Мировая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

Международные экономические, финансовые и валютные проблемы занимают сегодня центральное место в экономической жизни. Конечно, в той или иной степени они всегда присутствовали в ней. Международные валютные кризисы и периоды падения курса рубля оказывали очень сильное влияние на экономическое положение нашей страны в течение почти шестидесяти лет, прошедших с момента окончания второй мировой войны. Однако общественное мнение почти не осознавало этого. В течение долгого времени считалось, что при определении задач своей экономической политики Россия может абстрагироваться от международной конъюнктуры.

Содержание

Введение 3
1. Разрастание международных экономических и финансовых организаций 4
1.1 Всемирные организации 5
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 10
3. Конференции с ограниченным кругом участников 12
4. Организации, созданные по инициативе Запада 13
5. Банк международных расчетов (БМР) 14
Заключение 15
Литература 16

Работа содержит 1 файл

контрольная гот. мировая экономика.docx

— 43.01 Кб (Скачать)

 
Предтечей ОБСЕ как собственно международной  организации было Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, созванное  в 1973 по инициативе СССР для преодоления  напряженности в отношениях между  Востоком и Западом. В его работе участвовали США, Канада и большинство  европейских государств с различными политическими, экономическими и социальными  системами. Основная цель стран-участниц заключалась в укреплении международной  разрядки и стабильности на европейском  континенте, развитии взаимопонимания  между народами и установлении международных  частных контактов в области  культуры. На Будапештском саммите  СБСЕ в 1994 было принято решение о  переименовании СБСЕ в ОБСЕ. Таким  образом, ОБСЕ явилась логическим продолжением СБСЕ. Поэтому в публицистике и  научной литературе часто пишут  СБСЕ/ОБСЕ как два органически  дополняющих друг друга явления  в международных отношениях.  
 
Политическая значимость ОБСЕ заключается прежде всего в ее уникальности по сравнению с другими международными правительственными организациями в Европе. Это практически единственная европейская организация в сфере безопасности, непосредственно занимающаяся ранним предупреждением, урегулированием конфликтов и послекризисным восстановлением в кризисных регионах, а также превентивной дипломатией, наблюдением за выборами, экологической безопасностью в Европе.  
 
Основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ является Хельсинский Заключительный Акт, подписанный 1 августа 1975 СССР, США, Канада и 33 европейскими государствами. Этот документ был призван закрепить сложившийся «статус-кво» на европейском континенте и продолжить дальнейшее движение по пути разрядки напряженности в отношениях между Западом и Востоком. Он содержал базовые принципы, определяющие нормы взаимоотношения и сотрудничества стран-участниц и состоял из трех разделов (или трех «корзин»), соответствовавших числу основных задач Совещания.  
 
Членами ОБСЕ являются 55 стран. Отличительной чертой СБСЕ/ОБСЕ является универсальный характер этой организации: ее участниками стали не только практически все европейские государства, но и СССР, США и Канада, а основные базовые положения Совещания/Организации нацелены на обеспечение безопасности в Европе. Вполне очевидно, что всеобщий характер СБСЕ/ОБСЕ также обеспечивался процедурными правилами, а именно: принципом консенсуса при принятии решений и принципом равенства стран-участников. Заключительный Акт рассматривался также как документальное подтверждение сложившегося баланса сил двух военно-политических блоков (НАТО и ОВД) и неприсоединившихся стран.  
 
После распада СССР и завершения идеологического противостояния между Западом и Востоком бывшие противники предприняли попытку превратить СБСЕ (а затем и ОБСЕ) в общеевропейскую организацию, занимающуюся поддержанием безопасности в Европе, урегулированием конфликтов, выработкой новых соглашений по контролю за вооружениями, равно как и мерами по укреплению доверия в военной области. Именно в это время были выработаны и подписаны такие ключевые документы как Парижская Хартия для новой Европы, Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), Договор по открытому небу, документы о «третьем поколении мер по укреплению доверия и безопасности» и другие соглашения. Таким образом, страны-участницы пытались «приспособить» ОБСЕ к новым реалиям, сложившимся на континенте после окончания холодной «войны».  
 
