Мировая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:24, реферат

Описание работы

Мировая экономика столкнулась с кризисом, свидетельствующим, что старая финансовая модель, которая на предыдущем этапе развития мировой экономики обслуживала товарообменные процессы, в условиях ускорившейся глобализации оказалась неэффективной, а в отдельных случаях — и откровенно беспомощной. Однако именно в восстановление прежней модели вкладываются огромные средства. При этом преимущественно подчеркивается лишь большая прозрачность и контролируемость финансовых рисков.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика столкнулась с.docx

— 33.36 Кб (Скачать)

Следовательно, вопрос восстановления роста находится  в плоскости временных рамок «латания дыр», восстановления нормальной циркуляции денег, производства и переориентации банковской системы на стратегические проекты.

Возвращаясь к перспективе, замечу, что все-таки главное бремя падения придется на последний квартал 2008 года. Ввиду неблагоприятных условий торговли и внутренней нестабильности в 2009 году предполагается уменьшение объемов металлургического производства, химической промышленности, машиностроения и других видов промышленной деятельности, что приведет к сокращению промышленного производства в целом.

Соответственно, через межотраслевые связи и сокращение импорта произойдет падение в транспорте и торговле, что также приведет к снижению валютных и бюджетных поступлений.

Девальвация может  привести к банкротству тех субъектов хозяйствования, которые попали в зависимость от кредитов в валюте (это и банки, и предприятия). О таком развитии событий мы неоднократно предупреждали. Вряд ли оправдаются прогнозы, что экономический кризис «подавит» цены: система ценообразования у нас, к сожалению, в значительной степени зависит от «валютного фактора». В частности, из-за высокого уровня долларизации экономики, борьбу с которым в последнее время спустили на тормозах. И это в который раз актуализирует вопрос более тесного сотрудничества между Национальным банком и правительством.

Сужение внутреннего  совокупного спроса и ограниченность оборотных средств у предприятий на фоне ослабления гривни приведет к сокращению импорта товаров и услуг.

Дефицит собственных  средств предприятий и чистый отток капитала приведут к резкому снижению объема валового накопления основного капитала. Некоторым предприятиям, возможно, придется не только отложить реализацию новых инвестиционных программ, но и свернуть уже начатые программы по расширению мощностей и повышению качества продукции.

Кроме того, в условиях падения цен на мировых рынках национальные товаропроизводители не будут иметь возможности в значительной степени воспользоваться ценовым механизмом покрытия своих затрат (в частности, обусловленных повышением цен на импортный газ и т.п.). Таким образом, комбинация неблагоприятных условий развития сформирует низкую или даже отрицательную рентабельность некоторых отраслей экономики.

Ограничение доступа  банков к внешним источникам финансирования и, соответственно, их возможностей по рефинансированию долгов предыдущих периодов приведет к изменению структуры пассивной базы банков замещения капиталов нерезидентов внутренними ресурсами. Но даже на фоне запланированных мер по рекапитализации жизнеспособных банков снижение доверия населения к банковской системе в условиях ускорения девальвационных процессов не позволит быстрыми темпами компенсировать отток ресурсов. Предприятия останутся на «голодном» кредитном пайке. Ведь кредиты трудно получить не только на инвестиционные потребности, но и для быстрых оборотов в торговле и пищевой промышленности.

Для меня первым индикатором оздоровления будет  не восстановление роста экспорта и не улучшение ценовых условий торговли, а именно развитие пищевой промышленности и восходящий тренд в розничной торговле. Должно возобновиться здоровое движение товаров и денег прежде всего на внутреннем рынке.

Но процесс  усложняется тем, что значительная девальвация, отсутствие реального  роста располагаемых доходов  населения из-за дестабилизации макроэкономической ситуации может привести к реальному уменьшению потребительского спроса домохозяйств. Мы уже давно не попадали в такую ситуацию. Определенные слои населения оказались в «кредитных ловушках» и вынуждены будут сократить свои потребительские затраты. Ведь часть доходов вместе с ранее накопленными сбережениями придется направлять на погашение кредитов.

