Мировая торговля услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:53, доклад

Описание работы

1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
2. ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
3.ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

Работа содержит 1 файл

Доклад к 4 теме по МЭ.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЙ  ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

 

    Услуги  – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая  личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного  рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

    Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь  экономического роста и повышения  роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.

    Торговля  услугами также широко развита, как  и международная торговля товарами (в вещественном понимании этого  слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:

  • неосязаемость
  • невидимость
  • неразрывность производства и потребления
  • неоднородность и изменчивость качества
  • неспособность услуг к хранению

    Именно  в силу неосязаемости и невидимости  большинства услуг торговлю ими  иногда называют невидимым экспортом  или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

    В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю.  Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства1.

    Все многообразие услуг в современной  развитой экономике можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:

    1) Транспорт:

    - пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)

    - грузовой (международная перевозка грузов)

    2) Поездки:

    - деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу: командировки)

    - личные (например, туризм)

    3) Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами)

    4) Строительство

    5) Страхование

    6) Финансовые услуги

    7) Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)

    8) Роялти и лицензионные платежи

    9) Другие бизнес – услуги:

    - посреднические услуги

    - лизинг

    - прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)

    11)  Личные, культурные, рекреационные услуги:

    - аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)

    - прочие (показ выставок, проведение мероприятий)

    12) Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира)

    2. ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

 

    Обмен услугами занимает важное и растущее место в международной торговле. В 2004г. экспорт услуг оценивался суммой в 2,4 трлн. долл., в то время как мировой экспорт товаров приблизился к цифре 7,2 трлн. долл. Термин «услуги» охватывает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как «услуга». Отличием международной торговли услугами от международной торговли товарами является разнохарактерность, неоднородность и многоплановость различных видов услуг; сложность унифицированного подхода к регулированию их ввоза и вывоза, к применению в отношении торговли услугами общепринятых норм международной торговли, в частности режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Сказанное выше стало одной из главных причин того, что вплоть до начала 90-х годов торговля услугами не охватывалась общим многосторонним межгосударственным соглашением, подобным Генеральному соглашению по тарифам и торговле. Вместе с тем отдельные виды услуг регулировались отраслевыми межгосударственными многосторонними соглашениями. И только к середине 90-х годов в результате Уругвайского раунда многосторонних переговоров было создано Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), содержащее общие правовые нормы для всех видов услуг2.

    Переговоры  по созданию ГАТС привели к появлению  новых теоретических и практических подходов к пониманию характера  международного обмена услугами.

    В ходе Уругвайского раунда был связан с новым подходом к определению  того, что может быть названо не просто торговлей, а международной торговлей услугами

    Международный обмен услугами развивается высокими темпами. По оценке Секретариата ВТО, емкость  мирового рынка услуг в 2004 г. составляла более 4,8 трлн. долл. Однако статистика международной торговли услугами зарегистрировала стоимость мирового экспорта услуг в 2,4 трлн. долл. Это связано с несовершенством систем статистического учета всех четырех способов продажи услуг. По имеющимся оценкам, в 2020 г. мировой экспорт услуг может сравняться с мировым экспортом товаров. 
        Опережающие темпы роста международной торговли услугами и расширение их позиций в экономике всех стран - характерная особенность развития современной мировой экономики.

    Динамику  отраслей услуг определяет ряд долговременных факторов экономического развития.

    Научно-технический  прогресс - это одно из главных обстоятельств, меняющих не только место услуг в  экономике, но и традиционное представление  об этой сфере экономики. Услуги сегодня - это наукоемкие отрасли хозяйства, использующие новейшие информационные технологии. Само понятие «услуга» определяется сегодня группой таких наукоемких отраслей, как транспорт, глобальные телекоммуникационные системы, финансово-кредитные и банковские услуги, насыщенные электроникой, компьютерные и информационные услуги, современное здравоохранение, образование. В середине 90-х годов в сферу услуг США направлялось 80% информационной техники, Великобритании и Японии - около 75%3
        В сфере услуг усилилось формирование крупных и крупнейших транснациональных корпораций. Вот характерные цифры, иллюстрирующие этот процесс. В 2004 г. из числа 100 крупнейших ТНК мира, по оценке журнала «Форчун», 48 находилось в сфере услуг, а 52 - в промышленности. 
        В 80-е и 90-е годы сфера услуг (их производство и международный обмен) превратилась в крупный сектор деловых операций. Доля производства услуг составляет 55-68% во внутреннем валовом продукте большинства стран мира. В производстве услуг занято 55-70% работающих в хозяйстве. Доля услуг в международной торговле товарами и услугами превысила 20% их общей стоимости.

