, появившиеся в ряде стран в начале 80-х годов, однозначно свидетельствовали о возрастающей самостоятельной роли сферы услуг в экономике (телекоммуникации, банковское и страховое дело, перевозки, туризм) и ее значительном экспортном потенциале. По оценкам, в настоящее время в стоимостном выражении около 20% мировой торговли и 60% производства приходится на сферу услуг. Между тем отсутствие общепризнанных правил в международной торговле услугами (а компетенция ГАТТ распространялась только на торговлю товарами) привело к значительному разнобою в национальных нормативных документах, системах статистической отчетности, в количественных и качественных оценках и др. Все это, очевидно, стало тормозом на пути международного обмена услугами.
Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода это ГАТТ - Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 году. ГАТТ прекратило свое существование 31 декабря 1995 г5.
ГАТТ
- многостороннее международное соглашение,
содержащее принципы, правовые нормы,
правила ведения и
Правовой механизм Генерального соглашения
о тарифах и торговле основывается на
ряде принципов и норм:
- недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны - национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;
-
РНБ - режим наибольшего
-
использование преимущественно
тарифных средств защиты
-
прогрессивное снижение
-
предоставление
-
разрешение возникающих
- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.
Деятельность
ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних
переговоров, которые объединялись в раунды.
С начала работы ГАТТ было проведено 8
раундов переговоров. Эти раунды привели
к десятикратному сокращению средней
таможенной пошлины. После второй мировой
войны она составляла 40%, в середине 90-х
годов - около 4%.
К началу 1996 г. в ГАТТ состояло около 130
стран.
С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная
торговая организация (ВТО). Ее членами-основателями
стала 81 страна. В 1998 г; в ВТО вошло 132 страны.
Соглашению о создании ВТО предшествовал
семилетний период переговоров в рамках
«уругвайского раунда».