Есть и хорошие новости. Прогнозируется существенное замедление инфляционной динамики. Индекс потребительских цен не превысит однозначного числа. Этому будет способствовать высокий урожай в 2008 и 2009 годах, что минимизирует повышение цен на продовольственные товары. Главной составляющей инфляционного роста будут непродовольственные товары импортного происхождения и услуги.

Существует и более оптимистический прогноз динамики выхода из кризиса и развития экономики, базирующийся на предположениях о быстром восстановлении как внешнего, так и внутреннего спроса. Но правительство придерживается консервативного сценария с тем, чтобы снизить риски разбалансирования бюджета в условиях высокого уровня неопределенности ситуации в 2009 году. Я специально более подробно остановился на всех возможных рисках не для того, чтобы запугивать, а чтобы дать сигнал для системной организации взаимодействия всех участников рынка в условиях экономического кризиса.

Антикризисная политика правительства

Даже в таких условиях правительство Украины стало почти единственным в стране центром противодействия мировому финансовому кризису. В арсенале правительства — четкий перечень тактических мер и долгосрочная стратегия усиления конкурентоспособности экономики Украины.

Приведу основные направления противодействия.

Прежде всего — стабилизация ситуации на финансовых рынках.

В этой сфере  мы учитываем опыт ведущих стран, успешно восстанавливающих устойчивость банковской системы и доверия к ней.

Следует подчеркнуть, что Национальный банк в Украине является независимым институтом, который принимает меры, направленные на укрепление банковского сектора. Но и правительство не стоит в стороне. Это прежде всего сказалось во время принятия антикризисного законопроекта, который, несмотря на политическую борьбу, был одобрен Верховной Радой Украины. Он определяет основные направления преодоления последствий мирового финансового кризиса.

В соответствии с этим законом, правительство приняло решение относительно обеспечения участия государства в увеличении уставных капиталов банков и формирования стабилизационного фонда.

Замечу, что важную роль сыграло решение Международного валютного фонда о предоставлении кредита Национальному банку Украины для усиления его валютных резервов. К сожалению, НБУ так и не смог стабилизировать валютный курс национальной валюты (а может, и не задавался такой целью). Вследствие этого понесли огромные потери и население, и предприниматели. Еще раз подчеркиваю: к сожалению, правительство не может вмешиваться в деятельность НБУ.

Во-вторых, разработан пакет мер для преодоления  общей стагнации экономики и снижения объемов производства в отдельных отраслях, резкого роста безработицы.

Правительство приняло ряд решений по проблемным вопросам в горно-металлургической отрасли, строительстве, легкой промышленности и агропромышленном секторе.

Кроме этого, мы продолжаем принимать системные решения по работе отраслей экономики в условиях мирового кризиса, направленные на повышение эффективности работы каждого звена. Прежде всего это касается выравнивания межотраслевых и внутриотраслевых ценовых пропорций, повышения энергоэффективности, поиска внутренних рынков для продукции, произведенной на экспорт, и импортозамещения.

В-третьих, ряд  мер направлен на поддержку экспорта.

Правительство своими действиями и всеми звеньями, включая торговые миссии при посольствах Украины в других странах мира, всячески будет поддерживать закрепление отечественных производителей на традиционных и новых рынках. Необходимо подчеркнуть, что вся работа будет проводиться в соответствии с требованиями ВТО (правительство одобрило план мер по адаптации украинской экономики к требованиям Всемирной торговой организации).

Кроме того, чтобы  приостановить негативные тенденции  в развитии внешней торговли, уже разработан ряд мер по уменьшению отрицательного сальдо во внешней торговле, которыми предусматриваются: внедрение более жестких процедур контроля по импорту товаров с целью предотвращения ввоза на таможенную территорию Украины товаров, не соответствующих национальным ветеринарным, санитарным, фитосанитарным, экологическим, фармакологическим стандартам; государственная поддержка внедрения финансовых инструментов развития высокотехнологичного экспорта; активизация сотрудничества в рамках транспортных коридоров путем интеграции транспортной системы Украины с трансъевропейской и т.п.

С целью формирования рациональной структуры экспорта и импорта товаров подготовлен Перечень товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и объемы квот на 2009 год.

В-четвертых, в условиях сокращения базы налогообложения необходимо обеспечить поступления в государственный бюджет из других источников и вместе с тем уменьшить расходы.