    Развитие  структуры сферы услуг происходит по нескольким направлениям. 
        Прежде всего это возникновение абсолютно новых видов услуг, таких, как компьютерные услуги, информационные сети, электронная торговля, логистика (или управление товарными потоками), глобальные транспортные системы, использующие многие виды транспорта, объединенные в непрерывные транспортные цепочки и др.

    Далее, это активное обособление и выделение  в самостоятельные отрасли целого ряда видов услуг, которые ранее носили внутрифирменный вспомогательный характер. Это относится к маркетинговым услугам, рекламе, аудиту, бухгалтерским и юридическим услугам и многим другим видам услуг, которые стали самостоятельными сферами бизнеса. 
        Наконец, заметным явлением стало образование крупных интегрированных компаний, поставляющих потребителю «пакет» услуг, дающий возможность использовать одного поставщика услуг, не обременяя себя ведением дел с поставщиками других конкретных вспомогательных услуг. По такому принципу действуют крупные транспортные компании, берущие на себя все связанные с транспортной цепочкой и входящие в нее поставки услуг и предоставляющие потребителю транспортной услуги возможность доставки груза «от двери до двери» и «точно в назначенное время»4.

    В итоге развился многоплановый, многофункциональный  мировой рынок услуг и возникла острая потребность в создании адекватной системы многостороннего регулирования  международной торговли услугами. Так, в середине 80-х годов впервые международный обмен услугами стал предметом комплексных международных переговоров, а с января 1995 г. начало действовать в составе Всемирной торговой организации (ВТО) первое в истории Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

    3.ПРОТИВОРЕЧИЯ  СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ  ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

 

    Глобализация  мировой экономики, включая валютно-финансовую сферу, научно-техническая революция  привлекли внимание к такому феномену, как международная торговля услугами. Долгое время предоставление услуг (например, гарантийный ремонт) воспринималось как нечто сопутствующее (и способствующее) традиционной торговле товарами. Однако национальные исследования, появившиеся в ряде стран в начале 80-х годов, однозначно свидетельствовали о возрастающей самостоятельной роли сферы услуг в экономике (телекоммуникации, банковское и страховое дело, перевозки, туризм) и ее значительном экспортном потенциале. По оценкам, в настоящее время в стоимостном выражении около 20% мировой торговли и 60% производства приходится на сферу услуг. Между тем отсутствие общепризнанных правил в международной торговле услугами (а компетенция ГАТТ распространялась только на торговлю товарами) привело к значительному разнобою в национальных нормативных документах, системах статистической отчетности, в количественных и качественных оценках и др. Все это, очевидно, стало тормозом на пути международного обмена услугами.

    Важную  роль в регулировании международной  торговли, в устранении препятствий  для ее развития, ее либерализации  играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода это ГАТТ - Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 году. ГАТТ прекратило свое существование 31 декабря 1995 г5.

    ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли. 
Правовой механизм Генерального соглашения о тарифах и торговле основывается на ряде принципов и норм:

    - недискриминация в торговле, обеспечиваемая  взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны - национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;

    - РНБ - режим наибольшего благоприятствования  означает предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство. Этот принцип может распространяться на их ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение юридических и физических лиц;

    - использование преимущественно  тарифных средств защиты национального  рынка, устранение импортных квот  и других нетарифных ограничений;

    - прогрессивное снижение таможенных  тарифов путем проведения многосторонних переговоров;

    - предоставление преференциального  режима в торговле с развивающимися  странами;

    - разрешение возникающих торговых  споров путем переговоров;

    - взаимность в предоставлении  торгово-политических уступок.

    Деятельность  ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов переговоров. Эти раунды привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После второй мировой войны она составляла 40%, в середине 90-х годов - около 4%. 
К началу 1996 г. в ГАТТ состояло около 130 стран. 
С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Ее членами-основателями стала 81 страна. В 1998 г; в ВТО вошло 132 страны. Соглашению о создании ВТО предшествовал семилетний период переговоров в рамках «уругвайского раунда».

Информация о работе Мировая торговля услугами