Расширение НАТО на Восток и повышение уровня сотрудничества между Североатлантическим Альянсом и Россией привели к существенным геополитическим изменениям, не поставив, однако, под сомнение роль ОБСЕ как единственной пан-европейской международной правительственной организацией. Эта организация практически неотделима от «ключевой связки» НАТО – ЕС, она нередко используется отдельными странами-участницами для косвенного «озвучивания» своих собственных национальных интересов.

 

Постоянный Совет ОБСЕ состоит из представителей государств-участников и, по сути, является главным исполнительным органом ОБСЕ. Совет собирается раз  в неделю в венском конгресс-центре «Хофбург» для обсуждения текущего состояния дел в зоне территориальной  ответственности ОБСЕ и принятия соответствующих решений. Как и  Совет, Форум по сотрудничеству в  области безопасности собирается раз  в неделю в Вене для обсуждения и принятия решений по вопросам, связанным с военной составляющей общеевропейской безопасности. В  особенности это касается Мер  в области доверия и безопасности. Форум также занимается вопросами, связанными с новыми вызовами безопасности и с разрешением конфликтов в  зоне ответственности ОБСЕ. В свою очередь, Экономический форум ОБСЕ собирается раз в год в Праге  для обсуждения экономических и  экологических проблем, затрагивающих  безопасность стран-участниц.  
 
Встреча на высшем уровне или Саммит ОБСЕ – это периодические встречи глав государств или правительств стран-членов ОБСЕ. Основная задача саммитов заключается в определении политических ориентиров и приоритетов развития Организации на самом высоком уровне. Каждой встрече предшествует подготовительная конференция, во время которой дипломаты договаривающихся сторон контролируют реализацию основных юридических обязательств, принятых на себя ОБСЕ. Они согласуют позиции участников и подготавливают базовые документы для предстоящего саммита. За время существования ОБСЕ было проведено 6 саммитов.  
 
Функции ОБСЕ в экономической области определяются следующими положениями: Стремиться к достижению устойчивого экономического развития; Укреплять контакты и практическое сотрудничество по охране окружающей среды;  Содействовать укреплению международного мира и безопасности, а также обеспечению фундаментальных прав человека, экономического и социального прогресса и благосостояния всех народов.

 
ОБСЕ определяет права каждого  гражданина и среди них устанавливает  право быть владельцем собственности  и заниматься предпринимательской  деятельностью, а также указывает  на то, что каждый имеет право  пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами. Среди десяти принципов, которых  придерживается ОБСЕ выделим два: Сотрудничество между государствами; Добросовестное выполнение международно-правовых обязательств.

На практике ОБСЕ руководит  Действующий председатель, переизбираемый каждый год и являющийся министром  иностранных дел одной из стран, входящих в ОБСЕ. Председатель несет  ответственность за непосредственное исполнение решений, принятых СМИД и  на Встречах на высшем уровне. Он же осуществляет общую координацию деятельности ОБСЕ. Парламентская Ассамблея ОБСЕ состоит примерно из 300 депутатов, представляющих законодательную власть государств-участников ОБСЕ. Основной целью Ассамблеи является парламентский контроль и вовлечение европейских депутатов в деятельность Организации. Бюро по демократическим институтам и правам человека является по сути основным подразделением ОБСЕ по мониторингу соблюдения прав человека, базовых демократических свобод в государствах-участниках ОБСЕ. Бюро также призвано помогать в развитии демографических институтов в «зоне ответственности» ОБСЕ. В свою очередь, Представитель по вопросам свободы СМИ отслеживает развитие ситуации со средствами массовой информации в государствах ОБСЕ и выносит первое предупреждение правительствам государств-участников по поводу нарушения свободы слова в их странах. 