Правительство завершило работу по пересмотру проекта Государственного бюджета на 2009 год в соответствии с развитием текущей ситуации и договоренностями с МВФ. Кроме того, приняты решения относительно сокращения объемов финансирования на содержание органов управления, а также Концепция подхода к сокращению в 2009 году административных расходов и других расходов, не касающихся развития и социальных стандартов.

В-пятых, сокращение собственных источников инвестирования вынуждает увеличивать объемы привлечения  инвестиций в экономику страны, в том числе за счет сотрудничества с международными финансовыми организациями.

В качестве одного из главных источников инвестирования правительство рассматривает реализацию проектов со Всемирным банком и Европейским инвестиционным банком. Предусматривается активизация проектов по развитию энергетической и транспортной систем, объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Значительное  внимание правительство уделяет  реализации проектов по проведению Евро-2012. Подписано соглашение со Всемирным банком о привлечении кредита в эквиваленте 3 млрд. гривен на 30 лет под 5% годовых для покрытия дефицита государственного бюджета.

В целом меры по повышению устойчивости финансовой системы, поддержке ликвидности, восстановлению доверия к банковской системе станут залогом восстановления действия механизма перераспределения временно свободных средств в экономике в пользу финансирования инвестиционных проектов, проектов по расширению и активизации производства, а также обеспечения процессов детенизации экономики и финансовой стабилизации.

По нашим прогнозам, это приведет к постепенному восстановлению кредитования как базовых отраслей экономики, в частности металлургии, химической промышленности, так и тех секторов экономики, которые ориентированы на внутренний рынок и в значительной степени зависят от кредитования, — это пищевая промышленность, торговля, сельское хозяйство.

Получение дополнительных оборотных средств позволит отечественным  предприятиям смягчить негативные последствия  мирового кризиса, повысить энергоэффективность  производства и конкурентоспособность своей продукции.

Наряду с упреждающими мерами, направленными против потери оборотных средств предприятиями горно-металлургического комплекса в условиях падения спроса на их продукцию, стабилизации производства будет способствовать расширение внутреннего потребления металлопродукции вследствие ее удешевления и использования в машиностроительной и строительной отраслях. Так, запуск нескольких крупных проектов, например по строительству инфраструктурных объектов или производству железнодорожного подвижного состава, вызовет цепную реакцию роста внутреннего спроса на продукцию машиностроения, металлургии, добывающей промышленности, услуги строительства, оптовой торговли и транспорта, финансовые услуги и ряд других видов деятельности и, соответственно, развитие их производства.

Стимулированию  развития отечественного производства, в условиях, когда на определенный период фактически замораживаются оборотные средства субъектов экономической деятельности, будет способствовать переориентация средств государственного бюджета на реализацию приоритетных проектов, рассчитанных на использование продукции и услуги именно отечественных производителей.

Наряду с другими мерами, направленными на стабилизацию и сокращение отрицательного торгового сальдо, это позволит ограничить все возрастающие объемы импорта и загрузить отечественные предприятия, гарантированно финансировать заказы и избежать массовой безработицы.

В завершение хочу сказать, что важно то, какими мы выйдем из кризиса, какие уроки усвоим и как начнем двигаться дальше. Основным результатом преодоления мирового финансового кризиса в Украине должно стать именно ускорение структурных реформ и создание стимулов для повышения конкурентоспособности украинских товаропроизводителей, что в дальнейшем позволит постепенно восстановить тенденцию экономического роста в Украине.

К настоящему времени  разработан новый вариант Программы  социально-экономического развития на 2009 год. Кроме того, совместно с учеными разработана Стратегия развития Украины до 2020 года, которая строится на четком понимании глобальных мегатрендов и места Украины в мировой экономике, необходимости преодоления критического отставания Украины от ведущих стран мира. Документ включает Программу повышения конкурентоспособности экономики Украины на 2010—2012 годы по приоритетным направлениям экономической политики правительства, а также долгосрочную стратегию на период с 2013 по 2020 год, базирующуюся прежде всего на гармоничных принципах устойчивого развития и евроинтеграции. В ближайшее время документ будет размещен на сайте Министерства экономики для общественного обсуждения.

Информация о работе Мировая экономика