Всемирные организации, действующие  в области экономики и валютно-финансовых отношений, естественно, попадают в  сферу влияния ООН. Деятельность самой ООН в этих областях ограничена. На практике се вполне заменяет ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и  развитию). Среди специализированных организаций, зависящих от ООН, очень  важную роль играют органы, созданные  по Бреттон-Вудским соглашениям, и  ГАТТ, заменяющее специальные учреждения ООН. В течение последних лет  в поисках неформальных путей  решений международных экономических  проблем удалось созвать несколько  более узких конференции за пределами сферы влияния ООН

Организация Объединенных Наций

 Организации,  созданные по инициативе Запада

В силу стечения различных  обстоятельств многие международные  организации имеют «западную» окраску - они были созданы либо в расчете  только на страны с рыночной экономикой, либо эти страны составляют подавляющее  большинство их членов.

Это справедливо, например, для двух крупных учреждений: Организации  экономического сотрудничества и развития, которая объединяет только промышленно  развитые страны с рыночной экономикой, и Банка международных расчетов, созданного в межвоенный период и  ставшего впоследствии излюбленным  местом совещаний и контактов  центральных банков стран с рыночной экономикой.

Две другие неформальные организации  совершенно иной природы пользуются довольно широкой известностью вследствие обострения рассматриваемых ими  проблем. Парижский клуб на уровне высших государственных лиц занят поисками решения вопроса о задолженности. «Группа пяти» (или «шести», или  «семи»), пытается координировать политику ведущих стран с рыночной экономикой на самых различных уровнях - от технических  исполнителей до глав государств.

 

 

Банк международных  расчетов (БМР)

БМР - самая старая из международных  финансовых организаций - была создана  в 1930 г. Помимо большинства стран Западной и Северной Европы, а также шести стран Восточной Европы (наследие периода между двумя мировыми войнами), в него входят США, Канада, Япония, Австралия и Южная Африка. Штаб-квартира банка находится в Базеле. Его независимость гарантируется его капиталом, насчитывающим 1500 миллионов золотых франков (золотой франк эквивалентен 0,290 грамма чистого золота или 1,94 доллара по курсу 108 долларов за унцию золота, зафиксированному в годовом отчете Банка в июне 1989 г.).

БМР представляет собой прежде всего центр сотрудничества центральных  банков. Его Административный совет  состоит из управляющих пяти центральных  банков государств-основателей (Германия, Бельгия, Россия, Великобритания, Италия), из пяти других администраторов того же подданства и из управляющих центральных  банков Швейцарии, Швеции и Нидерландов.

БМР призван обслуживать  центральные банки. Он принимает  в качестве депозитов часть их ликвидных активов, предоставляет  им кредиты в случае необходимости, размещает на рынке средства, находящиеся  в его распоряжении основная часть  пассива банка (помимо капитала и  резервов) состоит из подобных вкладов  в валюте или золоте) как правило, сверхкраткосрочных (на срок максимум до трех месяцев). чтобы выплачивать  проценты по этим вкладам, БМР размещает  их на рыночных условиях в центральных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 В масштабе всех  западных «стран свободное обращение  товаров, услуг и капиталов  незаметно создало торговую, финансовую, валютную и, по правде говоря, экономическую взаимозависимость.  Западные экономики функционируют  все более и более согласованно, и границы свободы независимого  маневрирования в экономической  политике разных стран постоянно  сужаются. Мы уже видели это  в начале 80-х гг. во время периода  замедления экономического развития, который последовал за нефтяным  шоком, вызванным иранской революцией. Это видно еще более отчетливо  с начала 90-х гг., в период стагнации,  который переживает западная  экономика. Согласование и координация  экономической политики стали  необходимыми для обеспечения  роста при равновесии, что является  задачей каждой из ведущих  промышленно развитых стран. На  практике они достигаются в  неформальных рамках «Семерки»,  которая возникла в течение  70-х гг. Они должны структурно  и институционально оформиться, диверсифицироваться в ближайшие  годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Герчикова И.Н. Международные экономические отношения: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М.: АО «Консалтбанкир», 2008.

Максимова Л.М., Международные экономические отношения. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2002.

Международные экономические  отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2005 г.

Семенов К.А. Международные экономические отношения. М.: Новости, 1991.

Чекурова М.В. Международные экономические отношения. М.: МИНХ, 2005.

Интернет - источники

 


Информация о работе Мировая экономика